«И. А. Крылов. Краткий рассказ о баснописце. Обличение человеческих пороков в басне
«Свинья под дубом».
(5 класс)
Несучкина Наталья Владимировна,
учитель русского языка и литературы,
МБОУ СОШ № 61 г. Краснодара
Класс: 5
Предмет: литература
Учебник: Литература. 5 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2 ч./ Автор-составитель: В. Я. Коровина. – Москва: Просвещение, 2010 г
Название раздела, темы: Русская литература XIXвека. И.А. Крылов. Басни.
Материалы к уроку: Просмотр презентации
Тема урока: «И. А. Крылов. Краткийрассказ о баснописце. Обличение человеческих пороков в басне «Свинья под дубом».
Цели урока: 1)Знакомство с краткой биографией И.А. Крылова, жанровыми признаками
произведения на примеребасни «Свинья под дубом».
2)Воспитание интереса к личности русского баснописца; воспитание любви к своей стране, к ее историческим достопримечательностям.
3) Развитие навыков анализа басни как особого литературного жанра.
Планируемые результаты:
Предметные:совершенствовать речь учащихся, отрабатывать навыки выразительного чтения.
Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное построение речевого высказывания в устной форме, свободное восприятие текста художественного произведения, осмысленное чтение;содействие развитию мыслительных операций: сравнения, анализа, синтеза, обобщения, систематизации.Помощь в развитии творческого воображения, познавательной активности, интеллектуальных и артистических способностей.
Личностные УУД: самоопределение, стремление к речевому самосовершенствованию; нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков; развитие моральной готовности противостоять негативным проявлениям, вызвать стойкое внутреннее неприятие самих персонажей, наделённых пороками, и нежелание им подражать.
Регулятивные УУД: целеполагание, планирование, саморегуляция, осознание обучающимисястремления к постижению нового.
Коммуникативные УУД: планированиеучебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение полно выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Средства обучения: компьютер, проектор, учебник, раздаточный материал.
Литература: Литература. 5 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2 ч./ Автор-составитель: В. Я. Коровина.
Межпредметные связи: география, скульптура, архитектура, живопись.
Ресурсы сети Интернет:
-
Еремина О.А. Уроки литературы в 5 классе (http://www.prosv.ru/ebooks/Eremina_Uroki-liter_5kl_Kniga-uchit/3.html)
-
Коровина В. Я., Збарский И. С. Литература. 5 класс. Методические советы (http://www.prosv.ru/ebooks/Korovina_Literatura_5kl_Metod/2.html#3)
Методы обучения | Формируемые УУД | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |||||
Этап 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала.
| ||||||||
Организация начала урока | Словесный, метод мотивации учебной деятельности | личностные: внимание, уважение к окружающим; коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками; регулятивные: саморегуляция | Психологический настрой детей на урок. -Сегодня замечательное утро, и мы все замечательные! Давайте улыбнемся друг другу и начнем урок! | Оценивание готовности к уроку. Самоорганизация на учебную деятельность Дети достали «карту успеха», в которой после каждого этапа урока фиксируют, насколько хорошо усвоили материал | ||||
Этап 2. Мотивация к учебной деятельности
| ||||||||
1.Сквозной элемент урока | Индивидуальная работа, парная, коллективная | регулятивные: саморегуляция | Скажем про себя несколько раз: Прозвенел для нас звонок, начинается урок! | Подготовка речевого аппарата к говорению | ||||
2.Мотивация к учебной деятельности | Проблемный, метод фронтальной организации учащихся | познавательные УУД: выбор критериев для классификации материала; коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; личностные УУД: формирование гражданских качеств путём знакомства с достопримечательностями России. регулятивные УУД: целеполагание | Проблемный вопрос: Перед вами слайд, на котором написаны слова Михаила Васильевича Исаковского. Мы поработаем над ними. Вначале прочтем их про себя.(слайд № 2) А теперь подумайте, какие слова надо вставить на месте пропусков? А теперь мы совершим небольшую экскурсию в один из прекраснейших городов мира – Санкт-Петербург. (Слайд № 3, 4) Мы пройдем по его улицам и окажемся в Летнем саду. Прогулявшись по его аллейкам, подойдем к памятнику.(Слайды 5, 6) Виртуальная экскурсия.
Проблемный вопрос: Случайно ли мы оказались рядом с именно этим памятником? Опишем его. Для чего автор создал этот памятник? А кто автор памятника?
|
Чтение про себя, затем выразительно вслух читает один из учеников.
Дети дают развернутый ответ на поставленный вопрос.
Формулируют предполагаемую тему занятия; составляют план своей деятельности, направленный на получение недостающих знаний и умений.
| ||||
3.Сообщение темы урока. Постановка учебных задач.
