Урок русского языка в 8 классе.
Обобщение изученного по теме «Второстепенные члены предложения»
Цели:
-обобщить знания учащихся о второстепенных членах предложения, совершенствовать навык — различения второстепенных членов и их видов (прямые /косвенные дополнения, согласованные/несогласованные определения, приложения, виды обстоятельств);
-закрепить навык постановки дефиса при приложениях и запятых при некоторых видах обстоятельств.
Оборудование: презентация
Ход урока
-
Организационный момент. Актуализация знаний.
— Какие главные и второстепенные члены вы знаете?
— Если есть в предложении второстепенный член, как называется это предложение?
— Какие второстепенные члены подчеркиваются волнистой чертой, пунктиром, пунктир с точкой?
— На какие вопросы отвечают дополнение, определение, обстоятельство?
-Что есть главные члены предложения, и может ли предложение существовать без них?
II. Игровой момент
-
Попрошу угадать вас название первого второстепенного члена предложения.
Вопросы косвенных падежей
Ты безошибочно знаешь уже.
Если знаешь их, без промедления
Тут же отыщутся и ……… дополнения.
Слайд 2. «Дополнения».
Слайд 5. 1 задание. Составьте предложение по схеме и запишите его.
[ ______ ________ _ _ _ _, _ _ _ _, _ _ _ _ и_ _ _ _].
Например, Мама купила торт, конфеты, напитки и печенье.
-
Следующий второстепенный член предложения .
Чей? и Какой? — ответы просты
Лишь не хватает волнистой черты.
Признак предмета или явления
Обозначает ……. определение.
Слайд 4. «Определения».
Слайд 5. 1 задание. Замени согласованные определения несогласованными, а несогласованные согласованными.
Сверху подпиши: несогл. согл.
Образец. Дневник Веры – Верин дневник.
Мальчик из деревни, клубничное варенье, крыша из соломы, листва берез, городские ребята, школа из кирпича, березовые дрова, дневник брата, альбомный лист.
Слуховой диктант: предложение не видим, но слышим и определяем: есть ли здесь согласованное или несогласованное определение?
Каждая мелочь этого дня врезалась в память.
В нашем классе есть новенькие.
Друзья просили ее спеть любимую песню о матери.
Ее преследовала мечта учиться в городе.
-
Приложение.
Это не обстоятельство
И не дополнение,
Похоже на определение,
Но это … приложение.
Слайд 6. «Приложение»
Слайд 7. Цифровой диктант.
-
— согласованное определение
-
— несогласованное определение
-
— приложение
Газета «Комсомольская правда», солдат-пехотинец, разбитая ваза, изумлённый взгляд, Москва-река, платье в горошек, город Волгоград, яйца всмятку, врач-стоматолог, носки из шерсти, карие глаза.
Слайд 8. Проверим диктант.
-
На вопросы «Где? Когда?
Как? Откуда? И куда?»
Даст тебе ответ всегда…
Обстоятельство
Слайд 9. «Обстоятельство»
Слайд 10. 1 задание . Рассмотрите данную схему предложения и составьте предложение ей соответствующее.
|
подлежащее |
|
сказуемое |
|
И |
|
сказуемое |
| Обстоятель- ство места
|
Предложение – подсказка: Утром я проснулся и пошёл в школу.
2 задание. Я каждому из вас раздаю газеты, чтобы вы не скучали в дороге, а почитали на досуге. Но не просто почитали, а в любом тексте нашли по 3обстоятельства, подчеркнули их и определили вид.
Слайд 11. Подберите к глаголу «идти» обстоятельства разных видов.
-
Тестовая работа и её проверка. Слайд 12.
1. Отметьте предложение без второстепенных членов:
а) Белые, золотые, синие качаются над головой цветы
б) Лес зазвенел, застонал, затрещал.
2. Укажите, каким членом предложения является слово зной: В безмолвии погас звенящий зной.
а) дополнение;
б) подлежащее;
в) обстоятельство.
3. Укажите, каким членом предложения является в помещении: Они очутились в громадном темном помещении.
а) дополнение;
б) подлежащее;
в) обстоятельство
4. Укажите, каким членом предложения является слово комната: Я очень люблю свою комнату.
а) дополнение;
б) подлежащее;
в) обстоятельство.
Слайд 13. Спасибо большое всем за урок.