Урок литературы в 5 классе по произведению
Л.Н.Толстого «Война и мир»
Тема урока: Петя Ростов и его судьба в романе «Война и мир»
Цель урока: обучение анализу эпического произведения,
развитие монологической речи учащихся,
воспитание патриотического чувства у учащихся,
ознакомление с человеческими идеалами Л.Н.Толстого,
определение отношения Л.Н.Толстого к войне на контрасте
двух эпизодов «Ночь перед боем» и «Первый бой и гибель
Пети».
Оборудование урока: портрет Л.Н.Толстого, иллюстрации Д.Шмаринова к роману,
кинофрагмент из фильма С.Бодарчука «Война и мир»,
мультимедиа проектор.
Методические приемы: сравнительный анализ фрагментов, беседа по вопросам,
комментированное чтение, характеристика персонажей
Оформление доски:
Петя Ростов и его судьба в романе «Война и мир»
Война не любезность,
а самое мерзкое дело в жизни,
и надо понять это и не играть в войну.
Л.Н.Толстой
Словарь урока: антитеза, фуга, героизм.
Вопросы урока: 1. Каково отношение Л.Н.Толстого к войне?
2. Совместимы ли понятия «ребенок» и «война»?
План урока.
-
Мобилизующий этап. (Приложение № 1, слайд №1 «Портрет Л.Н.Толстого»)
1.С фрагментом какого произведения мы познакомились на прошлом уроке? ( с фрагментом из романа-эпопеи Л.Н.Толстого «Война и мир».)
2. Кто же главный герой этого отрывка?
(Петя Ростов – пятнадцатилетний мальчик, который добровольцем ушел на войну сражаться с французами за свое отечество)
3. Какова тема нашего сегодняшнего урока?
(Да, вы правы, наша тема звучит так: «Страшная правда войны». В течение урока, работая над текстом фрагмента романа «Война и мир» о Пете Ростове, мы должны будем определить отношение Л.Н.Толстого к войне, ответить на вопрос: «Совместимы ли понятия «ребенок» и «война»?», научиться, продолжая уроки русского языка владению монологической речью. А наших уважаемых гостей попросим ответить на вопрос: «Ваши ассоциации со словом «война»?» (на урок приглашаются гости, или данное задание дается заранее для учащихся как домашнее задание).
-
Эмоциональное вступление в тему. (Музыкальное произведение)
-
Вступительное слово учителя.
Война- жестокое слово.
Война- страшное, как сама смерть, слово.
Что она приносит человечеству?
Только огромные разрушения, страдания и несчастья. Во все времена человек мечтал о мире, а историю свою часто, слишком часто писал на полях сражений. Вот горькие, но красноречивые цифры….В войнах 19в., к которым относится и война 1812 г., погибло 6 миллионов человек. Это цифры… А за ними судьбы, целые жизни, перевернутые, искорёженные войной, потеря близких, утраченное здоровье, счастье.
Война- это разрушенные города.
Война- это лишенные счастливого детства дети. Л.Н.Толстой в своих произведениях старался писать правду, в том числе и правду о войне. Писатель сам воевал на Кавказе и Севастополе, знал войну не понаслышке, сам не раз смотрел смерти в лицо. Уже в те годы писатель выступал против войны как бесчеловечного явления, чуждого разуму. Обратимся к произведению Л.Н.Толстого «Война и ми».
-
Изучение нового материала (анализ отрывка).
-
Ребята, как вы понимаете смысл названия романа?
( Пользуясь любимым приёмом, антитезой, писатель противопоставляет в произведении мир (как отсутствие войн, покой, тишина) войне (как бесчеловечному явлению). Это противопоставление находит свое выражение и в композиции романа: все произведение делится на главы мирные и военные, сменяющие друг друга)
-
Из какого мира Петя Ростов? Из мирного или военного?
(Петя Ростов живет в большой, дружной семье, где царит любовь и счастье. В то время, как он попал на войну, ему исполнилось 15 лет. Он еще четко не представляет себе, что такое война на самом деле. Как все мальчишки, Петя просто любит играть в войну.)
-
Каким предстал Петя перед нами в начале фрагмента? Каким вы его себе представили? (ответ учеников) (Приложение№1, слайд № 2 «Характеристика Пети Ростова»)
Все ваши впечатления отразились в ваших рисунках. Посмотрите внимательно на рисунки и выделите самый удачный. Объясните свой выбор. (выставка рисунков учащихся «Петя Ростов»)
( Да, это юный, восторженный мальчик, щедрый, эмоциональный, добрый, наивный, Толстой тонко подметил: «Петя находился в постоянно счастливо возбужденном состоянии радости на то, что он большой». Счастливым, возбужденным и восторженным может чувствовать себя и взрослый человек, а вот большим — только ребёнок. Петя старается вести себя как взрослый, но всем видно, что он ещё ребенок, чувствует себя большим, а на самом деле ещё ребенок. Желание быть большим, казаться храбрым выражается как желание искреннее, детское, непосредственное, что накладывается еще и на «ростовскую породу» с ее восторженностью и любовью ко всем и вся.)