Словарная работа. | Проблемный, метод фронтальной организации учащихся | познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; регулятивные УУД: целеполагание | Задание:Обратим внимание на слайды. Кто изображен на них? Кому поставлен памятник? А есть ли эти животные на барельефе памятника? Что такое барельеф?(Слайд 8)
Целеполагание. Мы не случайно говорим об И.А. Крылове. Попробуем сформулировать тему нашего урока.
| Отвечают на вопросы. Отвечает ученик, которому было дано домашнее заданиесоздать толковый словарик для работы класса на уроке. Барельеф, невежда, невежа, мораль, басня, аллегория
Определяют тему урока, записывают в тетрадь.Постановка учебной задачи на этот урок
| ||||
Этап 3. Организация и самоорганизация учащихся в ходе дальнейшего усвоения материала. Организация обратной связи.
| ||||||||
1. Проверка домашнего задания
| Словесный, познавательный, эвристический
| познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное построение речевого высказывания в устной форме, смысловое чтение, извлечение необходимой информации из текста, умение доказывать и анализировать; коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение полновыражать мысли в соответствии с задачамиурока; соблюдение правил общения. личностные УУД: (умение находить ответ на вопрос «Какое значениеимеет для меня учение? » регулятивные УУД:прогнозирование и получение конкретного результата.
| Проверка заполнения маркировочной таблицы “ЗУХ” (Учащимся дано задание дома вспомнить известные сведения о жизни И.А Крылова, заполнить 1 и 2 колонки)
Беседа по статье.(Слайд 7)
—Когда, где и в какой семье родился Крылов? -Где и как он получил образование?
-Где и в связи с чем начал свою трудовую деятельность И. А. Крылов? –Какие факты свидетельствуют об одаренности Крылова и его тщательной работе над собой? -Какие события в его жизни предшествовали этому? -Каким был первый литературный опыт Крылова? -Что такое басня? (Тема прошлого урока)
| Чтение таблицы «ЗУХ»,2-3 колонки, составленной по статье учебника «Биография Крылова И.» 2 колонка – план к статье учебника. Основные вехи жизни.
3 колонка. Что хочу узнать на уроках, посвященных творчеству баснописца. (1-2 колонки «Что вам известно об Иване Крылове?» заполняли дома).
Отвечают на вопросы учителя.
Предполагаемый ответ: Басня — это краткий стихотворный или прозаический рассказ нравоучительного характера, имеющий иносказательный, или аллегорический, смысл.
| ||||
2.Работа с литературоведческими понятиями.
|
| «Карта жанра» Вам было дано задание выписать в тетрадь по литературе определение басни
– Восстановите схему жанра басня, выбрав нужные элементы.
Составление кластера( направляющий вектор – слайд № 9) | Работа в команде. (Каждой группе даны задания заранее) Каждая группа должна выбрать верные элементы жанра басни. ( Оценивается правильность и быстрота выполнения задания). Коллективная проверка. По ее итогам создается кластер.
Предполагаемая запись: Басня-небольшой рассказ – диалог Часто стихотворный, 2 части; используется просторечная лексика; отличается краткостью (лаконизмом); мораль(нравоучение), сатирическое изображение; герои – чаще всего животные; особый басенный стих (строчки разной длины); разговорная речь, олицетворение. | |||||
3.Мини-исследование в группе.
|
| — А что такое аллегория? Задание. Чтобы узнать значение слова, надо воспользоваться… Попробуйте дать определение термину, проанализировав следующие примеры аллегории:осел – глупый человек, заяц – трусливый. -А какие известные басенные персонажи олицетворяют человеческие пороки? Волк? Медведь? Лиса? Обезьяна? Собака? Слон? Басня построена на аллегории, в которой определённые лица или явления изображаются под видом животных. | Исследовательская работа. Обсуждение и поиск общего решения группы, представление результатов работы в группе. Предполагаемый ответ: Аллегория — иносказательное изображение предмета, явления для того, чтобы наглядно показать его главные черты. Отвечает один из членов команды. | |||||
|
| личностные УУД: работа в команде одноклассников под руководством учителя. коммуникативные УУД:умение работать в группе, взаимодействуя с товарищами. | Физ.минутка. Физорг класса организует разминку. | Выполняется несколько упражнений под музыку. | ||||
Этап 4. Практикум. Аналитическая работа с текстом
| ||||||||
Работа с текстом басни.
