Урок литературы в 5 классе по произведению

Л.Н.Толстого «Война и мир»

Тема урока: Петя Ростов и его судьба в романе «Война и мир»

Цель урока: обучение анализу эпического произведения,

развитие монологической речи учащихся,

воспитание патриотического чувства у учащихся,

ознакомление с человеческими идеалами Л.Н.Толстого,

определение отношения Л.Н.Толстого к войне на контрасте

двух эпизодов «Ночь перед боем» и «Первый бой и гибель

Пети».

Оборудование урока: портрет Л.Н.Толстого, иллюстрации Д.Шмаринова к роману,

кинофрагмент из фильма С.Бодарчука «Война и мир»,

мультимедиа проектор.

Методические приемы: сравнительный анализ фрагментов, беседа по вопросам,

комментированное чтение, характеристика персонажей

Оформление доски:

Петя Ростов и его судьба в романе «Война и мир»

Война не любезность,

а самое мерзкое дело в жизни,

и надо понять это и не играть в войну.

Л.Н.Толстой

Словарь урока: антитеза, фуга, героизм.

Вопросы урока: 1. Каково отношение Л.Н.Толстого к войне?

2. Совместимы ли понятия «ребенок» и «война»?

План урока.

  1. Мобилизующий этап. (Приложение № 1, слайд №1 «Портрет Л.Н.Толстого»)

1.С фрагментом какого произведения мы познакомились на прошлом уроке? ( с фрагментом из романа-эпопеи Л.Н.Толстого «Война и мир».)

2. Кто же главный герой этого отрывка?

(Петя Ростов – пятнадцатилетний мальчик, который добровольцем ушел на войну сражаться с французами за свое отечество)

3. Какова тема нашего сегодняшнего урока?

(Да, вы правы, наша тема звучит так: «Страшная правда войны». В течение урока, работая над текстом фрагмента романа «Война и мир» о Пете Ростове, мы должны будем определить отношение Л.Н.Толстого к войне, ответить на вопрос: «Совместимы ли понятия «ребенок» и «война»?», научиться, продолжая уроки русского языка владению монологической речью. А наших уважаемых гостей попросим ответить на вопрос: «Ваши ассоциации со словом «война»?» (на урок приглашаются гости, или данное задание дается заранее для учащихся как домашнее задание).

  1. Эмоциональное вступление в тему. (Музыкальное произведение)

  2. Вступительное слово учителя.

Война- жестокое слово.

Война- страшное, как сама смерть, слово.

Что она приносит человечеству?

Только огромные разрушения, страдания и несчастья. Во все времена человек мечтал о мире, а историю свою часто, слишком часто писал на полях сражений. Вот горькие, но красноречивые цифры….В войнах 19в., к которым относится и война 1812 г., погибло 6 миллионов человек. Это цифры… А за ними судьбы, целые жизни, перевернутые, искорёженные войной, потеря близких, утраченное здоровье, счастье.

Война- это разрушенные города.

Война- это лишенные счастливого детства дети. Л.Н.Толстой в своих произведениях старался писать правду, в том числе и правду о войне. Писатель сам воевал на Кавказе и Севастополе, знал войну не понаслышке, сам не раз смотрел смерти в лицо. Уже в те годы писатель выступал против войны как бесчеловечного явления, чуждого разуму. Обратимся к произведению Л.Н.Толстого «Война и ми».

  1. Изучение нового материала (анализ отрывка).

  1. Ребята, как вы понимаете смысл названия романа?

( Пользуясь любимым приёмом, антитезой, писатель противопоставляет в произведении мир (как отсутствие войн, покой, тишина) войне (как бесчеловечному явлению). Это противопоставление находит свое выражение и в композиции романа: все произведение делится на главы мирные и военные, сменяющие друг друга)

  1. Из какого мира Петя Ростов? Из мирного или военного?

(Петя Ростов живет в большой, дружной семье, где царит любовь и счастье. В то время, как он попал на войну, ему исполнилось 15 лет. Он еще четко не представляет себе, что такое война на самом деле. Как все мальчишки, Петя просто любит играть в войну.)

  1. Каким предстал Петя перед нами в начале фрагмента? Каким вы его себе представили? (ответ учеников) (Приложение№1, слайд № 2 «Характеристика Пети Ростова»)

Все ваши впечатления отразились в ваших рисунках. Посмотрите внимательно на рисунки и выделите самый удачный. Объясните свой выбор. (выставка рисунков учащихся «Петя Ростов»)

( Да, это юный, восторженный мальчик, щедрый, эмоциональный, добрый, наивный, Толстой тонко подметил: «Петя находился в постоянно счастливо возбужденном состоянии радости на то, что он большой». Счастливым, возбужденным и восторженным может чувствовать себя и взрослый человек, а вот большим — только ребёнок. Петя старается вести себя как взрослый, но всем видно, что он ещё ребенок, чувствует себя большим, а на самом деле ещё ребенок. Желание быть большим, казаться храбрым выражается как желание искреннее, детское, непосредственное, что накладывается еще и на «ростовскую породу» с ее восторженностью и любовью ко всем и вся.)