-
Продолжим анализ произведения. Случайно ли появляется рядом с Петей в повествовании французский барабанщик?
(Для создания более полной характеристики Пети Л.Н.Толстой описывает сцену общения Пети и мальчика-француза).
-
Какие черты характера Пети проявляются в этом эпизоде?
( Конечно, доброта. Для Пети этот французский барабанщик -не враг, а такой же мальчик, как он. Петя жалеет пленного, говорит с ним нежным шепотом, волнуется за него. Щедрость, доброта, любовь ко всем — черты характера Пети Ростова.)
-
Только ли Петя позаботился о пленном мальчике?
(проявили заботу о пленном французе и простые солдаты, они накормили его, разрешили греться у костра. По приказанию Денисова его одели в русский кафтан, с тем, чтобы оставить при отряде.)
-
Почему они так отнеслись к нему?
( Многие солдаты, уйдя на войну, оставили дома жен, детей. Каждый солдат на войне живет мыслями о доме, о мире. Пленный французский мальчик напоминает им детей, оставшихся дома, мирное время. И имя ему придумали — «Весенний», как напоминание о весне, о спокойном, счастливом времени. Еще раз доказывается, что пленный барабанщик воспринимается не как враг, а как обыкновенный ребенок).
-
Создание портрета Пети Ростова дополняет эпизод «Разведка Пети во французский лагерь». Обратимся к этому эпизоду.
Как случилось, что именно Петя едет с Долоховым в разведку?
( Петя хотел добиться уважения опытных людей, а в его глазах Долохов- герой.)
-
Проследим, как Петя проявил себя в боевом задании. Распределите в две колонки опорные слова, которые характеризуют, с одной стороны- поведение Пети, его поступки, с другой- его внутреннее состояние, мысли.(Приложение№1, слайд№3, «Разведка»).
-
Попытайтесь на минутку представить себя Петей Ростовым, так как это сделает …..(Ф.И.уч-ся) и подумайте над вопросами: «Каков Петя? Страшно ли было ему?»
(учащийся от лица Пети рассказывает о разведке)
-
Вернемся к вопросам, заданным ранее? Почему Петя поцеловал Долохова?
(Петя — смелый и решительный мальчик. Как тонко Толстой показал душевные переживания Пети, его страх быть разоблаченным. Тем не менее стоит позавидовать самообладанию Пети, его выдержке. Ведь это всего лишь ребенок, но с каким достоинством он выдержал это испытание).
-
После переживаний страха быть изобличенным французами Петя засыпает и ему снится волшебный сон.
Музыка. Бах «Фуга».Выразительное чтение учащимся эпизода «Волшебный сон Пети».
-
Под какие звуки засыпает Петя? (звук натачиваемой сабли, капли дождя, ржание лошадей)
-
В своих рисунках вы попытались отобразить, какие картины возникают в воображении Пети. Наши художники прокомментируют свои рисунки.(Выступление детей). (Приложение №2)
(Петя видит мирные картины. Человек на войне живет миром. Как и положено для детства, мир этот представлен в виде волшебного царства, в котором ничего не было похожего на действительность. Это не сон солдата, это сон ребенка.)
-
Чтение сна звучало на фоне фуги Баха. Что такое фуга? (фуга-последовательное
повторение одной музыкальной темы несколькими голосами.)
-
Как музыка помогает понять душевное состояние Пети? (Светлая, спокойная , лиричная музыка помогает понять состояние мальчика. Петя спокоен, умиротворен. В его сне нет ни грохота баталий, ни шума, ни боя, ни славы. Наоборот – тишина и спокойствие. Мирные звуки в его детской душе вытесняют чуждые ему звуки войны. Из реального мира врывается только ржание лошадей, да звук натачиваемой сабли. Они не нарушают хора, но звучат тревожно.)
-
Как вы думаете, почему Л.Н.Толстой, прежде чем приступить к изображению боя, описывает «ночь перед боем», «волшебный сон Пети»? (Два противоположных по характеру эпизода – лирический и героический, мирный и военный. Чем больше контрастность, противоположность этих сцен, тем ужаснее воспринимается картина боя и гибель Пети. Это не ночь перед боем, это ночь перед смертью.).