| Проблемный, метод фронтальной организации учащихся
| личностные УУД: стремление к речевому самосовершенствованию, формирование навыков развернутого анализа; познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное построение речевого высказывания в устной форме, смысловое чтение, извлечение необходимой информации из текста.коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение достаточно полно выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | Беседа: — Сегодня мы познакомимся с басней Крылова «Свинья под дубом». —Не читая басню, можете сказать, какой характер обычно присущ свинье? А каким вы представляете себе дуб? -Давайте проверим, действительно ли свинья такова? |
Ребята дают развёрнутые ответы на вопросы учителя
Два хорошо подготовленных ученика читают басню. | ||||
1. Слушаниевыразительного чтения учеников.
|
| Беседа по прослушанному. -Понравилось ли вам чтение басни Крылова? — Подтвердилось ли ваше предположение о характере главной героини? — Кому из ребят удалось лучше передать характерные черты персонажей басни? –Происходит ли такое в жизни? Как можно назвать это явление? — Можно ли его описать аллегорически?
| Дети слушают, дают свои оценки. Отвечают на вопросы учителя.
Работа с чтением басни про себя (для последующего творческого задания) | |||||
2.Выразительное чтение учащимися. |
| Формирование артистических способностей через творческое задание;оценка выступлений. Выполняет роль консультанта. — Какой группе удалось точнее изобразить происходящее? | Чтение басни по ролям (3-4 группы)
Такой же вопрос задается и классу. Дети дают обоснованный ответ. | |||||
|
|
|
| |||||
3. Словесное рисование.
| Метод словесного рисования
| -Какую иллюстрацию к басне вы бы нарисовали? | Словесное рисование. Самостоятельное создание микротекста на заданную тему | |||||
4. Знакомство с иллюстрациями басни Крылова | Наглядный, частично-поисковый | Чья иллюстрация вам больше понравилась, почему? Посмотрим на иллюстрации на слайде. Автором является Г. Куприянов. (Слайды 10, 11) | Дают развёрнутый ответ на вопросы.
| |||||
|
| -Изменилось ли ваше восприятие басни? Мораль. Что это такое? | Дают развёрнутый ответ на вопросы.
| |||||
Этап 5. Закрепление полученных знаний
| ||||||||
Групповая работа. Самостоятельный анализ басни.
| Работа в группах и выступление перед аудиторией. | личностные УУД: формирование эстетических потребностей, наблюдательности и фантазии; нравственно-этическая ориентация. регулятивныеУУД: адекватное восприятие предложения учителя и одноклассников. познавательные УУД:умение осуществлять сравнение, классификацию по заданным критериям. коммуникативные УУД: умение строить монологические высказывания; проявление активности в решении познавательных задач | Организационная работа. Правила работы в группе. Разработка критериев оценки работы в группе. | Групповая работа. Обсуждение и поиск общего решения группы, представление результатов работы в группе. Самостоятельный анализ басни. 1 Задание. 1 группа. 1.Над какими пороками человека смеется автор. Почему Свинья названа невежей? 3. «Болтают, что басня век свой отжила и время списывать ее в архив». Согласны ли вы с этим утверждением? 2 группа. 1. Какие эпитеты использует поэт, чтобы описать Свинью? 2. Какие глаголы характеризуют главную героиню? 3 группа. 1. Что можно сказать о втором герое басни?Какой смысл вкладывает автор в слово «вековой»? 2.Как же ведет себя Дуб? Почему он называет Свинью неблагодарной? (Эта басня — правда о человеческой неблагодарности, невежественности)
| ||||
Этап 6. Подведение итогов урока
| ||||||||
1.Обобщение | Индивидуальная работа, выступление перед аудиторией.
| Личностные:соотношение своей части работы с общим замыслом. Регулятивные: умение самостоятельно и рационально работать. Познавательные: проявление активности в решении творческой задачи. Коммуникативные: навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками | Формирование познавательной активности через творческое задание и корректировка полученных ответов. Выполняет роль консультанта.
| Самостоятельное написание мини-ответа «Третий герой басни, о котором не говорили. Каков он?» Афиширование. | ||||
2.Самооценка | Самоанализ |
| Анализ работы учащихся. | Самооценка работы на уроке. | ||||
3.Домашнее задание
| Словесный, наглядный |
| Дифференцированное домашнее задание.
1.Сочинение-миниатюра. Придумайте современную ситуацию, где бы можно было использовать слова морали басни «Свинья под Дубом» 2. Инсценировка басни (чтение наизусть).
| Запись задания в дневники. | ||||
4.Рефлексия
| Метод контроля, познавательно-рефлексивный | регулятивные УУД: рефлексия, коммуникативные УУД: умение с достаточно полно выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | Что удалось нам сегодня на уроке? Чем запомнится эта встреча? Кто узнал новое для себя?
Итоговый комментарий. | Дают развернутый ответ на вопрос (2-3 человека) и заполняют «Карту успеха» |