  1. Продолжим анализ произведения. Случайно ли появляется рядом с Петей в повествовании французский барабанщик?

(Для создания более полной характеристики Пети Л.Н.Толстой описывает сцену общения Пети и мальчика-француза).

  1. Какие черты характера Пети проявляются в этом эпизоде?

( Конечно, доброта. Для Пети этот французский барабанщик -не враг, а такой же мальчик, как он. Петя жалеет пленного, говорит с ним нежным шепотом, волнуется за него. Щедрость, доброта, любовь ко всем — черты характера Пети Ростова.)

  1. Только ли Петя позаботился о пленном мальчике?

(проявили заботу о пленном французе и простые солдаты, они накормили его, разрешили греться у костра. По приказанию Денисова его одели в русский кафтан, с тем, чтобы оставить при отряде.)

  1. Почему они так отнеслись к нему?

( Многие солдаты, уйдя на войну, оставили дома жен, детей. Каждый солдат на войне живет мыслями о доме, о мире. Пленный французский мальчик напоминает им детей, оставшихся дома, мирное время. И имя ему придумали — «Весенний», как напоминание о весне, о спокойном, счастливом времени. Еще раз доказывается, что пленный барабанщик воспринимается не как враг, а как обыкновенный ребенок).

  1. Создание портрета Пети Ростова дополняет эпизод «Разведка Пети во французский лагерь». Обратимся к этому эпизоду.

Как случилось, что именно Петя едет с Долоховым в разведку?

( Петя хотел добиться уважения опытных людей, а в его глазах Долохов- герой.)

  1. Проследим, как Петя проявил себя в боевом задании. Распределите в две колонки опорные слова, которые характеризуют, с одной стороны- поведение Пети, его поступки, с другой- его внутреннее состояние, мысли.(Приложение№1, слайд№3, «Разведка»).

  2. Попытайтесь на минутку представить себя Петей Ростовым, так как это сделает …..(Ф.И.уч-ся) и подумайте над вопросами: «Каков Петя? Страшно ли было ему?»

(учащийся от лица Пети рассказывает о разведке)

  1. Вернемся к вопросам, заданным ранее? Почему Петя поцеловал Долохова?

(Петя — смелый и решительный мальчик. Как тонко Толстой показал душевные переживания Пети, его страх быть разоблаченным. Тем не менее стоит позавидовать самообладанию Пети, его выдержке. Ведь это всего лишь ребенок, но с каким достоинством он выдержал это испытание).

  1. После переживаний страха быть изобличенным французами Петя засыпает и ему снится волшебный сон.

Музыка. Бах «Фуга».Выразительное чтение учащимся эпизода «Волшебный сон Пети».

  1. Под какие звуки засыпает Петя? (звук натачиваемой сабли, капли дождя, ржание лошадей)

  2. В своих рисунках вы попытались отобразить, какие картины возникают в воображении Пети. Наши художники прокомментируют свои рисунки.(Выступление детей). (Приложение №2)

(Петя видит мирные картины. Человек на войне живет миром. Как и положено для детства, мир этот представлен в виде волшебного царства, в котором ничего не было похожего на действительность. Это не сон солдата, это сон ребенка.)

  1. Чтение сна звучало на фоне фуги Баха. Что такое фуга? (фуга-последовательное

повторение одной музыкальной темы несколькими голосами.)

  1. Как музыка помогает понять душевное состояние Пети? (Светлая, спокойная , лиричная музыка помогает понять состояние мальчика. Петя спокоен, умиротворен. В его сне нет ни грохота баталий, ни шума, ни боя, ни славы. Наоборот – тишина и спокойствие. Мирные звуки в его детской душе вытесняют чуждые ему звуки войны. Из реального мира врывается только ржание лошадей, да звук натачиваемой сабли. Они не нарушают хора, но звучат тревожно.)

  2. Как вы думаете, почему Л.Н.Толстой, прежде чем приступить к изображению боя, описывает «ночь перед боем», «волшебный сон Пети»? (Два противоположных по характеру эпизода – лирический и героический, мирный и военный. Чем больше контрастность, противоположность этих сцен, тем ужаснее воспринимается картина боя и гибель Пети. Это не ночь перед боем, это ночь перед смертью.).

