Открытый урок на тему: «Художественный образ в искусстве: новый взгляд на мир»

(поэзия, живопись, музыка)

Цель урока: дать детям возможность к осмыслению понятия «образ в искусстве» на примере стихотворного текста, музыки и живописи.

Для урока нужно: отрывок из фильма С.Соловьёва «Сто дней после детства» — «Улыбка Джоконды», музыка П.Чайковского («Осень»), «Джоконда» Леонардо да Винчи, картины Левитана, «Спас Вседержитель» Рублёва

Вводная часть: просмотр отрывка из фильма Соловьёва «Сто дней после детства» («Воспитание чувств»)(5минут)- о многогранности понимания тайны улыбки Джоконды.

  1. – А вы что видите? (высказывания детей)(3 минуты)

  1. Подведение итогов: мы так много разного узнали о Джоконде, так много граней восприятия… Мог ли помыслить заказчик картины, которому нужен был просто облик любимой женщины, отображённый на полотне, что он будет наполнен такой космической многогранностью! Но он заказал картину художнику, который создал не просто портрет – ОБРАЗ. Он изобразил не только земную красивую женщину, ему удалось в этом портрете передать всё многообразие своих знаний о человеке, о тайнах его души, о непостижимых загадках человеческой личности, и о себе самом, конечно. Перед нами – бездна, космос человеческой личности. Она скрыта за оболочкой физического облика, светит сквозь него, как лучи сквозь неплотно закрытые ставни. Так всегда бывает, когда за всем стоит настоящий художник.Итак, что же такое образ в искусстве? (ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ)- 5 минут

  1. Итак, образ –это обобщённое художественное отражение действительности, созданное при помощи творческой фантазии художника. Он не только отражает реальность, но и выражает то, ЧТО СПРЯТАНО ЗА НЕЮ, ЧТО ВИДИТ ЛИШЬ САМ ХУДОЖНИК. Это какая-то важная информация о мире,человеке и самом себе, пропущенное сквозь призму сердца. Творца.Он зачем-то домысливает реальность, приписывает ей то, что другие не видят. Зачем? Проще говоря, это та реальность, которая приводит к мысли: тело – это ещё не всё, из чего мы состоим …Об этом говорил Иосиф Бродский, поражённый в 17 лет вопросом: «Неужели ты думаешь, что тело – это всё, из чего ты состоишь?» Посмотрите на икону Рублёва «Спас Вседержитель»…

  2. На этом уроке мы рассмотрим понятие «Художественный образ» на примерах кино, литературы и живописи. Перед нами — 5 знаменитых картин Левитана, посвящённых русскому пейзажу. Вглядитесь в эти картины и одновременно послушайте стихотворение Фёдора Тютчева , чтобы ответить на вопрос: в чём образная связь этих картин и стихотворения (на экране — слайды, звучит музыка Чайковского и стихотворение Тютчева) — 5 мин.

Эти бедные селенья,
Эта скудная природа —
Край родной долготерпенья,
Край ты русского народа!

Не поймет и не заметит
Гордый взор иноплеменный,
Что сквозит и тайно светит
В наготе твоей смиренной.

Удрученный ношей крестной,
Всю тебя, земля родная,
В рабском виде Царь небесный
Исходил, благословляя.

  1. Работа в группах, ответы на вопросы к картинам и стихотворению-

(назначаю 5 учеников, принимающих ответы класса и записывающих самые интересные из них; в классе – 5 столов, на каждом – одна из репродукций. Каждый из 20 учеников успевает быть услышанным, движение идёт по кругу.

Вопросы: как данная картина связана с текстом Тютчева? В чём особенность образа России, созданного художником – и поэтом? Какие детали в картине и в тексте стихотворения особенно важны? Какое чувство хотел передать через данный образ художник и какое — поэт? В чём смысл слов «в рабском виде Царь Небесный»?- 15 минут

  1. Подводим итоги: руководители 5 групп зачитывают самые яркие ответы, благодаря чему создаётся текст о каждой из картин Левитана и о смысле стихотворения Тютчева о России.

