Урок литературы по теме «М.Ю. Лермонтов и история»
Урок литературы в 8 классе
Непряхина В.Ю., учитель
МБОУ СОШ №12 г. Воткинск.
На изучение творчества Лермонтова в 8 классе отводится 5 часов:
-
Лермонтов и история.
-
Тема, идея, особенности сюжета и композиции поэмы.
-
Мцыри – главный герой поэмы. Средства создания образа.
-
«Мцыри» как романтическая поэма.
-
Защита проекта.
Контроль ЗУН учащихся по творчеству Лермонтова предполагает защиту презентаций, сочинение по поэме, выразительное чтение отрывков наизусть, решение кроссворда, работу с контрольными листами: «Карта самооценки успешности участия ученика в коллективной работе группы», «Карта оценки групповой мультимедийной презентации».
Предварительная подготовка к уроку.
За 2 недели до изучения творчества М.Ю. Лермонтова учащимся раздаются
-
Буклеты «А он, мятежный, просит бури…».
-
Памятка по созданию мультимедийной презентации.
-
Лист учёта готовности презентации.
-
Памятка выступающему.
Далее класс делится на 4 группы: «историки», «литературоведы 1», «литературоведы 2», «социологи». Группы организуются из всего класса, 3 — 4 человека по интересам.
Цель: создание условий для выявления учащимися особенностей историзма в творчестве М.Ю. Лермонтова.
Задачи:
Содержательные:
— обобщить ранее изученное о творчестве Лермонтова;
— определить цель обращения поэта к историческим событиям, историческим личностям;
— проиллюстрировать принцип взаимосвязи литературы и истории;
— ознакомиться с историей создания поэмы.
Деятельностные:
— создание условий для усвоения темы;
— развитие готовности мышления к усвоению новых способов деятельности;
— развитие мыслительных операций школьников;
— развитие навыков самоконтроля, развитие навыков адекватной самооценки;
— формирование ценностно-смысловой ориентации.
Планируемый результат
Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, структурирование знаний;
Личностные УУД: самостоятельное выделение и формулирование личностной цели; установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, самоопределение;
Регулятивные УУД: целеполагание, планирование, оценка результатов работы, внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата;
Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения.
Тип урока: «открытия» нового знания.
Методы обучения: проектно-исследовательская групповая работа.
Оборудование: компьютер для учителя, мультимедийный проектор, экран, презентация «А он, мятежный, просит бури», буклеты для учащихся, учебник.
Форма проведения: групповая, фронтальная беседа, индивидуальная.
Умения и навыки, развиваемые на уроке: находить причинно-следственные связи, умения анализировать, умения использовать компьютер для оформления теоретического материала в виде презентации, коммуникативные навыки.
Домашнее задание к уроку:
-
Вспомнить, что известно из курса изучения литературы о М.Ю. Лермонтове.
-
Подобрать цитаты, характеризующие М.Ю. Лермонтова, как человека и поэта.
-
Прочитать поэму «Мцыри».
-
Индивидуальное задание группе «историков»: подготовить сообщения об истории создания поэмы «Мцыри» (использовать источники информации, названные в буклете).
План конспекта урока:
-
Организационно-мотивационный этап.
-
Повторение изученного. Постановка основополагающего вопроса.
-
Особенности историзма М.Ю. Лермонтова.
-
История создания поэмы.
-
Комментированное чтение 1-2 глав поэмы.
-
Итоги урока.
-
Домашнее задание.
Ход урока.
I. Вводное слово учителя.
Учитель. Здравствуйте. Садитесь. На протяжении 5 уроков мы будем изучать творчество одного из самых интересных поэтов XIX века и обучаться проектной деятельности. Название проекта вы узнали из буклета.
II. Мотивационно-целевой этап.
Деятельность учителя | Деятельность ученика | |
Слайд №1. «А он, мятежный, просит бури…». | Кто автор этих строчек? | М.Ю. Лермонтов. |
Слайд №2. Портреты М.Ю. Лермонтова. | Что вы о нём знаете?
Дополнение учителя: Ираклий Луарсабович Андроников, исследователь жизни и творчества М.Ю. Лермонтова, писал: «Лермонтов … был разным и непохожим – среди беспощадного к нему света и в кругу задушевных друзей, в сражении и в петербургской гостиной…». Каким же был великий поэт? | Примерный ответ: М.Ю. Лермонтов прожил очень короткую, но яркую жизнь. Успел написать много прекрасных произведений. Детство поэта, омрачённое ранней смертью матери, ссорой отца с бабушкой, прошло в Тарханах, имении бабушки. Бабушка очень любила Лермонтова, заботилась о его здоровье и воспитании, возила в Подмосковье и на Кавказские воды, дала хорошее образование. Будущий поэт учился в Благородном пансионе при Московском университете, потом в университете, в школе гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров. Кумиром Лермонтова был Пушкин. За стихотворение «Смерть поэта» поэт был посажен под арест, затем отправлен прапорщиком в Нижегородский драгунский полк, сослан на Кавказ. Через некоторое время возвращается благодаря хлопотам бабушки. И вновь ссылка на Кавказ за дуэль с французским посланником. На Кавказе в 1841 г. Лермонтов погиб. Основные мотивы творчества поэта: мотив одиночества, изгнанничества, свободы (вспоминают стихотворение «Парус»)
Ученики читают подготовленные дома цитаты. |
Слайд №3 Основополагающий вопрос | Один из мотивов творчества М.Ю. Лермонтова – мотив свободы. Но может ли человек быть абсолютно свободным? На этот вопрос вы должны будете дать ответ на последнем уроке по изучению творчества поэта. |
|
Слайд №4 Кроссворд | Какие исторические моменты или исторические деятели названы в кроссворде? Попытаемся определить тему нашего урока – «Лермонтов и …».
