Могилёва Т.В., учитель русского языка и литературы

МОУ «СОШ№2» г.Омска

Поиск гармонии

(урок литературы в 10 классе по роману Ф.М.Достоевского «Братья Карамазовы»).

Цель урока: Духовное самоопределение учащихся в процессе исследования художественных текстов.

Задачи урока:

  • формирование внутренней потребности личности в непрерывном духовно – нравственном совершенствовании.

  • развитие способностей детей конструктивно решать разногласия и обеспечивать продвижение от конфликтных ситуаций к примирению и разрешению противоречий.

  • Формирование интереса учащихся к творчеству великого писателя и гуманиста Ф.М.Достоевского, к теме «Достоевский – Глазунов»

  • Формирование интереса к творчеству замечатального художника И.С.Глазунова, называемого «Достоевским в живописи», творящего «философские мыслеобразы», выражающие нравственные, социальные и эстетические категории, когда форма внешнего мира служит для выражения мира внутреннего.

  • Отработка навыков анализа и синтеза материала;

  • Создание на уроке особой теплой атмосферы человеческого общения, средством которого выступает литература как искусство слова.

Актуальность темы: знание законов гармонии является необходимым для всех людей. Это знание обеспечивает процветание, устойчивое развитие, всеобщее благо и гармоничный мир на Земле, исключает насилие, войны, бедность.

Технические и программные средства, используемые на уроке и в процессе подготовки к уроку: роман Ф.М.Достоевского «Братья Карамазовы», презентация к уроку, созданная на основе иллюстраций И.С.Глазунова к роману Ф.М.Достоевского «Братья Карамазовы» и предварительных работ учащихся, интерактивная доска, поисковые сайты, сайты социальных сервисов.

Предварительное задание учащимся для группового исследования:

  • Дать трактовку следующим понятиям: гармония, гордыня, эгоцентризм, эгоизм, индивидуализм, персонификация. (Рекомендованные сайты: www.slovopedia.com/1/195/728838.html;www.peacefromharmony.org/?cat=ru_c&key=37😉

  • Ответить на вопрос: «Какого человека можно назвать гармоничным?»

  • Определить литературных героев, соответствующих понятию гармоничный человек. (Роман Ф.М.Достоевского «Братья Карамазовы». Книга первая. «История одной семейки», глава 4 «Третий сын Алёша»; Книга шестая. Русский инок. Книга седьмая. Алеша;) (рекомендованный сайт: http://www.magister.msk.ru/library/dostoevs/dostf01.htm )

  • Определить человеческие качества, жизненные принципы, позволяющие выстроить гармоничные отношения с миром.

Ход урока.

Учитель: Уважаемые ребята! Прошу вас дать определение понятия «гармония».

Примерные ответы учащихся: (слайд 1).

Учитель: Обратите внимание, что к вашему определению гармонии я добавила изречение: «Социальная гармония начинается с каждого из нас» и слова Святого Блаженного Августина: « В главном – единство, в спорном – свобода, во всём – любовь…». В конце нашей дискуссии мне бы хотелось получить ответ на вопрос: «Почему я это сделала?» А сейчас назовите, пожалуйста, героев Достоевского, которым, на ваш взгляд, удалось выстроить гармоничные отношения с миром.

Примерные ответы учащихся

  • После прочтения рекомендованных глав стало ясно, что герои, которые сумели выстроить гармоничные отношения с другими людьми – это Алёша Карамазов и старец Зосима. Алёшу Достоевский называет «ранним человеколюбцем».

  • Основные черты образа героя, выделанные нами, подтверждают это определение (слайд 2).

  • Основные качества, которыми обладает Алеша Карамазов — это доброта, любовь ко всем людям и ко всему миру, умение все простить, терпение, открытость, искренность, отсутствие себялюбия, бескорыстие и целомудрие (слайд №,3).

  • Автор убеждает нас, что именно эти качества помогли Алёше выстроить гармоничные отношения с миром. Ведь Алёшу, по слова автора «все любили», а это значит, он ни у кого не вызывает неприятия, раздражения, желания обидеть, оскорбить, унизить. И Алёша «любит людей», живет, «совершенно веря в людей». А значит, и его душа свободна от плохого. Получается, что Алёша – счастливый человек, а это главное.

