Урок русского языка в 8 классе.

Обобщение изученного по теме «Второстепенные члены предложения»

Цели:

-обобщить знания учащихся о второстепенных членах предложения, совершенствовать навык — различения второстепенных членов и их видов (прямые /косвенные дополнения, согласованные/несогласованные определения, приложения, виды обстоятельств);

-закрепить навык постановки дефиса при приложениях и запятых при некоторых видах обстоятельств.

Оборудование: презентация

Ход урока

  1. Организационный момент. Актуализация знаний.

— Какие главные и второстепенные члены вы знаете?

— Если есть в предложении второстепенный член, как называется это предложение?

— Какие второстепенные члены подчеркиваются волнистой чертой, пунктиром, пунктир с точкой?

— На какие вопросы отвечают дополнение, определение, обстоятельство?

-Что есть главные члены предложения, и может ли предложение существовать без них?

II. Игровой момент

  1. Попрошу угадать вас название первого второстепенного члена предложения.

Вопросы косвенных падежей

Ты безошибочно знаешь уже.

Если знаешь их, без промедления

Тут же отыщутся и ……… дополнения.

Слайд 2. «Дополнения».

Слайд 5. 1 задание. Составьте предложение по схеме и запишите его.

[ ______ ________ _ _ _ _, _ _ _ _, _ _ _ _ и_ _ _ _].

Например, Мама купила торт, конфеты, напитки и печенье.

  1. Следующий второстепенный член предложения .

Чей? и Какой? — ответы просты

Лишь не хватает волнистой черты.

Признак предмета или явления

Обозначает ……. определение.

Слайд 4. «Определения».

Слайд 5. 1 задание. Замени согласованные определения несогласованными, а несогласованные согласованными.

Сверху подпиши: несогл. согл.

Образец. Дневник Веры – Верин дневник.

Мальчик из деревни, клубничное варенье, крыша из соломы, листва берез, городские ребята, школа из кирпича, березовые дрова, дневник брата, альбомный лист.

Слуховой диктант: предложение не видим, но слышим и определяем: есть ли здесь согласованное или несогласованное определение?

Каждая мелочь этого дня врезалась в память.

В нашем классе есть новенькие.

Друзья просили ее спеть любимую песню о матери.

Ее преследовала мечта учиться в городе.

  1. Приложение.

Это не обстоятельство

И не дополнение,

Похоже на определение,

Но это … приложение.

Слайд 6. «Приложение»

Слайд 7. Цифровой диктант.

  1. — согласованное определение

  2. — несогласованное определение

  3. — приложение

Газета «Комсомольская правда», солдат-пехотинец, разбитая ваза, изумлённый взгляд, Москва-река, платье в горошек, город Волгоград, яйца всмятку, врач-стоматолог, носки из шерсти, карие глаза.

Слайд 8. Проверим диктант.

  1. На вопросы «Где? Когда?

Как? Откуда? И куда?»

Даст тебе ответ всегда…

Обстоятельство

Слайд 9. «Обстоятельство»

Слайд 10. 1 задание . Рассмотрите данную схему предложения и составьте предложение ей соответствующее.

Обстоя-

тельство

времени

подлежащее

сказуемое

И

сказуемое

Обстоятель-

ство

места

Предложение – подсказка: Утром я проснулся и пошёл в школу.

2 задание. Я каждому из вас раздаю газеты, чтобы вы не скучали в дороге, а почитали на досуге. Но не просто почитали, а в любом тексте нашли по 3обстоятельства, подчеркнули их и определили вид.

Слайд 11. Подберите к глаголу «идти» обстоятельства разных видов.

  1. Тестовая работа и её проверка. Слайд 12.

1. Отметьте предложение без второстепенных членов:

а) Белые, золотые, синие качаются над головой цветы

б) Лес зазвенел, застонал, затрещал.

2. Укажите, каким членом предложения является слово зной: В безмолвии погас звенящий зной.

а) дополнение;

б) подлежащее;

в) обстоятельство.

3. Укажите, каким членом предложения является в помещении: Они очутились в громадном темном помещении.

а) дополнение;

б) подлежащее;

в) обстоятельство

4. Укажите, каким членом предложения является слово комната: Я очень люблю свою комнату.

а) дополнение;

б) подлежащее;

в) обстоятельство.

Слайд 13. Спасибо большое всем за урок.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here