Муниципальное Образовательное Учреждение «Ярославцевологовская средняя общеобразовательная школа » Родинского района Алтайского края
659792,Алтайский край,
Родинский район,
с.Ярославцев Лог,
ул. Ленина,53,
т.(8)385-63-29-7-46
Разработка интегрированного урока литературы и ОБЖ в 5 классе по теме: «Как выжить в тайге» по материалам рассказа В.П.Астафьева «Васюткино озеро».
Автор: Редько Наталья Васильевна
февраль,2008г.
Пояснительная записка к уроку.
Урок по изучению произведения В.П.Астафьева «Васюткино озеро» удачно интегрируется с занятием по ОБЖ, можно использовать знания по природоведению.
Уроки литературы ведутся по учебнику «Литература» В.Я.Коровиной
для 5 класса. Интегрируется с программой по ОБЖ по теме «Человек в экстремальной ситуации».
Данный урок проводится вторым по теме «В.П.Астафьев «Васюткино озеро», занятие связано с образом и поведением главного героя рассказа, попавшего в сложную ситуацию.
Используются различные методы работ для проведения урока: эвристическая беседа, выразительное чтение, словарная работа, работа в парах, литературный анализ, коллективная деятельность, релаксационные и физкультурные паузы, аромотерапия.
Форма урока: интегрированный.
Место проведения: класс.
Количество учебных часов:1: литература-20мин., ОБЖ- 20мин.
При подготовке урока использованы следующие пособия и материалы:
1. Учебник «Литература 5класс» В.Я.Коровина.
2. Методическое пособие «Литература 5класс» (составитель В.Я.Коровина).
3. Таблицы по ОБЖ.
4. «Инновационный урок» Е.Я.Римская.
5. Портрет героя, рисунки учащихся по рассказу.
6. Пособие «Подвижные игры и упражнения» (Л.В.Былеева, И.М.Коротков).
7. Магнитофон, диск Вивальди «Времена года».
8.Листы А-4- по количеству учащихся, фломастеры.
9.Ароматическое масло — хвойное.
Предусмотрена подготовительная работа к уроку: рисунки ребят, тест на аллергию к маслам.
Интегрированный урок подготовила:
Редько Н.В.- учитель литературы и уроков Здоровья в 5 классе.
Цели урока: — обобщение знаний по литературе, ОБЖ,
— учить самостоятельно мыслить, отстаивать свое мнение, делать выводы,
— научить сохранять жизнь и здоровье в необычной, экстремальной ситуации,
— прививать любовь, бережное отношение к природе.
Ход урока:
-
Проверка домашнего задания (используется выставка рисунков учащихся, ароматерапия): — чтение собранного материала о Васютке, — выразительное чтение подготовленными учащимися отрывков: «Васютка заблудился» (с.125), «мальчик вспоминает опыт других» (с.127), «дорога к воде» (с.130), «таежная речушка» (с.134), «спасение»(139).
-
Физкультурная пауза (упражнения: двигаюсь под музыку: растения, животные).
-
Эвристическая беседа (материал учебника, тетради): — Какие черты характера проявились у Васи в тайге? — Что такое «робинзонада»? (Необычные приключения, путешествия на выживание). – Знания по каким предметам помогли Васе?
-
Коллективная работа (варианты предлагают ребята, обсуждаются коллективно, затем записываются: учитель пишет на доске, дети на листах): Памятка «Поведение человека в тайге» ( 2-3 пункта)
Познавательный вопрос: Что нужно делать, чтобы выжить в тайге?
-
Работа в парах (ребята заканчивают составление памятки с помощью консультаций учителя под музыку Вивальди, используется ароматерапия, таблицы по ОБЖ.)
-
Знакомство с памятками (2-3 ученика зачитывают памятки, другие дети высказывают свое мнение, анализируют работу товарищей – напомнить правило «Поправляй, не обижая!», добавляют в свои памятки недостающие пункты.)
Памятка
«Поведение человека в тайге»
1.Не паниковать!
2.Спокойно оценить обстановку.
3.Проверить и разделить продукты, патроны, спички, воду…
4.Вспомнить опыт других людей, примеры из книг.
5.Применить знания из природоведения, ОБЖ, уроков Здоровья…
6.Добыть огонь, запасти хворост.
7.Приготовить средство обороны: дубину, палку, камень…
8.Приготовить укрытие, «постель» для ночлега.
9.Использовать в пищу знакомые растения, ягоды, плоды, грибы, рыбу…
10.Искать дорогу по приметам и звукам.
-
Итог – вывод урока: (привлекаются учащиеся): — Что помогло Васе выжить в тайге?
Васютку спасли знания, «затеси»: культурные и нравственные, запечетленные памятью в его внутреннем мире.
-
Домашнее задание: чтение книги Д.Дефо «Робинзон Крузо»
Познавательный вопрос: Что помогло выжить Р.Крузо на необитаемом острове?