Учитель: Ребята, обратите внимание на портрет Алёши, написанный И.С.Глазуновым. Его лицо напоминает лица святых с древних икон. В нем нет душевного надлома, в отличии от изображений других героев Достоевского (Настасьи Филипповны, Ивана, Ставрогина), а лишь умиротворенность черт, отражающая внутреннюю гармонию. Алёша, пробуждая своей любовью, доверием, искренностью, терпимостью, отсутствием себялюбия ответную любовь в людях как бы делится с ними своим гармоничным мироощущением, возрождая в них надежду на возможность преображения всего мира, на возможность сосуществования в любви. Алеша, по мысли Достоевского, — идеал, которого может достичь каждый человек. В образе Алёши автор выразил сои заветные мысли: бесконечную веру в людей, умение и желание видеть в каждом, пусть даже падшем человеке хорошее. В одной из своих дневниковых записей Достоевский пишет о том, что не хочет и не может верить, чтобы зло было нормальным состоянием людей. Плохой человек, по его мнению, — это лишь больной человек, обладающий болезненным «несчастным» сознанием, и зло владеет людьми незаконно, в значительной степени случайно, только до тех пор, пока люди не поймут, что зло есть болезнь, и что они сами в ней виноваты. Бесконечная вера в человека, в то, что плохих людей нет на свете, снимает двойственность мира, дуализм добра и зла: в мире остается лишь однонаправленное движение к добру и красоте, к братскому единению людей. Ну и, наконец, Алеша принимает в себя соборную идею всеобщей ответственности «всех за все». Он уходит из монастыря в мир (по благословению старца), «служить своим братьям», … за людьми… как за детьми ходить, а за иными как за больными в больницах. Он становится «иноком в миру» и, словно лучик, освещает сердца тех, с кем соприкасается, пробуждая в других омраченное благородное начало: «подает луковку» Грушеньке, помогает семье Илюши и пытается помочь своим братьям – Мите и Ивану. Я думаю, что основу мировоззрения Алёши Карамазова выразит изречение Сенеки «Человек для человека святыня».

Учителем Алёши в романе является старец Зосима. Представьте, пожалуйста, этого героя.

Примерные ответы учащиеся:

  • По словам Алёши Карамазова, старец Зосима – это «хранитель божьей правды в глазах Народа».

  • Алёша говорит о всегдашней жажде справедливости в русском народе: «для смиреной души русского простолюдина, измученной трудом и горем, а главное всегдашнею несправедливостью и всегдашним грехом, как своим, так и мировым, нет сильнее потребности и утешения как обрести святыню или святого, пасть пред ним и поклониться ему: «Если у нас грех, неправда и искушение, то все равно есть на земле там-то, где-то святой и высший; у того зато правда, тот зато знает правду; значит, не умирает она на земле, а стало быть когда-нибудь и к нам перейдет и воцарится по всей земле как обещано».

  • «Не смущало его нисколько, что этот старец все-таки стоит пред ним единицей: «все равно, он свят, в его сердце тайна обновления для всех, та мощь, которая установит наконец правду на земле и будут все святы, и будут любить друг друга и не будет ни богатых, ни бедных, ни возвышающихся, ни униженных, а будут все как дети божии и наступит настоящее царство Христово».

  • Основная идея мировоззрения старца Зосимы – любовь к ближнему. «Постарайтесь любить ваших ближних деятельно и неустанно», — говорит он в своих поучениях (слайд№4,5).

  • А вот мысль старца о том, что «Всякий человек за всех и за вся виноват, помимо своих грехов», и что если бы поняли это люди – на всей земле был бы рай, нам не совсем понятна. Мы не смогли определить в себе вину за какого-то преступника и за совершённое им преступление.