  3. А теперь прочитаем эпизод «Последний бой и гибель Пети Ростова». Во время чтения подумайте над вопросом: «Каков Петя в этом эпизоде по сравнению с предыдущим?».

Выразительное чтение эпизода.

(Петя рвется в бой, не испытывая страха. Он невыдержанный, нетерпеливый,

боится не успеть свершить что-то важное. Наивно-восторженный мальчик не

понимает, что этот бой, в который он рвется, будет для него последним, не

понимает, что война и смерть – рядом).

  1. Какие звуки, краски, запахи мы ощущаем, когда читаем этот эпизод? Найдите в тексте подтверждение своему ответу. ( Приложение № 1, слайд 4 «Первый бой»)

  2. Какие чувства вызывают у вас эти слова? (Да, война страшна, беспощадна ко всем. Л.Н.Толстой любил своего героя. И у нас он вызывает симпатии. Но почему же писатель строит свое повествование таким образом, что Петя, ни в чем неповинный ребенок, погибает?

( Л.Н.Толстой хочет показать беспощадность войны. Она уничтожает все на

своем пути. Война не разбирает кто перед ней — взрослый или ребенок, солдат

или простой мальчик. Ребенок и война – понятия несовместимые. Дети – это

будущее, это жизнь, война-смерть).

  1. Сравнительный анализ кинофрагмента и текста романа.

Посмотрим кинофрагмент из фильма С.Бодарчука «Война и мир».

  1. Чем отличаются фрагменты?

(Не все эпизоды экранизированы: вечерняя разведка с Долоховым. Многие моменты сжаты. Во время чтения у нас складывается впечатление и о самом Денисове, а в фильме не показаны его переживания о гибели Пети.)

  1. Совпадают ли ваши впечатления от образа Пети после прочтения страниц

романа — эпопеи и просмотра видеофрагмента? (Ответы учащихся. Дети считают, что режиссеру удалось передать отношение автора к партизанской войне, почувствовать особенности характера Пети, но в чтении есть своя непередаваемая прелесть)

VI. Проектная деятельность учащихся.

  1. У многих ваших бабушек и дедушек сохранились впечатления о Великой

Отечественной Войне 1940-1945 гг., так как в те годы они были детьми, как и

Петя Ростов. Многие из вас провели поисковую работу и собрали материалы-

воспоминания о войне. Детские воспоминания эмоциональны, насыщены

болью и страхом. Какая же она война? война глазами ребенка? (Выступление

ученика с подготовленным материалом).

  1. Что общего вы видите в этих воспоминаниях и эпизодом о Пете Ростове? (Страх, ужас. Дети войны… Они взрослели раньше времени, на их хрупкие плечи ложились заботы и тяготы военного времени. Как стереть из памяти ужасные картины войны, преодолеть страх, оставшийся в сердце?)

  2. Собранные вместе рассказы-воспоминания рисуют страшный облик войны, у которой совсем не детское лицо. Они звучат как обвинение злу, насилию. Войну обвиняют дети. Все материалы оформлены в созданной вами книге «У войны не детское лицо». А ответы на вопрос «Ваши ассоциации со словом «война»?» мы поместим на первой странице нашей книги в форме предисловия. (Приложение № 3)

VII. Обобщение.

  1. Проанализировав фрагмент романа «Война и мир», мы можем сделать вывод о том, как соотносятся слова эпиграфа к уроку и основная мысль фрагмента из романа – эпопеи Л.Н.Толстого «Война и мир».

(Для Л.Н.Толстого, имеющего военный опыт, война была противоестественным

явлением. Петя погиб в 15 лет. И страшная весть о его гибели еще придет

домой к матери и отцу, разрушив благополучие и счастливую жизнь семьи

Ростовых. Война делает несчастными всех, несет одни страдания и мучения.

Вот она страшная и жестокая правда войны.)

  1. Совместимы ли понятия «ребенок» и «война»?

Эти понятия не совместимы, они противоположны друг другу. Детство всегда связано с миром.

«Светлы и лучезарны дни,

Когда освещены лучами солнца мирного они.

Но если же грозой военной небосклон объят

И дети от разрывов бомб не спят,

То детство превращается в страданье,

В какое-то чудовищное испытанье.»

Таким испытанием и была война 1812 г. для Пети и Великая Отечественная война для ваших бабушек и дедушек. Все взрослые (я, бабушки и дедушки, наши гости) желаем, чтобы на вашу долю никогда не выпали тяжелые испытания войны.)

    1. Домашнее задание.

Написать сочинение «Последний бой и героическая гибель Пети Ростова» .

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here