Интегрированный урок по литературе

«Мир природы и человека в поэзии И.А. Бунина»

Класс: 6, общеобразовательный.

Цель:

Научить устанавливать связи между литературой, музыкой, живописью.

Задачи:

Развивать образное мышление обучающихся.

Формировать исследовательские навыки.

Познакомить с произведениями искусства (музыки и живописи), созвучными бунинским стихам.

Создать условия, чтобы ученики могли почувствовать единство с миром природы.

Прививать гуманистические взгляды учащимся, помочь им полюбить родной край.

Оборудование: ПК, проектор, презентации, музыкальные композиции, видеоотрывок, учебник.

ХОД УРОКА

  1. Вступительное слово учителя. Целеполагание.

  2. Чтение статьи учебника об И.А. Бунине. Презентация «И.А. Бунин»

  3. Беседа.

  • Назовите известные вам произведения И.А. Бунина.

  • О каких особенностях творческой манеры И.А. Бунина рассказал К.Г. Паустовский? Найдите ответ на вопрос в тексте статьи.

  • На что советует обратить внимание К.Г. Паустовский при чтении бунинских произведений?

  1. Выразительное чтение учащимися стихотворения И.А. Бунина «Не видно птиц. Покорно чахнет…» (под классическую музыку).

  2. Выявление первоначальных впечатлений.

  • Какое время года изображено в стихотворении?

  • Какое настроение преобладает в стихотворении? Найдите слова, дающие ответ на вопрос.

  • Какими размышлениями может быть вызвано такое настроение? (Глубокая осень… Лирический герой «скитается в степи свободной, вдали от сел и деревень». Он слушает музыку осени, с грустью отмечает, как «покорно чахнет» лес, думает о неизбежности приближающейся зимы. В то же время он понимает, что порядок вещей нарушить никто не в силах Это постоянство и повторяемость – закон мудрого бытия природы.)

5. Прослушивание «Осенней песни» П.И. Чайковского из цикла «Времена года».

  • Сообщение учащегося об истории создания цикла «Времена года».

  • Каким настроением проникнута эта музыка?

Октябрь – это уже настоящая осень, с короткими серыми днями, тихим плачем осеннего дождя, печалью опустевших полей. Бесконечные дали открылись – ничто не мешает свободному взору. Природа засыпает. В такие дни грусть – частая гостья.

Красотой осени восхищались поэты, музыканты, художники.

Как вы думаете, как могла бы эта музыка отразить настроения, которыми проникнуто стихотворение Бунина?

6. Обращение к картинам русских художников. Экскурсия по выставке репродукций: И.И. Левитан «Октябрь», М.В. Нестеров «Осенний пейзаж», К.К. Первухин «Осень на исходе» (презентация).

Выразительное чтение учащимся отрывка из очерка К.Г. Паустовского «Исаак Левитан».

7. Анализ стихотворения «Не видно птиц. Покорно чахнет…». Беседа.

Прочитайте стихотворение так, как это советовал делать К. Паустовский, обращая внимание на ритм, краски. Можно ли отметить общие черты в звучании стихотворения, музыки, в красках полотен художников?

Исследовательская работа с текстом.

1 группа. Запишите в левую часть таблицы слова, характеризующие

звуки, запахи, цвета осеннего леса.

Фрагменты текста

Цвета

Покорно чахнет

Лес, опустевший и больной

Серый, темно-коричневый, черный

Глушь стала ниже и светлее,

В кустах свалялася трава,

И, под дождем осенним тлея, Чернеет темная листва

Темно-зеленый, черный, светло-серый

День холодный угрюм…

Серый

Фрагменты текста

Звуки

И, под дождем осенним тлея…

Шорох дождя по опавшей листве

А в поле ветер…

Шум ветра

И, убаюкан шагом конным…

Шуршание листвы под копытами коня

Как ветер звоном однотонным Гудит-поет в стволы ружья

Высокий звук, похожий на свист

Фрагменты текста

Запахи

Крепко пахнет

В оврагах сыростью грибной

Запах грибов

В кустах свалялася трава,

И, под дождем осенним тлея, Чернеет темная листва

Запах прелой травы и листвы

2 группа. Назовите образно-выразительные средства, используемые в стихотворении. Определите их роль в тексте. Какие слова передают «отрадные» и «грустные» чувства?

Лес покорно чахнет (метафора).

Лес больной (эпитет).

Глушь стала ниже и светлее (эпитет).

День угрюм и свеж (эпитет).

В степи свободной (эпитет).

С отрадной грустью (оксюморон)

8. Слово учителя:

А теперь я бы хотела вам показать видеофрагмент из фильма-элегии «Бунинская Россия» (режиссер – Игорь Чичинов). Ребята, обратите внимание, как деревенские жители, бабушки и дедушки, того села, где вырос когда-то И.А. Бунин, читают наизусть его стихи.

Показ видеофрагмента и беседа по нему:

Вам понравились «чтецы»?

Как вы думаете, они сумели передать то, что хотел сказать Бунин? Почему?

Как вы думаете, почему, когда мы слышим стихи в живом исполнении, мы воспринимаем их по-другому, чем когда читаем в книге?

9. Подведение итогов. Рефлексия.

10. Домашнее задание.

Выучите наизусть любое понравившееся стихотворение И.А. Бунина и представьте его классу, как профессиональные актеры.

Подумайте над вопросом, какова роль изобразительно-выразительных средств в выбранном вами стихотворении.

Литература:

  1. Бабореко, А.К. Бунин о музыке и о живописи / А.К. Бабореко // Вопросы литературы. – 1981. – № 7. – С. 303-304.

  2. Бабореко, А.К. Поэзия и правда Бунина / А.К. Бабореко // В.Н. Муромцева-Бунина. Жизнь Бунина. Беседы с памятью. – М.: Вагриус. – 2007. – С. 5-24.

  3. Бахилина, Н.В. Ослепительно рыжий, безнадежно рыжий / Н.В. Бахилина // Русская речь. – 1975. – № 5. – 104-113.

  4. Смирнова, Л.А. Иван Алексеевич Бунин: Жизнь и творчество: кн. для учителя / Л.А. Смирнова. – М.: Просвещение, 1991. – 192 с.

  5. Тевс, А.Н. Урок литературы по теме «Жизнь и творчество, поэзия И.А. Бунина» / А.Н. Тевс // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок».

  6. Клюшина, Н.В. Урок литературы по теме «Край ты мой, родимый край!» Стихотворения И.А. Бунина о родной природе» / Н.В. Клюшина // Сетевое образовательное сообщество «Открытый класс».

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here