Учитель: Дорогие ребята, сейчас в вашем возрасте будет достаточно, если вы почувствуете вину за ссору с родителями, друзьями, одноклассниками, за плохое настроение учителя, мамы, соседа, или просто прохожего. Это уже будет означать глубокую внутреннюю рефлексию и работу над собой. А когда старец говорит о вине каждого перед всеми, я думаю, он говорит о тождестве человека с любым другим человеком, о всеобщей ответственности друг перед другом, к которой путём любви к людям, не пытаясь найти научных подтверждений, приходит Алёша Карамазов. Эта ответственность рождается из принципа любви, а отказ от принципа любви, по мнению старца, а вместе с ним и автора есть единственная причина происхождения зла в нашем мире. Ощущение человеческого единства, тождества «Я» с другим «Я» обусловливает выполнения категорического императива И.Канта, звучащего до гениальности просто: «Поступай с другими так, как хотел бы, чтобы поступали с тобой». Из человеческого тождества вытекают естественные требования уважения к человеку, исключения агрессии и насилия по отношению к нему, доброжелательности, сочувствия, сопереживания и готовности с пониманием отнестись к проблемам или просьбам другого человека. И наоборот. Если человек начинает считать себя избранным, выделять по каким бы то ни было причинам из человеческого сообщества – это первая ступень к несчастливой жизни и одиночеству. Подобное ощущение избранности есть эгоцентризм, который, по утверждению психологов, является причиной если не всех, то большинства личностных расстройств: неврозов, психопатий, неадекватных психических состояний и лечение подобных расстройств проводится снятием эгоцентризма. Например, известный психолог В.Леви лечит состояние депрессии именно снятием эгоцентризма.

Изображая немощного старца, с надеждой и верой всматривающегося в мир, иконы, окружающие старца, художник вместе с автором романа возвращает нас в мир доброты и правды, в мир святых людей. Хочу обратить ваше внимание на то, что взгляды старца Зосимы современны и актуальны. Одна из деклараций ЮНЕСКО звучит так: «Планетарное сообщество — не что иное, как единое целое, все с неизбежностью оказывается его частью; воспитание должно развивать сознание единства…» Не правда ли, в ней провозглашается та же идея, что и в поучениях старца.

Очень важным, ребята, в образе двух героев Достоевского является то, что нравственные законы для них естественны, необходимы и свободно приемлемы. Они, как и все люди, обладают свободой выбора, и осознано и свободно делают свой выбор между добром и злом в пользу ДОБРА. И этот выбор также обусловлен любовью к людям. Ответьте мне, пожалуйста, на вопрос, что для вас свобода?

Примерные ответы учащиеся:

  • свобода — это возможность поступать так, как хочется;

  • пользоваться всем, чем хочется;

  • иметь все, что хочется;

Учитель: Друзья, в ваших ответах есть зерно истины, но ваш свобода больше похожа на произвол. По мнению Достоевского и его любимых героев, истинная свобода состоит в признании свободы другого человека — «Я» только тогда истинно свободен, когда и другой также свободен и счастлив и мною признаётся свободным и счастливым. И эти утверждения вытекают из восприятия человечества как единого целого, цель которого в создании «великой, общей гармонии», в «братском окончательном согласии всех племен по Христову евангельскому закону!» (слайд №6)

Т.о., мудрость поучений старца Зосимы заключается в том, что они показывают путь преодоления эгоизма человека через способность и задачу почувствовать себя на месте другого, увидеть в нем себе подобного, такое же ценное и свободное существо, как и ты сам (слайд №7).

Но, к сожалению, мы не можем отрицать, что не менее очевидна и область антигуманного, негармоничного в человеке. Кто является антиподом Алёши Карамазова и старца Зосимы?

Учащиеся: Антиподом наших героев, конечно, является Раскольников, Свидригайлов, Лужин, а также Печорин и Онегин.

Учитель: Какую основную черту вы можете выделить, характеризуя этих героев?

Примерные ответы учащиеся:

  • гордость, индивидуализм и себялюбие.

Учитель: Давайте обсудим подготовленные вами определения понятий гордыня, эгоизм, эгоцентризм, индивидуализм (в нашем контексте – персонификация).

Учащиеся зачитывают трактовку понятий «гордыня», «эгоизм», «эгоцентризм», «индивидуализм».