  2. Итак, образ имеет обобщающее начало, обладает свойствами символа. Не только воспроизводит действительность, но и выражает её скрытую сущность….Предлагаю вам дома подумать об этом, работая с тремя стихотворениями Николая Заболоцкого.

Домашнее задание: распределившись по группам, поработать над анализом стихотворений с точки зрения их образности.

Задание группе №1

Любите живопись, поэты!

Лишь ей, единственной, дано

Души изменчивой приметы

Переносить на полотно.

Ты помнишь, как из тьмы былого,

Едва закутана в атлас,

С портрета Рокотова снова

Смотрела Струйская на нас?

Ее глаза — как два тумана,

Полуулыбка, полуплач,

Ее глаза — как два обмана,

Покрытых мглою неудач.

Соединенье двух загадок,

Полувосторг, полуиспуг,

Безумной нежности припадок,

Предвосхищенье смертных мук.

Когда потемки наступают

И приближается гроза,

Со дна души моей мерцают

Ее прекрасные глаза. 1953

— Чем поразила Николая Заболоцкого, автора стихотворения, эта работа художника Рокотова?Найдите в тексте стихотворения детали, с помощью которых создан художественный образ.

— Вглядитесь в работу кисти Рокотова «Портрет Струйской» – это не только портрет женщины по фамилии Струйская, а нечто большее – образ чего-то… Образ ЧЕГО?

Задание группе № 2

НЕКРАСИВАЯ ДЕВОЧКА

Среди других играющих детей
Она напоминает лягушонка.
Заправлена в трусы худая рубашонка,
Колечки рыжеватые кудрей
Рассыпаны, рот длинен, зубки кривы,
Черты лица остры и некрасивы.
Двум мальчуганам, сверстникам её,
Отцы купили по велосипеду.
Сегодня мальчики, не торопясь к обеду,
Гоняют по двору, забывши про неё,
Она ж за ними бегает по следу.
Чужая радость так же, как своя,
Томит её и вон из сердца рвётся,
И девочка ликует и смеётся,
Охваченная счастьем бытия.
Ни тени зависти, ни умысла худого
Ещё не знает это существо.
Ей всё на свете так безмерно ново,
Так живо всё, что для иных мертво!
И не хочу я думать, наблюдая,
Что будет день, когда она, рыдая,
Увидит с ужасом, что посреди подруг
Она всего лишь бедная дурнушка!
Мне верить хочется, что сердце не игрушка,
Сломать его едва ли можно вдруг!
Мне верить хочется, что чистый этот пламень,
Который в глубине её горит,
Всю боль свою один переболит
И перетопит самый тяжкий камень!
И пусть черты её нехороши
И нечем ей прельстить воображенье,-
Младенческая грация души
Уже сквозит в любом её движенье.
А если это так, то что есть красота
И почему её обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота,
Или огонь, мерцающий в сосуде?

— Какие детали особенно важны в создании образа некрасивой девочки в этом стихотворении Николая Заболоцкого?

— Дайте характеристику образу лирического героя.

Задание группе № 3

О КРАСОТЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ЛИЦ

Есть лица, подобные пышным порталам,

Где всюду великое чудится в малом.

Есть лица — подобия жалких лачуг,

Где варится печень и мокнет сычуг.

Иные холодные, мертвые лица

Закрыты решетками, словно темница.

Другие — как башни, в которых давно

Никто не живет и не смотрит в окно.

Но малую хижинку знал я когда-то,

Была неказиста она, небогата,

Зато из окошка ее на меня

Струилось дыханье весеннего дня.

Поистине мир и велик и чудесен!

Есть лица — подобья ликующих песен.

Из этих, как солнце, сияющих нот

Составлена песня небесных высот.

— Дайте характеристику системе образов в этом стихотворении Николая Заболоцкого.

— Как эти образы помогают понять идею стихотворения? В чём она?

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here