Муниципальное общеобразовательное учреждение-

средняя общеобразовательная школа села Большая Екатериновка

Аткарского района Саратовской области

Разработка урока по литературе в 7 классе

«Эхо войны в рассказе Бориса Екимова

«Ночь исцеления»

Подготовила:

учитель русского языка и литературы

Чернова Галина Николаевна

Тема: «Эхо войны в рассказе Бориса Екимова «Ночь исцеления»

Цели: выявить проблемы, поднятые автором в данном рассказе, прививать учащимся интерес к теме Великой Отечественной войны, воспитывать у детей уважение, сострадание к пожилым. Продолжить формирование познавательного интереса к современной литературе, целеустремлённости и адекватной оценке окружающих и самооценке.

Оборудование: выставка книг по теме Великой Отечественной войны (В.Некрасов «В окопах Сталинграда», А.Чаковский «Блокада», О.Берггольц. Стихотворения, А.Адамович «Хотынская повесть», Б.Екимов «Ночь исцеления»), рисунки учащихся по рассказу «Ночь исцеления», творческие работы учащихся, записи на доске.

Методы: комментированное чтение, слово учителя, аналитическая беседа, сообщения учащихся, проблемное объяснение.

Ход урока

  1. Организация урока

  2. Эхо войны в рассказе Бориса Екимова «Ночь исцеления»

1.Вступительное слово учителя.

Рассказать о творчестве Б.Екимова.

Если из Волгограда держать путь на запад, вдоль Волго – Донского канала, то через несколько часов попадёшь в деревню Новый Рогачик, а от неё рукой подать до Калача – на – Дону, родного города Бориса Екимова. Далее можно переправиться на правую сторону Дона, а можно пойти вверх по реке, и перед нами предстанет древняя донская земля, с таким бережным вниманием описанная во многих рассказах этого замечательного прозаика. В героях Б.Екимова очень сильно развита социально – нравственная справедливость. Вопрос о самоопределении человека в жизни – центральный вопрос в творчестве писателя. У него цикл рассказов: «Живая душа», «Некому посидеть со старухой», «Доехала благополучно», «Старший брат», «Ёлка для матери», «Переезд», «Осенний пляж».

2.Композиционный план рассказа «Ночь исцеления». Коллективное составление плана рассказа

1.Экспозиция. Приезд внука к бабушке.

2.Завязка. Первая ночь у бабушки, когда внук проснулся.

3.Развитие действия. Сны бабушки.

4.Кульминация. Самый напряженный момент в развитии действия.

5.Развязка. Внук помогает бабушке избавиться от страха.

3.Тема: Внук помогает избавиться от переживаний.

4.Проблемы:

а). Проблема одиночества бабушки.

б). Проблема гуманного отношения к близким.

в). Проблема взросления.

г). Проблема памяти войны.

5.Аналитическая беседа

Последствия некоторых действий, поступков могут сказываться на людях в течение долгого времени. Последствия войны, спустя годы после её окончания, могут приносить страдания мирным людям.

Внутренняя драма героини рассказа Б.Екимова «Ночь исцеления» связана с пережитым во время давно закончившейся войны.

-Итак, мы назвали затронутые в рассказе проблемы. Кого вы назовёте главным героем рассказа? Почему?

-Баба Дуня редко гостила у детей. Причина этого какова? В данном случае у Петра – отца Гриши.

-Как судьба бабушки связана с историей страны?

-Сколько всего детей было у бабы Дуни?

-Почему речь идёт только о Петре?

-Радовалась ли бабушка приезду внука?

-Почему она предупредила внука Григория, что она может не спать ночью?

(А вот я шумлю, дура старая. Ничего поделать не могу).

-На что намекала бабушка?

-О каких карточках вспомнила баба Дуня?

(Привести примеры из жизни своих бабушек и дедушек, а также примеры из читательского опыта).

Во сне баба Дуня называет имена Петяни, Шуры, Таечки.

-Почему Гриша испугался и решил разбудить бабушку?

-О чем он разговаривал в ту ночь с бабушкой? (Не на ту сторону легла. Не на тот бок…)

-Что происходило с бабушкой далее во сне?

Чтение воспоминаний – о карточках, о желудях.

-Чтение и обсуждение диалога. Обратить внимание на слова: «Да это я сейчас проснулась. А там…»

-Как характеризует бабушку извинение перед внуком за то, что она виновата в том, что Гриша не высыпается во сне?

-Какой увидел внук свою бабушку и отличается ли её характеристика от других периодов её жизни?

-Как описания природы помогают в раскрытии внутреннего мира главного героя?

-Приходилось ли вам самим проявлять доброту, сопереживать чужому горю?

Учащаяся рассказывает от первого лица, как им, бабушкам и дедушкам, в данном случае б. Дуне, жилось во время войны.

«Жили мы с мужем дружно, детей растили. Жизнь понемногу стала налаживаться, но настала трудная година для нашей страны, для всех нас.

Напал враг на нашу страну и порушил все наши планы. Призвали на фронт моего мужа, да и всех мужчин в округе. Остались мы одни, но жили надеждой на лучшие времена. А уж как трудно приходилось всем нам. Вспоминаю вот, да слёзы наворачиваются на глаза. Война, голод, карточки. На карточки получали продукты. Но этого не хватало. Приходилось ходить в лес и собирать желуди для опухших от недоедания детишек. Да начальство ругало за это да порой отбирало лепёшки с желудями. И слёзы- то не помогали. Рядом фронт проходил и отбирали желуди под предлогом того, что враг рядом и нас могут захватить. Но я думаю, что тут ещё и другая причина была…».