Учитель: Ответьте, пожалуйста, на вопрос, можно ли сделать вывод, что эти понятия тождественны и синонимичны.

Примерные ответы учащиеся: Конечно, можно, так как общее в толкование данных понятий – сосредоточенность человека на себе, безмерная любовь к себе.

Учитель: Я бы добавила — обособление человека, разрыв тождества, единства с себе подобными – есть преступное разделение на «тварей дрожащих» и «право имеющих». Подобное обособление вытекает из гордыни, которая в православии считается смертным грехом. Очень многие философы и писатели считают гордыню источником зла на земле, в том числе и социальных катастроф (слайд№8). «Гордый человек считает, что он может обходиться с другими не так, как он хотел бы, чтобы обходились с ним, поскольку уверен, что сам он не такой человек как все, а лучше других людей». В «Пушкинской речи» Достоевский восклицает: «Смирись, гордый человек, и прежде всего смири свою гордость!» Гордыня и тщеславие возглавляли иерархию грехов и в классификации пороков и добродетелей, представленной в «Уставе» Нила Сорского: «помысел гордостный» есть «всем злым начало и конец». Кроме того, подчеркивается, что гордыня разрушительна и для самого ее носителя, ибо, во-первых, лишает его любви окружающих (слайд»10,): «Много есть наказаний гордому человеку, но главное и самое тяжелое наказание то, что, какие бы ни были у него достоинства и как бы он ни старался, люди не любят его»(Л.Н.Толстой). Более того, гордый человек выглядит комично и жалко. Об этом мы с вами будем говорить в 11 классе при изучении романа М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита». Из гордыни вытекают такие низменные качества как ненависть, враждебность, злопамятство, мстительность, агрессивность, насилие, жестокость, недоброжелательность, нетерпимость, лживость, хвастовство, зависть, ревность, эгоизм, безответственность, уныние, равнодушие. Основная их черта — разрушительность. Они наносят ущерб как тем, на кого они направлены, так и самим носителям этих качеств.

Давайте с вами вспомним, как сложилась жизнь литературных героев и некоторых исторических деятелей, чьи поступки были мотивированы гордыней?

Примерные ответы учащиеся:

  • Раскольников погубил свою жизнь и жизнь ни в чем не повинных людей. И наоборот. Соня Мармеладова, пожертвовав собой, спасла многих.

  • Онегин становится причиной смерти молодого поэта Ленского.

  • Наполеон, Гитлер принесли смерть, горе, несчастья, как народам других стран, так и своему народу.

Учитель: К сожалению, список этот можно продолжить. И какие бы маски ни надевали люди, чьи сердца заполнены гордыней (переустроить мир, осчастливить несчастных, обогатить бедных) в основе их поведения лежит одно – нелюбовь к людям, что по мысли наших героев и их создателя есть источник зла (слайд №11).

Поиск гармонии, «жажда правды» извечно занимали умы писателей и философов. Для Достоевского истиной стал образ Иисуса Христа, который есть любовь – вечная любовь к человеку. Этот образ как будто со страниц произведений писателя шагнул на величественную картину И.С.Глазунова, озаряя путь народу, ищущему правду (слайд№12).

Я верю, что сегодня и каждый из вас задумался о том, как нужно жить, чтобы на земле царила любовь, не было боли и страданий. И мне очень хочется, чтобы заветные мысли великого гуманиста наполнили вашу душу, как они наполняют мою. А закончить наш урок мне хочется словами прекрасного актёра Е.Леонова, которыми стану итогом нашей сегодняшней беседы: «Я теперь верю в то, что выше закона может быть только любовь. Выше права – милость. Выше справедливости – прощение. Мне кажется, что этой формулы достаточно, чтобы не опускаться ниже человеческого уровня…» (слайд№12)

Домашнее задание: Написать эссе на одну из тем:

  1. «Основные черты человеческой личности, позволяющие выстроить гармоничные отношения с миром».

  2. Роль презентации в раскрытии темы урока.

  3. Соответствие иллюстративной части презентации теме урока.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here