Абраменко Л.А., учитель высшей категории.

Уроки литературы в 11-м классе.

Эпоха и её « новый герой» в изображении М.Б. Булгакова в повести «Собачье сердце».

2 УРОКА.

Предварительная подготовка к уроку:

1).Прочитать повесть «Собачье сердце».

2).Индивидуальное задание: подготовить рассказ об истории создания произведения.

3).Индивидуальные задания 4-м ученикам: подготовить выразительное чтение цитат (высказываний известных людей об эпохе).

Цели:

1).Развивать умение анализировать текст, сопоставлять исторические реалии с худ. миром повести.

2).Воспитывать интерес к русской лит-ре xx века, к тв-ву М.А. Булгакова.

Оборудование:

Портрет М.Булгакова, вырезки из журналов со ст. о Булгакове М.А. и эпохе, компьютер с диском (фильм «Собачье сердце», отрывок), текст повести, учебник, иллюстрации.

Тип урока: формирование и совершенствование знаний.

Вид урока: урок-беседа с использованием цифровых инф. Технологий.

Оформление доски:

Портрет, статьи, иллюстрации, записи.

1925-1987

Социальная сатира

Революция или эволюция?

«Если то, что делают в России большевики, есть эксперимент, то для такого эксперимента я пожалел бы лягушку…»

Академик И.Павлов.

«Россия — не лягушка для экспериментов Ленина!»

Революционный плакат эпохи.

«Цилиндр мой я с голодухи на базар снёс, но сердце и мозг не понесу…, хоть издохну…»

М.Булгаков, «Записки на манжетах».

Ход урока.

1.Работа над новым материалом.

1). Вступительное слово учителя. Отличительные черты тв-ва М.Булгакова. «Собачье сердце» — «острый памфлет на современность. Нельзя печатать!» (Л.Каменев). Трагическая история повести, напечатанной лишь спустя 62 года — в 1987-м году (1925-1987).

2).Выходит ученик-докладчик.

3).Беседа.

—Подзаголовок повести – «Чудовищная история». Почему?

(Утрируя, Булгаков показывает, кто «захватил» Россию в результате переворота. Шариков – модель нового «трудового элемента», пролетариата, который не уважает прошлое, думает, что ему всё дозволено и все должны.

Написанная через 5 лет после романа Замятина «Мы» эта фантастическая повесть начинается тоже ОПЕРАЦИЕЙ.)

—В основе сюжета – эксперимент, опыт. Где ещё? Почему?

—Слова «эксперимент», «опыт» звучат в лит-ре и публицистике 20-х годов постоянно. Слово – ученикам.

Звучат высказывания М.Горького, И. Павлова, Луначарского, Н.Бердяева, М.Волошина, Г.Плеханова

Ф. Шаляпина М.Спиридоновой, Деникина, В.Короленко и др.

(Короленко призывал «вожаков скороспелого коммунизма» «Отказаться от эксперимента».

Об эксперименте писал в 1918-м году Н. Бердяев: «Нам жаль народа, над которым проделывают опыты вивисекции». «Апологеты социального приступили к огромному эксперименту создания нового соц. Мира».

О «Социальном эксперименте говорил М. Волошин.

Деникин напишет позже в «Очерках русской смуты» о «производстве над живым телом России социального опыта, неудача которого грозит параличом и смертью.»

Академик Павлов: « Я как стародавний экспериментатор жизни…глубоко убеждён, что проделываемый над Россией опыт обречён на непременную неудачу и ничего, кроме политической и культурной гибели моей родины, не даст…»

О курьёзном истор. Опыте писал Г. Уэллс.

М. Горький: «Для Ленина – Россия – только материал опыта, начатого в размерах всемирных, планетарных.»

А. Изгоев писал о «подопытном народе и государстве, отдаваемых для произведения соц. Опытов».

М. Спиридонова: «…у нас в большевики вышли все негодящиеся из солдат, отбившиеся, прямо скажем, хуже дерьма».

Ф. Шаляпин: «Большевистская практика оказалась ещё страшнее большев. Теорий…В большевизм влилось всё жуткое…»)

Учитель: «Повесть «Соб. Сердце» должна быть прочитана именно на этом фоне – на фоне лит-ры о революции».

2.Повторение, анализ текста повести:

—В повести – быт послереволюционной эпохи .

Каким он показан? Проанализировать монолог Шарикова.

Изображение «уродств нашего быта». Гротескный образ современности.

После ответов учеников учитель подводит итог: «Булгаков изображает бесчисленные уродства нашего быта», по его же словам. Он подводит к выводу, что разруха не вне, а внутри.

—Отрывок из фильма «Собачье сердце».

Охарактеризуйте Шарикова – нового героя. Каков он – «сделанный» человек? Какая книга становится для него учебником жизни?

Сравните Шарикова с Шариком.

—Какова роль Швондера? Охарактеризуйте его.

Отрывок из фильма.

—Кто противостоит Шарикову и « товарищам»?

Расскажите о профессоре Преображенском, процитируйте его высказывания.

—Расскажите о докторе Борментале.

—К какому выводу приходит профессор?

—Как переосмысливаются в повести классические отношения между интеллигенцией и человеком из народа? Как трансформируется образ «передового пролетария», сложившийся в лит-ре 20-х годов?

—Какова позиция автора? В чём основная идея повести?

—Понятие шариковщины.

Чем страшны Шариковы?

—Назовите «крылатые» фразы из повести.

3.Подведение итогов. Выводы. Слово учителя.

Автор спорит с новой идеологией, утверждает, что необходима не революция, а Эволюция! Великая Эволюция! Он убеждён: нельзя форсировано изменить условия жизни и в итоге самого человека! Социальный прогресс возможен только на основе этических ценностей, которые были выработаны человечеством. Булгаков верил в «нравственное самоусовершенствование», в которое верили и Достоевский, и Толстой.

Булгаков предупреждал об опасности социальных экспериментов. Революция миллионам открыла путь к образованию, высоким постам в армии, партии, правительстве, и вместе с тем предоставила необыкновенные возможности для шариковых всех рангов и мастей.

Разрушительный потенциал «маленького человека», как показал Булгаков, страшен.Репрессии были бы невозможны без шариковых – управляемых и жестоких.

Послушные «нумера» и жестокие, агрессивные Шариковы – две ипостаси тоталитарного общества.

В своей повести Булгаков сказал о главной идее, написанной на знамёнах революции, — идее соц. равенства и « всеобщей справедливости».

Повесть «Собачье сердце» — это повесть предупреждение!

4. Домашнее задание:

Творческая работа — размышление на тему: « Чем страшны Шариковы?» Письменно.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here