-Сердце болело и ныло, жалея б. Дуню и кого – то ещё… как вы думаете,

кого ещё имел в виду автор рассказа? (Не бывает совсем не пострадавших от войны…) – из стихотворения Н.Стручковой.

-Ребята, рассказ заканчивается тем, что Гриша помогает избавиться б. Дуне от страха. От переживаний.

-А мог ли автор по-другому закончить рассказ?

Конечно, (наверно), мог бы. Но специально этого не сделал. Видимо, наставляет нас, читателей, подсказывает нам другую развязку. А как бы вы закончили рассказ?

6.Творческие работы учащихся.

-Я бы закончил рассказ так. Трудной та ночь исцеления была не только для внука Гриши и бабушки, но и для отца мальчика. «Ночью он вдруг проснулся от тяжести на сердце. Его пронзила неожиданная мысль: «Не случилось ли там, в деревне, чего – то с нашими…?» Он еле дождался утра и, хотя в выходной день у него были другие планы, он решил съездить в деревню. От автобусной остановки отец шагал очень быстро, раскрыл калитку. С радостным лаем навстречу бежала собака. Ласково потрепав по загривку дворняжку, он раскрыл дверь и увидел лежащую на кровати бабушку, свою маму. «Она о чём – то задумалась, приподнялась, виновато улыбнулась. Сын подбежал к маме, опустился на колени и тихо прошептал: «Здравствуй, мама, прости меня за всё, за всё…» Прошедшая ночь и наступивший день стали для отца, и для сына одновременно исцеляющими.

-Другой возможный ответ на вопрос: Грише снится сон, что папа собирается в деревню. Он очень взволнован. Еле дождавшись наступления утра, он выбегает на дорогу и с первой попутной машиной добирается до деревни. Чтобы увидеть маму. Ведь он так соскучился по ней! Да и сына Гришку давно не видел. Как они там? Вот и дом мамы… Гриша проснулся и обомлел – возле его кровати стоит отец и широко улыбается: «Как спалось? Давай приготовим завтрак и покормим бабушку». Это было уже наяву. Наступивший день стал самым лучшим днём в жизни Гриши. Вывод: Гриша понял, что быть счастливым он сможет только тогда, когда он сам сможет заботиться о других.

7.Чтение наизусть учителем стихотворения Егора Исаева «Память»

И ходит память по земле,

Босая память – маленькая женщина.

Она идёт, переступая рвы.

Ей не нужны ни визы, ни прописки.

В глазах – то одиночество вдовы,

То глубина печали материнской.

Она идёт, покинув свой уют,

Не о себе – о мире беспокойном.

И памятники честь ей отдают,

И обелиски кланяются в пояс.

8.Учащиеся поясняют слова А.Т.Твардовского (написаны на доске)

С тропы своей ни в чём не соступая,

Не отступая – быть самим собой.

Так со своей управиться судьбой,

Чтоб в ней себя нашла судьба любая

И чью – то душу отпустила боль.

9.Учащиеся читают наизусть стихотворения.

1.Первое стихотворение. Юрий Андрианов.

Помню очень смутно и немного:

Сорок третий…

Ёлка… Дед Мороз

«Граждане, воздушная тревога!» —

Встав на стул, я громко произнёс

Скудный праздник жил на хвойной ветке свечкою, дрожащею едва…

Все молчали, плакала соседка,

Слушая привычные слова.

2.Воспоминание. Юнна Мориц

Из горящего поезда на траву выбрасывали детей.

Я плыла по кровавому скользкому рву человеческих внутренностей и костей.

Пилот, который летал надо мной, — коричневая чума, — скалился и хохотал как больной, который сошёл с ума.

Так на пятом году мне послал господь спасенье и долгий путь.

Когда я засыпаю лицом к луне, так горько плачу.

Что слёзы мои текут по стене, в которой я память прячу.

3.Трудное детство. Николай Трегубов

Нам детство трудное досталось

Среди осколков, рвов и кирпичей,

О детских шалостях мечталось,

Но не было ни кукол, ни мячей.

Патроны, мины и гранаты –

Богатый выбор!

Смерть – вольна!

Немало сверстников взяла ты

Оставленным оружием, война.

Не ставились над солдатами обелиски,

Не потому ли больно мне вдвойне.

Учащиеся проводят краткий анализ содержания данных стихотворений.

  1. Итоги урока.

1.Выводы делает учитель:

Бабушка в рассказе постоянно вспоминает войну. Вместе с ней вспоминаем и мы, но не для того, чтобы ненавидеть тех, кто принёс на нашу землю смерть и страдания, а чтобы помнить всегда тех, кто сделал всё, чтобы мы, живущие сейчас, могли смеяться и плакать, радоваться и огорчаться, учиться, работать — да просто жить.

В душе главного героя происходят перемены. Он изменился, повзрослел, стал чутким к чужому страданию. Произошло исцеление не только бабушки, но и внука. Автор призывает нас оглянуться вокруг, увидеть тех, кому нужна наша помощь, понимание.

2. Д/з: подготовить рассказ о том, что учащиеся знают о военном детстве своих близких.

3.Оценка работы учащихся.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here