1001 идея интересного занятия с детьми

Урок по литературе в 5 классе «Лирика. Что это такое?»

Ермакова Лариса Викторовна, МБОУ СОШ №2, учитель, Свердловская область

Предмет (направленность): литература

Возраст детей: 5 класс.

Место проведения: класс

Цель: раскрыть своеобразие лирики как рода литературы.

Задачи:

образовательные:

дать определение лирики;

выявить художественные особенности лирического произведения;

заинтересовать учащихся лирическим родом литературы.

воспитательные:

формировать у детей навыки совместной деятельности, самоанализа и самооценки;

формировать умение слушать друг друга, уважать чужое мнение.

развивающие:

развивать устную и письменную речь учащихся;

развивать умение работать с текстом.

Ожидаемые результаты: возникновение понимания того, что лирика построена по своим законам, которые необходимо учитывать при чтении.

 Продолжительность урока – 45 минут.

Ход урока:

Стадия вызова

— Мы приступаем к необычным урокам. Главной особенностью литературных произведений, с которыми мы будем на следующих уроках знакомиться, являются переживания, чувства, мысли автора. О каком роде литературного произведения пойдёт речь? Мы ответим, разгадав кроссворд.

1

в

о

л

ш

е

б

с

г

в

о

2

п

р

и

с

к

а

з

к

а

3

б

а

х

а

р

ь

4

з

а

ч

и

н

5

к

о

н

ц

о

в

к

а

6

б

а

й

к

а

.

Это присутствует в сказках, где речь идет о приключениях, в них действуют люди и фантастические существа, животные – добрые помощники героя.

С чего обычно начинаются (особенно волшебные) сказки?

Как на Руси назывался сказочник?

Традиционный элемент сказки (начало).

Элемент сказки, где подводят итог развитию сказочного действия.

Каким словом на Руси обозначалось слово «сказка»?

— О каком роде пойдет речь?

-Лирика.

Итак, начнём.

Целеполагание

Белая звёздочка с неба упала
Мне на ладошку, но не пропала,

А превратилась в волшебную снежинку наших желаний на уроке. Какие желания вы бы хотели исполнить на уроке литературы?

На доске расположены по кругу снежинки, на которых записаны слова: слушать, читать, пересказывать, сочинять, отвечать на вопросы, сравнивать, играть, исследовать. В центре – снежинка со словом ХОЧУ. Ученики объясняют, что на этом уроке они будут делать.

Приём – составление списка известной информации

— Я попрошу вас прочитать небольшую статью об одном из родов художественной литературы, о лирике. Однако, перед тем, как читать, давайте немножко подумаем о лирике. Возьмите лист бумаги и ручку. В течение 3-х минут запишите всё, что вы думаете о лирике. Важно писать всё, что придёт на ум. Не имеет значения, правильно ли то, что вы записали или нет. Важно писать как можно больше. Начинайте.

Учитель разбивает учащихся на пары.

Приём – «дискуссия в парах»

— Теперь повернитесь к своему соседу и спросите друг друга, что вам известно о лирике. Даже если у вас возникнут определённые разногласия, тем не менее, запишите соображения, причём отметьте разногласия, исходя из того, что статья, возможно, проявит некоторые из них.

— А теперь поделитесь своими знаниями о лирике.

Учитель по ходу ответов ведет записи на листе бумаги.

Стадия осмысления

Приём «ИНСЕРТ»

— Теперь пора подготовиться к чтению статьи. Пока вы её читаете, вы одновременно должны делать пометки на полях статьи. Их четыре: «V», «+», «?», «-«:

Поставьте «V» («да») на полях, если то, что вы читаете, соответствует тому, что вы знаете или думаете, что знаете;

Поставьте «-» («минус»), если то, что вы читаете, противоречит тому, что вы уже знаете или думаете, что знаете;

Поставьте «+», если то, что вы читаете, является для вас новым;

Поставьте «?», если то, что вы читаете, непонятно, или же вы хотели бы получить более подробные сведения по данному вопросу.

Эти обозначения должны соответствовать вашим знаниям и пониманию. Совсем необязательно помечать каждую строчку или каждую предлагаемую идею. В конечном счёте, вы отразите своё представление о лирике в целом. Теперь начните читать статью, не забывайте при этом делать пометки.

ЛИРИЧЕСКИМ называют род литературы, в котором внимание автора уделяется изображению внутреннего мира, чувств, переживаний. Событие в лирике важно лишь постольку, поскольку оно вызывает эмоциональный отклик в душе художника. Именно переживание становится в лирике главным событием. Лирика как род литературы возникла в глубокой древности. Слово «лирика» греческого происхождения, но не имеет прямого перевода. В Древней Греции стихотворные произведения, изображающие внутренний мир чувств и переживаний, исполняли под аккомпанемент лиры, так и появилось слово «лирика». Важнейшим персонажем лирики является лирический герой: именно его внутренний мир и показан в лирическом произведении, от его имени художник-лирик говорит с читателем, а мир внешний изображается в разрезе тех впечатлений, которые он производит на лирического героя. Как другие роды литературы, лирика включает в себя ряд жанров. Некоторые из них возникли в далекой древности, другие — в эпоху средневековья, некоторые — совсем недавно, полтора-два века назад, а то и в прошлом веке. Лирические жанры: ода, гимн, элегия, сонет, баллада. В школьном литературоведении называется такой жанр лирики, как лирическое стихотворение. В классическом литературоведении такого жанра не существует. В школьную программу его ввели для некоторого упрощения сложной системы лирических жанров: если яркие жанровые признаки произведения выделить нельзя и стихотворение не является в строгом смысле ни одой, ни гимном, ни элегией, ни сонетом и т.д., оно будет определяться как лирическое стихотворение. В этом случае следует обращать внимание на индивидуальные особенности стихотворения: специфику формы, тему, образ лирического героя, настроение и т.д. Лирическое стихотворение в принципе – это мгновение человеческой внутренней жизни, её снимок, поэтому лирика преимущественно пишется в настоящем времени, в отличие от эпоса, где доминирует прошедшее время. Основным средством создания образа-переживания в лирике является слово, эмоциональная окраска речи, в котором переживание становится для нас жизненно убедительным. Лексика , синтаксис, интонация, ритмика, звучание – вот что характеризует поэтическую речь. Лирическая эмоция – сгусток душевного опыта человека. Для лирики характерен разговор о прекрасном, провозглашение идеалов человеческой жизни. В лирике может быть сатира, гротеск, но основная  масса лирических стихотворений все-таки принадлежит к другой области. Принцип лирического рода: как можно короче и как можно полнее.

Стадия рефлексии

Приём – «дискуссия»

— Статья прочитана. Подумайте о том, что вы прочитали. Теперь возьмите список всего, что вы знали, или думали, что знаете о лирике. Какие знания подтвердились? Какие представления подтвердились? (учащиеся просматривают материал)

— Снова перечитайте статью и посмотрите на свои пометки. С чем вы согласны? Почему? (выслушиваются мнения)

— С чем не согласны? Почему? (выслушиваются мнения)

— Что вам было известно о лирике?

— Что явилось для вас новым?

Приём — «сопоставление плана статьи»

(Работа в парах)

— Просмотрите ещё раз статью и, объединившись в пары, составьте её план, озаглавив его «Художественные особенности литературы как рода».

— Каковы художественные особенности лирики как рода? (отвечает один из пары). Если другие с чем – то не согласны, то после ответа они могут задать вопросы.

— Достигли ли вы цели урока?

Д/З:

Составить синквейн, в основе которого будет слово «лирика»;

Выучить определение лирики и её художественные особенности.

10

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here