| Разгадывание кроссворда
С помощью учителя дети определяют тему данного урока («Лермонтов и история») и записывают её в тетрадь. |
| Какие цели мы поставим перед собой? | Узнать, в чём особенности историзма Лермонтова Почему поэт обращается к историческим событиям, историческим личностям? |
II. Ориентировочный этап.
— Где мы можем найти ответы на интересующие нас вопросы? (в учебнике, в материалах дополнительной литературы, в тестах художественных произведений поэта)
Составление плана урока.
1. Чтение учебника «Особенности историзма М.Ю. Лермонтова».
2. «История создания поэмы» — сообщение учеников из группы «Историки».
3. Комментированное чтение 1-2 глав поэмы «Мцыри».
III. Поисково-исследовательский этап.
1. Учитель. Каковы же особенности историзма Лермонтова? Почему поэт обращается к историческим событиям, историческим личностям? Чтобы ответить на эти вопросы, прочитаем статью учебника «М. Ю. Лермонтов».
Особенности историзма М.Ю. Лермонтова
Запись в тетради:
«В прошлом М.Ю. Лермонтова интересуют проблемы чести и достоинства человека, власти и народа, личной воли и общественной морали.
В своих произведениях М.Ю. Лермонтов изображает сильных и мужественных людей.
В стихотворении «Бородино» люди прошлого поколения противопоставляются «нынешним»:
Тяга к изображению сильных и мужественных героев объясняется тем, что послепушкинское поколение оказалось в эпохе реакции. Это люди, тосковавшие по героическому и не находившие его в жизни».
2. История создания поэмы М.Ю. Лермонтова «Мцыри».
Деятельность учителя | Деятельность ученика | |
Слайд № 4 Кроссворд | Ребята, пожалуйста, обратите внимание, какое ключевое слово, высветилось в кроссворде? Сегодня мы начинаем изучать поэму «Мцыри», послушаем сообщение об истории её создания.
| Мцыри
Сообщение ученика (из группы «историки») об истории создания поэмы «Мцыри» остальные конспектируют. Примерная запись в тетради: «В 1837 г. М.Ю. Лермонтов задумал написать «записки молодого монаха», поэма «Мцыри» вышла в свет 1839 г. Но сначала были «Исповедь», «Боярин Орша». В основу поэмы лёг рассказ одинокого монаха, пленённого в детстве генералом Ермоловым, смирившегося со своей долей и проведшего всю жизнь в стенах монастыря».
|
3. Комментированное чтение 1-2 глав поэмы.
Учитель. Какие исторические факты объясняют последние строки 1-й главы и первые 2-й главы?»:
…надпись говорит
О славе прошлой – и о том,
Как удручён своим венцом,
Такой-то царь, в такой-то год,
Вручал России свой народ.
_______________
И Божья благодать сошла
На Грузию! Она цвела
С тех пор в тени своих садов,
Не опасаяся врагов,
За гранью дружеских штыков.
2
Однажды русский генерал
Из гор к Тифлису проезжал…
Сообщение учеников (из группы «историки»)
Об истории присоединения
Грузии к России (на основе материала из книги И.Л. Андроникова «Лермонтов в Грузии в 1837 году).
-
О генерале А.П. Ермолове.
Примерная запись в тетради:
«Последние строки 1-й главы и первые 2-й главы объясняют следующие исторические факты:
-
присоединение Грузии к России в 1783 г.,
-
начало кавказской войны,
-
назначение командующим войсками Кавказского корпуса и «главноуправляющим» в Грузию генерала А.П. Ермолова, прославившегося в сражениях Отечественной войны 1812 г.».
IV. Рефлексивный.
Деятельность учителя | Деятельность ученика | |
Слайд №4 Проблемные вопросы | На какой из вопросов слайда мы сегодня попытались с вами дать ответ? | Почему М.Ю. Лермонтов обращается к далёкому прошлому?
|
Слайд №6. Историки | К каким выводам мы пришли?
| Ответы на вопросы слайда, с проверкой записей в тетради. |
Слайды №7-10 | Комментарий учителя по работе над проектом групп и их защите на последнем уроке. | Ставят цель на следующий урок. |
— Кто был самым активным? (группа «Историки»)
Самооценка учеников по алгоритму с использованием карты «Самооценка успешности участия ученика в коллективной работе группы» (приложение 3):
1. Какова была цель?
2. Какие задачи выполняли для достижения цели?
3. С какими трудностями встретились?
4. Сколько баллов вы себе поставите?
Оценивание группы классом (приложение 4)
Учитель оценивает индивидуальную работу на уроке остальных учеников.
Домашнее задание:
-
Подготовить выразительное чтение одной из глав.
-
Повторить термины: тема, идея, сюжет, композиция, поэма.
-
Индивидуальная работа групп над проектом
Презентация учащихся группы «историков» прилагается.