Ермакова Галина Ивановна
МБОУ СОШ № 32 г . Нижнего Новгорода
Учитель русского языка и литературы
Урок литературы в 10 классе
Импрессионизм в лирике А.А. Фета.
Цели: 1) обучающая: изучить черты импрессионистической поэтики в лирике А.А. Фета, обучить находить общие черты импрессионизма в произведениях живописи, музыки, литературы, выполнять стилистический анализ текста, дать определение понятий «импрессионизм», «импрессионистическое видение мира», закрепить литературоведческие термины (художественный метод, стиль, направление)
2) развивающая: развитие умения анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, выразительно читать стихи наизусть, памяти, логического и ассоциативного мышления
3) воспитывающая: демонстрация единства эстетического освоения мира; воспитание эстетического вкуса
Тип урока: комбинированный
Оборудование: 1) репродукции картин художников-импрессионистов (К.Моне, Э.Мане, О.Ренуар, Э.Дега, И.Левитан, И.Грабарь и т.д.); 2) записи музыкальных произведений К.Дебюсси «Образы», «Отражение в воде», «Лунный свет»; 3) стенд с репродукциями импрессионистов; 4) тексты анализируемых стихотворений.
Внутрипредметные связи с биографией А.А. Фета, историей русской литературы, с литературной критикой, с литературоведением (термины)
Методы и приемы работы: метод творческого чтения (выразительное чтение наизусть, рассматривание репродукций, запись ассоциаций, сопоставление литературного текста с живописным полотном, слушание музыкального произведения), репродуктивный метод (фронтальный опрос, слово учителя, конспектирование, заполнение таблицы, запись определения термина в тетрадь, запись выводов в тетрадь), эвристический метод (эвристическая беседа, аналитическая беседа), исследовательский метод (работа в группах).
До урока дано задание ученикам: 1) 1 группа «литературные критики» «Современники о творчестве А.А. Фета»; 2) 2 группа «искусствоведы» «Импрессионизм в живописи»; 3) 3 группа «иллюстраторы» – подготовить стенд соотнесенности лирики Фета и живописи импрессионистов.
Ход урока
Создать проблемную ситуацию (полемика вокруг тв-ва Фета) Работа в группах Эвристич. беседа
Выразит. чтен. наиз.
Запись термина в тетрадь Рассматривание репродукций Запись ассоциаций Работа в группах. Исследовательский метод Выявить черты импрессионистической поэтики Фета.
Эмоциональное восприятие музыки Работа в группах, подведение итогов, анализ личных ассоциаций. |
Развитие гармоничной личности, формирование компетентности учащихся является главной целью школьного образования. Живопись, музыка, литература – это виды искусства, отвечающие эстетическим потребностям подростка. Проводя параллели между различными творениями искусства, ученик начинает видеть преемственность традиций, общность поставленных и решенных проблем, тем, идей. Сравнение различных произведений искусства позволяет увидеть в каждом из них и нечто особенное, индивидуально-авторское, новаторское.