-
А теперь прочитаем эпизод «Последний бой и гибель Пети Ростова». Во время чтения подумайте над вопросом: «Каков Петя в этом эпизоде по сравнению с предыдущим?».
Выразительное чтение эпизода.
(Петя рвется в бой, не испытывая страха. Он невыдержанный, нетерпеливый,
боится не успеть свершить что-то важное. Наивно-восторженный мальчик не
понимает, что этот бой, в который он рвется, будет для него последним, не
понимает, что война и смерть – рядом).
-
Какие звуки, краски, запахи мы ощущаем, когда читаем этот эпизод? Найдите в тексте подтверждение своему ответу. ( Приложение № 1, слайд 4 «Первый бой»)
-
Какие чувства вызывают у вас эти слова? (Да, война страшна, беспощадна ко всем. Л.Н.Толстой любил своего героя. И у нас он вызывает симпатии. Но почему же писатель строит свое повествование таким образом, что Петя, ни в чем неповинный ребенок, погибает?
( Л.Н.Толстой хочет показать беспощадность войны. Она уничтожает все на
своем пути. Война не разбирает кто перед ней — взрослый или ребенок, солдат
или простой мальчик. Ребенок и война – понятия несовместимые. Дети – это
будущее, это жизнь, война-смерть).
-
Сравнительный анализ кинофрагмента и текста романа.
Посмотрим кинофрагмент из фильма С.Бодарчука «Война и мир».
-
Чем отличаются фрагменты?
(Не все эпизоды экранизированы: вечерняя разведка с Долоховым. Многие моменты сжаты. Во время чтения у нас складывается впечатление и о самом Денисове, а в фильме не показаны его переживания о гибели Пети.)
-
Совпадают ли ваши впечатления от образа Пети после прочтения страниц
романа — эпопеи и просмотра видеофрагмента? (Ответы учащихся. Дети считают, что режиссеру удалось передать отношение автора к партизанской войне, почувствовать особенности характера Пети, но в чтении есть своя непередаваемая прелесть)
VI. Проектная деятельность учащихся.
-
У многих ваших бабушек и дедушек сохранились впечатления о Великой
Отечественной Войне 1940-1945 гг., так как в те годы они были детьми, как и
Петя Ростов. Многие из вас провели поисковую работу и собрали материалы-
воспоминания о войне. Детские воспоминания эмоциональны, насыщены
болью и страхом. Какая же она война? война глазами ребенка? (Выступление
ученика с подготовленным материалом).
-
Что общего вы видите в этих воспоминаниях и эпизодом о Пете Ростове? (Страх, ужас. Дети войны… Они взрослели раньше времени, на их хрупкие плечи ложились заботы и тяготы военного времени. Как стереть из памяти ужасные картины войны, преодолеть страх, оставшийся в сердце?)
-
Собранные вместе рассказы-воспоминания рисуют страшный облик войны, у которой совсем не детское лицо. Они звучат как обвинение злу, насилию. Войну обвиняют дети. Все материалы оформлены в созданной вами книге «У войны не детское лицо». А ответы на вопрос «Ваши ассоциации со словом «война»?» мы поместим на первой странице нашей книги в форме предисловия. (Приложение № 3)
VII. Обобщение.
-
Проанализировав фрагмент романа «Война и мир», мы можем сделать вывод о том, как соотносятся слова эпиграфа к уроку и основная мысль фрагмента из романа – эпопеи Л.Н.Толстого «Война и мир».
(Для Л.Н.Толстого, имеющего военный опыт, война была противоестественным
явлением. Петя погиб в 15 лет. И страшная весть о его гибели еще придет
домой к матери и отцу, разрушив благополучие и счастливую жизнь семьи
Ростовых. Война делает несчастными всех, несет одни страдания и мучения.
Вот она страшная и жестокая правда войны.)
-
Совместимы ли понятия «ребенок» и «война»?
Эти понятия не совместимы, они противоположны друг другу. Детство всегда связано с миром.
«Светлы и лучезарны дни,
Когда освещены лучами солнца мирного они.
Но если же грозой военной небосклон объят
И дети от разрывов бомб не спят,
То детство превращается в страданье,
В какое-то чудовищное испытанье.»
Таким испытанием и была война 1812 г. для Пети и Великая Отечественная война для ваших бабушек и дедушек. Все взрослые (я, бабушки и дедушки, наши гости) желаем, чтобы на вашу долю никогда не выпали тяжелые испытания войны.)
-
Домашнее задание.
Написать сочинение «Последний бой и героическая гибель Пети Ростова» .