Интегрированный урок по литературе
«Мир природы и человека в поэзии И.А. Бунина»
Класс: 6, общеобразовательный.
Цель:
Научить устанавливать связи между литературой, музыкой, живописью.
Задачи:
● Развивать образное мышление обучающихся.
● Формировать исследовательские навыки.
● Познакомить с произведениями искусства (музыки и живописи), созвучными бунинским стихам.
●Создать условия, чтобы ученики могли почувствовать единство с миром природы.
● Прививать гуманистические взгляды учащимся, помочь им полюбить родной край.
Оборудование: ПК, проектор, презентации, музыкальные композиции, видеоотрывок, учебник.
ХОД УРОКА
-
Вступительное слово учителя. Целеполагание.
-
Чтение статьи учебника об И.А. Бунине. Презентация «И.А. Бунин»
-
Беседа.
-
Назовите известные вам произведения И.А. Бунина.
-
О каких особенностях творческой манеры И.А. Бунина рассказал К.Г. Паустовский? Найдите ответ на вопрос в тексте статьи.
-
На что советует обратить внимание К.Г. Паустовский при чтении бунинских произведений?
-
Выразительное чтение учащимися стихотворения И.А. Бунина «Не видно птиц. Покорно чахнет…» (под классическую музыку).
-
Выявление первоначальных впечатлений.
-
Какое время года изображено в стихотворении?
-
Какое настроение преобладает в стихотворении? Найдите слова, дающие ответ на вопрос.
-
Какими размышлениями может быть вызвано такое настроение? (Глубокая осень… Лирический герой «скитается в степи свободной, вдали от сел и деревень». Он слушает музыку осени, с грустью отмечает, как «покорно чахнет» лес, думает о неизбежности приближающейся зимы. В то же время он понимает, что порядок вещей нарушить никто не в силах Это постоянство и повторяемость – закон мудрого бытия природы.)
5. Прослушивание «Осенней песни» П.И. Чайковского из цикла «Времена года».
-
Сообщение учащегося об истории создания цикла «Времена года».
-
Каким настроением проникнута эта музыка?
Октябрь – это уже настоящая осень, с короткими серыми днями, тихим плачем осеннего дождя, печалью опустевших полей. Бесконечные дали открылись – ничто не мешает свободному взору. Природа засыпает. В такие дни грусть – частая гостья.
Красотой осени восхищались поэты, музыканты, художники.
Как вы думаете, как могла бы эта музыка отразить настроения, которыми проникнуто стихотворение Бунина?
6. Обращение к картинам русских художников. Экскурсия по выставке репродукций: И.И. Левитан «Октябрь», М.В. Нестеров «Осенний пейзаж», К.К. Первухин «Осень на исходе» (презентация).
• Выразительное чтение учащимся отрывка из очерка К.Г. Паустовского «Исаак Левитан».
7. Анализ стихотворения «Не видно птиц. Покорно чахнет…». Беседа.
• Прочитайте стихотворение так, как это советовал делать К. Паустовский, обращая внимание на ритм, краски. Можно ли отметить общие черты в звучании стихотворения, музыки, в красках полотен художников?
Исследовательская работа с текстом.
1 группа. Запишите в левую часть таблицы слова, характеризующие
звуки, запахи, цвета осеннего леса.
Цвета | |
Покорно чахнет Лес, опустевший и больной | Серый, темно-коричневый, черный |
Глушь стала ниже и светлее, В кустах свалялася трава, И, под дождем осенним тлея, Чернеет темная листва | Темно-зеленый, черный, светло-серый |
День холодный угрюм… | Серый |
Фрагменты текста | Звуки |
И, под дождем осенним тлея… | Шорох дождя по опавшей листве |
А в поле ветер… | Шум ветра |
И, убаюкан шагом конным… | Шуршание листвы под копытами коня |
Как ветер звоном однотонным Гудит-поет в стволы ружья | Высокий звук, похожий на свист |
Фрагменты текста | Запахи |
Крепко пахнет В оврагах сыростью грибной | Запах грибов |
В кустах свалялася трава, И, под дождем осенним тлея, Чернеет темная листва | Запах прелой травы и листвы |
2 группа. Назовите образно-выразительные средства, используемые в стихотворении. Определите их роль в тексте. Какие слова передают «отрадные» и «грустные» чувства?
Лес покорно чахнет (метафора).
Лес больной (эпитет).
Глушь стала ниже и светлее (эпитет).
День угрюм и свеж (эпитет).
В степи свободной (эпитет).
С отрадной грустью (оксюморон)
8. Слово учителя:
А теперь я бы хотела вам показать видеофрагмент из фильма-элегии «Бунинская Россия» (режиссер – Игорь Чичинов). Ребята, обратите внимание, как деревенские жители, бабушки и дедушки, того села, где вырос когда-то И.А. Бунин, читают наизусть его стихи.
Показ видеофрагмента и беседа по нему:
Вам понравились «чтецы»?
Как вы думаете, они сумели передать то, что хотел сказать Бунин? Почему?
Как вы думаете, почему, когда мы слышим стихи в живом исполнении, мы воспринимаем их по-другому, чем когда читаем в книге?
9. Подведение итогов. Рефлексия.
10. Домашнее задание.
Выучите наизусть любое понравившееся стихотворение И.А. Бунина и представьте его классу, как профессиональные актеры.
Подумайте над вопросом, какова роль изобразительно-выразительных средств в выбранном вами стихотворении.
Литература:
-
Бабореко, А.К. Бунин о музыке и о живописи / А.К. Бабореко // Вопросы литературы. – 1981. – № 7. – С. 303-304.
-
Бабореко, А.К. Поэзия и правда Бунина / А.К. Бабореко // В.Н. Муромцева-Бунина. Жизнь Бунина. Беседы с памятью. – М.: Вагриус. – 2007. – С. 5-24.
-
Бахилина, Н.В. Ослепительно рыжий, безнадежно рыжий / Н.В. Бахилина // Русская речь. – 1975. – № 5. – 104-113.
-
Смирнова, Л.А. Иван Алексеевич Бунин: Жизнь и творчество: кн. для учителя / Л.А. Смирнова. – М.: Просвещение, 1991. – 192 с.
-
Тевс, А.Н. Урок литературы по теме «Жизнь и творчество, поэзия И.А. Бунина» / А.Н. Тевс // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок».
-
Клюшина, Н.В. Урок литературы по теме «Край ты мой, родимый край!» Стихотворения И.А. Бунина о родной природе» / Н.В. Клюшина // Сетевое образовательное сообщество «Открытый класс».