Абраменко Л.А., учитель высшей категории.
Уроки литературы в 11-м классе.
Эпоха и её « новый герой» в изображении М.Б. Булгакова в повести «Собачье сердце».
2 УРОКА.
Предварительная подготовка к уроку:
1).Прочитать повесть «Собачье сердце».
2).Индивидуальное задание: подготовить рассказ об истории создания произведения.
3).Индивидуальные задания 4-м ученикам: подготовить выразительное чтение цитат (высказываний известных людей об эпохе).
Цели:
1).Развивать умение анализировать текст, сопоставлять исторические реалии с худ. миром повести.
2).Воспитывать интерес к русской лит-ре xx века, к тв-ву М.А. Булгакова.
Оборудование:
Портрет М.Булгакова, вырезки из журналов со ст. о Булгакове М.А. и эпохе, компьютер с диском (фильм «Собачье сердце», отрывок), текст повести, учебник, иллюстрации.
Тип урока: формирование и совершенствование знаний.
Вид урока: урок-беседа с использованием цифровых инф. Технологий.
Оформление доски:
Портрет, статьи, иллюстрации, записи.
1925-1987
Социальная сатира
Революция или эволюция?
«Если то, что делают в России большевики, есть эксперимент, то для такого эксперимента я пожалел бы лягушку…»
Академик И.Павлов.
«Россия — не лягушка для экспериментов Ленина!»
Революционный плакат эпохи.
«Цилиндр мой я с голодухи на базар снёс, но сердце и мозг не понесу…, хоть издохну…»
М.Булгаков, «Записки на манжетах».
Ход урока.
1.Работа над новым материалом.
1). Вступительное слово учителя. Отличительные черты тв-ва М.Булгакова. «Собачье сердце» — «острый памфлет на современность. Нельзя печатать!» (Л.Каменев). Трагическая история повести, напечатанной лишь спустя 62 года — в 1987-м году (1925-1987).
2).Выходит ученик-докладчик.
3).Беседа.
—Подзаголовок повести – «Чудовищная история». Почему?
(Утрируя, Булгаков показывает, кто «захватил» Россию в результате переворота. Шариков – модель нового «трудового элемента», пролетариата, который не уважает прошлое, думает, что ему всё дозволено и все должны.
Написанная через 5 лет после романа Замятина «Мы» эта фантастическая повесть начинается тоже ОПЕРАЦИЕЙ.)
—В основе сюжета – эксперимент, опыт. Где ещё? Почему?
—Слова «эксперимент», «опыт» звучат в лит-ре и публицистике 20-х годов постоянно. Слово – ученикам.
Звучат высказывания М.Горького, И. Павлова, Луначарского, Н.Бердяева, М.Волошина, Г.Плеханова
Ф. Шаляпина М.Спиридоновой, Деникина, В.Короленко и др.
(Короленко призывал «вожаков скороспелого коммунизма» «Отказаться от эксперимента».
Об эксперименте писал в 1918-м году Н. Бердяев: «Нам жаль народа, над которым проделывают опыты вивисекции». «Апологеты социального приступили к огромному эксперименту создания нового соц. Мира».
О «Социальном эксперименте говорил М. Волошин.
Деникин напишет позже в «Очерках русской смуты» о «производстве над живым телом России социального опыта, неудача которого грозит параличом и смертью.»
Академик Павлов: « Я как стародавний экспериментатор жизни…глубоко убеждён, что проделываемый над Россией опыт обречён на непременную неудачу и ничего, кроме политической и культурной гибели моей родины, не даст…»
О курьёзном истор. Опыте писал Г. Уэллс.
М. Горький: «Для Ленина – Россия – только материал опыта, начатого в размерах всемирных, планетарных.»
А. Изгоев писал о «подопытном народе и государстве, отдаваемых для произведения соц. Опытов».
М. Спиридонова: «…у нас в большевики вышли все негодящиеся из солдат, отбившиеся, прямо скажем, хуже дерьма».
Ф. Шаляпин: «Большевистская практика оказалась ещё страшнее большев. Теорий…В большевизм влилось всё жуткое…»)
Учитель: «Повесть «Соб. Сердце» должна быть прочитана именно на этом фоне – на фоне лит-ры о революции».
2.Повторение, анализ текста повести:
—В повести – быт послереволюционной эпохи .
Каким он показан? Проанализировать монолог Шарикова.
Изображение «уродств нашего быта». Гротескный образ современности.
После ответов учеников учитель подводит итог: «Булгаков изображает бесчисленные уродства нашего быта», по его же словам. Он подводит к выводу, что разруха не вне, а внутри.
—Отрывок из фильма «Собачье сердце».
—Охарактеризуйте Шарикова – нового героя. Каков он – «сделанный» человек? Какая книга становится для него учебником жизни?
Сравните Шарикова с Шариком.
—Какова роль Швондера? Охарактеризуйте его.
Отрывок из фильма.
—Кто противостоит Шарикову и « товарищам»?
Расскажите о профессоре Преображенском, процитируйте его высказывания.
—Расскажите о докторе Борментале.
—К какому выводу приходит профессор?
—Как переосмысливаются в повести классические отношения между интеллигенцией и человеком из народа? Как трансформируется образ «передового пролетария», сложившийся в лит-ре 20-х годов?
—Какова позиция автора? В чём основная идея повести?
—Понятие шариковщины.
Чем страшны Шариковы?
—Назовите «крылатые» фразы из повести.
3.Подведение итогов. Выводы. Слово учителя.
Автор спорит с новой идеологией, утверждает, что необходима не революция, а Эволюция! Великая Эволюция! Он убеждён: нельзя форсировано изменить условия жизни и в итоге самого человека! Социальный прогресс возможен только на основе этических ценностей, которые были выработаны человечеством. Булгаков верил в «нравственное самоусовершенствование», в которое верили и Достоевский, и Толстой.
Булгаков предупреждал об опасности социальных экспериментов. Революция миллионам открыла путь к образованию, высоким постам в армии, партии, правительстве, и вместе с тем предоставила необыкновенные возможности для шариковых всех рангов и мастей.
Разрушительный потенциал «маленького человека», как показал Булгаков, страшен.Репрессии были бы невозможны без шариковых – управляемых и жестоких.
Послушные «нумера» и жестокие, агрессивные Шариковы – две ипостаси тоталитарного общества.
В своей повести Булгаков сказал о главной идее, написанной на знамёнах революции, — идее соц. равенства и « всеобщей справедливости».
Повесть «Собачье сердце» — это повесть предупреждение!
4. Домашнее задание:
Творческая работа — размышление на тему: « Чем страшны Шариковы?» Письменно.