Ермакова Галина Ивановна

МБОУ СОШ № 32 г . Нижнего Новгорода

Учитель русского языка и литературы

Урок литературы в 10 классе

Импрессионизм в лирике А.А. Фета.

Цели: 1) обучающая: изучить черты импрессионистической поэтики в лирике А.А. Фета, обучить находить общие черты импрессионизма в произведениях живописи, музыки, литературы, выполнять стилистический анализ текста, дать определение понятий «импрессионизм», «импрессионистическое видение мира», закрепить литературоведческие термины (художественный метод, стиль, направление)

2) развивающая: развитие умения анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, выразительно читать стихи наизусть, памяти, логического и ассоциативного мышления

3) воспитывающая: демонстрация единства эстетического освоения мира; воспитание эстетического вкуса

Тип урока: комбинированный

Оборудование: 1) репродукции картин художников-импрессионистов (К.Моне, Э.Мане, О.Ренуар, Э.Дега, И.Левитан, И.Грабарь и т.д.); 2) записи музыкальных произведений К.Дебюсси «Образы», «Отражение в воде», «Лунный свет»; 3) стенд с репродукциями импрессионистов; 4) тексты анализируемых стихотворений.

Внутрипредметные связи с биографией А.А. Фета, историей русской литературы, с литературной критикой, с литературоведением (термины)

Методы и приемы работы: метод творческого чтения (выразительное чтение наизусть, рассматривание репродукций, запись ассоциаций, сопоставление литературного текста с живописным полотном, слушание музыкального произведения), репродуктивный метод (фронтальный опрос, слово учителя, конспектирование, заполнение таблицы, запись определения термина в тетрадь, запись выводов в тетрадь), эвристический метод (эвристическая беседа, аналитическая беседа), исследовательский метод (работа в группах).

До урока дано задание ученикам: 1) 1 группа «литературные критики» «Современники о творчестве А.А. Фета»; 2) 2 группа «искусствоведы» «Импрессионизм в живописи»; 3) 3 группа «иллюстраторы» – подготовить стенд соотнесенности лирики Фета и живописи импрессионистов.

Ход урока

На фоне музыки К.Дебюсси («Образы») учащиеся читают наизусть стихотворения А.Фета.

Сегодняшний урок — «Импрессионизм в лирике А.А.Фета».

— О чем пишет Фет?

-Какова тематика его стихотворений? Что же сделало Фета неповторимым? Почему его стихи восхищали Л.Н. Толстого и И.С. Тургенева? Сегодня мы попытаемся ответить на эти вопросы, понять, что особенного таится в поэзии Фета.

Как же оценивали современники творчество А.Фета? Нам расскажет об этом 1 группа «литературные критики». Остальные учащиеся фиксируют позиции «литературных критиков» в тетради (В.Г. Белинский, Л.Н. Толстой).

Острую полемику вызвало стихотворение «Шепот, робкое дыханье…» Чтение ребятами из 1 группы пародий на стихотворение.

— Как вы думаете, ребята, почему рождались столь разноречивые оценки?

Для того чтобы нам самим оценить новаторство стиля Фета, обратимся к стихотворению «Шепот, робкое дыханье…» Выразительное чтение стихотворения учащимся.

На листочках, лежащих на столах, напишите слово-ассоциацию, вызванную прослушанным стихотворением.

Анализ стихотворения «Шепот, робкое дыханье…» в единстве содержания и формы, выявление особенности поэтики А.А.Фета.

Подведем итоги. Запись в тетрадь таблицы «Особенности поэзии Фета»:

  • стремление зафиксировать каждый миг;

  • изображение жизни во всем богатстве видоизменений;

  • Единство человека и природы.

Какой вид искусства обладает способностью остановить миг? Стремление передать жизнь во всем ее многообразии, богатстве тонких, сложных, быстролетных видоизменений роднит лирику Фета с удивительным явлением в мировом искусстве – импрессионизмом. Импрессионизм (фр. Impression) – впечатление — течение во французской живописи 60-х годов 19 века.

Показ репродукций картин художников-импрессионистов на фоне музыки К.Дебюсси.

В листочках с ассоциациями написать слово, ассоциирующееся с картинами импрессионистов.

2 группа делает сообщение об импрессионизме в живописи. Остальные учащиеся заполняют таблицу «Черты импрессионистического сознания».

3 группа подготовила стенд соотнесенности лирики Фета и живописи импрессионистов.

Наша задача – обнаружить черты импрессионизма в поэтике А.Фета.

Выразительное чтение стихотворения «Сосна так темна, хоть и месяц…». Анализ стихотворения.

Заполнение таблицы «Приемы импрессионистической поэтики в лирике А.Фета».

  1. Психологический параллелизм.

  2. Ассоциативные ряды

  3. Цветовая палитра

  4. Светоносность

  5. Метафорические эпитеты

Мы выявили особенности импрессионистической поэтики Фета, познакомились с живописью импрессионистов.

Прослушивание импрессионистической музыки – пьеса К.Дебюсси «Лунный свет».

Записать слово-ассоциацию на листочках.

Подведение итогов урока. Посмотрите на листочки со своими ассоциациями, у каждого из вас получилась ассоциативная цепочка из трех слов. Обсудите в группах то, что у вас получилось.

Домашнее задание: выучить наизусть стихотворение стихотворение А.А. Фета.

Создать проблемную ситуацию (полемика вокруг тв-ва Фета)

Работа в группах

Эвристич. беседа

Выразит. чтен. наиз.

Запись термина в тетрадь

Рассматривание репродукций

Запись ассоциаций

Работа в группах. Исследовательский метод

Выявить черты импрессионистической поэтики Фета.

Эмоциональное восприятие музыки

Работа в группах, подведение итогов, анализ личных ассоциаций.

Развитие гармоничной личности, формирование компетентности учащихся является главной целью школьного образования. Живопись, музыка, литература – это виды искусства, отвечающие эстетическим потребностям подростка. Проводя параллели между различными творениями искусства, ученик начинает видеть преемственность традиций, общность поставленных и решенных проблем, тем, идей. Сравнение различных произведений искусства позволяет увидеть в каждом из них и нечто особенное, индивидуально-авторское, новаторское.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here