ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
М.В. Ломоносов. Оды
ФИО (полностью) | Солодова Ирина Васильевна | |
| Место работы | МБОУ «СОШ №18 п. Теплоозерск» |
| Должность | учитель |
| Предмет | литература |
| Класс | 7 |
| Тема и номер урока в теме | 1 урок в теме «Русская литература XVIII века. М.В. Ломоносов. Оды». |
| Базовый учебник | Коровина В.Я. Литература. Учебник-хрестоматия в 2-х частях, 7 класс. 2014, «Просвещение» |
| Цель | Знакомство с биографией Ломоносова, его ролью в развитии русской литературы
|
| Задачи | Обучающие: Познакомить обучающихся с жанром «ода», теорией «трех щтилей» Ломоносова. Развивающая: Способствовать развитию умения анализировать, сравнивать, делать выводы. Воспитательная: Воспитывать положительное отношение к учёбе, к знаниям через анализ отрывка «Науки юношей питают…». Побуждать интерес обучающихся к русской литературе. |
| Тип урока | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний |
| Формы работы учащихся | фронтальная, индивидуальная |
| Необходимое техническое оборудование | компьютер, мультимедийный проектор, экран, установленное на компьютере пользователя специальное программное обеспечение – проигрыватель ресурсов для воспроизведения учебного модуля. |
-
Вызов.
На доске портрет Ломоносова.
Учитель: Ребята, знаете ли вы, кто изображен на портрете?
А) На столе учебники: «Литература», «Обществознание», «Физика», «Русский язык», «Химия», «География».
Ребята, как вы думаете, почему на нашем уроке представлены эти учебники?
Какой ученый может объединить все науки, представленные в этих учебниках?
Составление кластера:
О ком же пойдет речь на сегодняшнем уроке?
Какие задачи мы поставим перед собой?
В) Перед вами таблица, заполните 1 колонку «Знаю» (что вы знаете о Ломоносове)
Заполнение части таблицы ЗХУ
Хочу узнать | Узнал | |
Что я знаю о семье Ломоносова? | ||
|
|
|
Какое образование получил Ломоносов? | ||
|
|
|
Почему Пушкин назвал его «первый наш университет»? | ||
|
|
|
В чем смысл жизни Ломоносова? | ||
|
|
|
Какие открытия совершил Ломоносов в русском языке? | ||
|
|
|
Давайте обсудим ваши представления о Ломоносове
II.Осмысление
А) Работа по статье учебника, стр.65-66
Заполните 2 части таблицы, прочитав материал учебника
Б) Прием Фишбоун / Какие открытия совершил Ломоносов в области русского языка?
/ на правых ребрах: стили-высокий, средний, низкий; на левых- жанры
Учитель: Человек, подобный Ломоносову, не мог не стать поэтом. «Душа, исполненная страстей,» — так характеризовал его Пушкин…
«Ломоносов стоит впереди наших поэтов, как вступление впереди книги,»- писал про него Н. В. Гоголь.
Выступая в качестве литературного реформатора, Ломоносов хорошо знал древнюю русскую письменность, летописи, народные песни. Его поэзия стала органическим продолжением этих богатств, накопленных отечественной культурой.
И в то же время Ломоносов-поэт поднял ее традиции на новый исторический уровень.
В) Мы узнали, что высокому стилю соответствует такой жанр, как ОДА.
Что такое Ода? Запись определения
Г) Прослушивание отрывка из оды «На день восшествия на всероссийский престол …Елисаветы Петровны 1747года»/ аудиозапись
Д) Анализ оды
— К кому обращается автор в первых строках отрывка?
— К чему он их призывает?
— Найдите слова, принадлежащие «высокому стилю».
— Все ли слова понятны? Подберите синонимы к старославянским словам:
Невтонов-Ньютонов, раченье- усердие, от недр — из глубин…
— Что представляет собой это произведение?/послание к потомкам, призыв к просвещению
III. Рефлексия
Учитель: «Соединяя необыкновенную силу воли с необыкновенною силою понятия, Ломоносов объял все отрасли просвещения. Жажда науки была сильнейшею страстью сей души, исполненной страстей. Историк, ритор, механик, химик, минералог, художник и стихотворец, он все испытал и все проник: первый углубляется в историю Отечества, утверждает правила общественного языка его, дает законы и образцы классического красноречия, и, наконец, открывает нам истинные истоки нашего поэтического языка, » — так высоко оценил вклад Ломоносова в развитие России А.С. Пушкин
А) Заполните 3 колонку таблицы
Б) Что вы хотели бы узнать еще о поэте, ученом, патриоте?/индивидуальные задания на дом по выбору учащихся
В) Возврат к кластеру. Что можно добавить?
Как можно назвать такого человека? /поэт, патриот и т.д.
Г) Составление синквейна/ учащиеся знакомы с правилами составления синквейна
Д) Чтение синквейнов:
Ломоносов
Лингвист, ученый
Великий, русский, знаменитый
Ломоносов- первый наш университет
Патриот
Д) Оцените свое настроение/смайлики
Выставление оценок
IV) Домашнее задание:
— индивидуальные задания о Ломоносове по выбору учащихся
-наизусть «Науки юношей питают…»
— чтение страниц учебника 65-66
Спасибо за урок!