Муниципальное Образовательное Учреждение «Ярославцевологовская средняя общеобразовательная школа » Родинского района Алтайского края

659792,Алтайский край,

Родинский район,

с.Ярославцев Лог,

ул. Ленина,53,

т.(8)385-63-29-7-46

Разработка интегрированного урока литературы и ОБЖ в 5 классе по теме: «Как выжить в тайге» по материалам рассказа В.П.Астафьева «Васюткино озеро».

Автор: Редько Наталья Васильевна

февраль,2008г.

Пояснительная записка к уроку.

Урок по изучению произведения В.П.Астафьева «Васюткино озеро» удачно интегрируется с занятием по ОБЖ, можно использовать знания по природоведению.

Уроки литературы ведутся по учебнику «Литература» В.Я.Коровиной

для 5 класса. Интегрируется с программой по ОБЖ по теме «Человек в экстремальной ситуации».

Данный урок проводится вторым по теме «В.П.Астафьев «Васюткино озеро», занятие связано с образом и поведением главного героя рассказа, попавшего в сложную ситуацию.

Используются различные методы работ для проведения урока: эвристическая беседа, выразительное чтение, словарная работа, работа в парах, литературный анализ, коллективная деятельность, релаксационные и физкультурные паузы, аромотерапия.

Форма урока: интегрированный.

Место проведения: класс.

Количество учебных часов:1: литература-20мин., ОБЖ- 20мин.

При подготовке урока использованы следующие пособия и материалы:

1. Учебник «Литература 5класс» В.Я.Коровина.

2. Методическое пособие «Литература 5класс» (составитель В.Я.Коровина).

3. Таблицы по ОБЖ.

4. «Инновационный урок» Е.Я.Римская.

5. Портрет героя, рисунки учащихся по рассказу.

6. Пособие «Подвижные игры и упражнения» (Л.В.Былеева, И.М.Коротков).

7. Магнитофон, диск Вивальди «Времена года».

8.Листы А-4- по количеству учащихся, фломастеры.

9.Ароматическое масло — хвойное.

Предусмотрена подготовительная работа к уроку: рисунки ребят, тест на аллергию к маслам.

Интегрированный урок подготовила:

Редько Н.В.- учитель литературы и уроков Здоровья в 5 классе.

Цели урока: — обобщение знаний по литературе, ОБЖ,

— учить самостоятельно мыслить, отстаивать свое мнение, делать выводы,

— научить сохранять жизнь и здоровье в необычной, экстремальной ситуации,

— прививать любовь, бережное отношение к природе.

Ход урока:

  1. Проверка домашнего задания (используется выставка рисунков учащихся, ароматерапия): — чтение собранного материала о Васютке, — выразительное чтение подготовленными учащимися отрывков: «Васютка заблудился» (с.125), «мальчик вспоминает опыт других» (с.127), «дорога к воде» (с.130), «таежная речушка» (с.134), «спасение»(139).

  1. Физкультурная пауза (упражнения: двигаюсь под музыку: растения, животные).

  2. Эвристическая беседа (материал учебника, тетради): — Какие черты характера проявились у Васи в тайге? — Что такое «робинзонада»? (Необычные приключения, путешествия на выживание). – Знания по каким предметам помогли Васе?

  1. Коллективная работа (варианты предлагают ребята, обсуждаются коллективно, затем записываются: учитель пишет на доске, дети на листах): Памятка «Поведение человека в тайге» ( 2-3 пункта)

Познавательный вопрос: Что нужно делать, чтобы выжить в тайге?

  1. Работа в парах (ребята заканчивают составление памятки с помощью консультаций учителя под музыку Вивальди, используется ароматерапия, таблицы по ОБЖ.)

  1. Знакомство с памятками (2-3 ученика зачитывают памятки, другие дети высказывают свое мнение, анализируют работу товарищей – напомнить правило «Поправляй, не обижая!», добавляют в свои памятки недостающие пункты.)

Памятка

«Поведение человека в тайге»

1.Не паниковать!

2.Спокойно оценить обстановку.

3.Проверить и разделить продукты, патроны, спички, воду…

4.Вспомнить опыт других людей, примеры из книг.

5.Применить знания из природоведения, ОБЖ, уроков Здоровья…

6.Добыть огонь, запасти хворост.

7.Приготовить средство обороны: дубину, палку, камень…

8.Приготовить укрытие, «постель» для ночлега.

9.Использовать в пищу знакомые растения, ягоды, плоды, грибы, рыбу…

10.Искать дорогу по приметам и звукам.

  1. Итог – вывод урока: (привлекаются учащиеся): — Что помогло Васе выжить в тайге?

Васютку спасли знания, «затеси»: культурные и нравственные, запечетленные памятью в его внутреннем мире.

  1. Домашнее задание: чтение книги Д.Дефо «Робинзон Крузо»

Познавательный вопрос: Что помогло выжить Р.Крузо на необитаемом острове?

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here