Мастерская слова

6 класс

Мотив одиночества в стихотворении И.Ю. Лермонтова »Парус»

учитель Л.Н. Исакова

МОУ «СОШ №18»

г. Братск Иркутской области

Цели: знакомство учащихся со стихотворением, с основными мотивами лирики автора, с художественным приемом антитезы; развитие критического мышления, приобщения к поисковой деятельности, развитие ассоциативного мышления, развитие умения творческого чтения, совершенствование умения анализа и интерпретации художественного текста; воспитание любви к природе.

Ход урока

I. Слово учителя:

_ Сегодня мы с вами прикоснемся к таинству создания известного стихотворения М.Ю. Лермонтова «Парус». Произведение написано вскоре после переезда поэта в Петербург: университет оставлен, он поступает в военную школу. Оставлено все, что поэт любил. Спокойной и безмятежной жизни не предвидится.

Мы знаем, что Лермонтов прожил всего 27 лет. И все эти годы чувствовал себя одиноким. Это одиночество выражается в его произведениях.

II. Стихотворение читает учитель

Индуктор

Исследуя стихотворение, мы попробуем ответить на вопросы:

— Каким настроением проникнуто стихотворение? ( В нем чувствуется тревога, грусть, тоска)

Какое слово определяет это настроение? ( Настроение определяется в первой же строке. Эпитет «одинокий» стоит на необычном месте, на него приходится смысловой акцент. Это слово и задает настрой всему стихотворению.)

— Какой прием использует автор? (Использует прием инверсии)

— С какой целью? ( Для того, чтобы передать настроение, внутренне состояние поэта)

— Вернемся к слову «одинокий». Выпишите это слово и подберите к нему синонимичные слова. Что у вас получилось? (одинокий – одиночество -один как перст- сиротливый- уединенно –один, что маков цвет- сирота- отшельник)

Проблемная ситуация

— Итак, сегодня мы должны решить: как проявляется мотив одиночества в данном стихотворении. Читаем внимательно текст..

Поиск «эстетической реакции» — двух полюсов (по Л.В. Выготскому)

III. Работа в создании словаря

Реконструкция

— Какое у этих слов в первой строфе, на ваш взгляд, будет «холодным», какое — «горячим»?

теплое холодное

ищет кинул

— Выпишем, какие ассоциации возникают у вас применительно к каждому слову?

ищет кинул

правда ложь

свобода рабство

равенство гнет

счастье несчастье

любовь ненависть

— Посмотрим, что у нас получилось. (Учащиеся читают слова, которые они записали в словарь.)

— Какие получились слова? ( Противоположные по смыслу, то есть антонимы)

— А могут ли быть антонимами служебные части речи? (Могут. Здесь есть антонимы под и над)

Лермонтов использует излюбленный прием в своем стихотворении. Прием антитезы. Благодаря антитезе, предметы сопоставляются друг с другом, в них открываются новые свойства.

— Ребята, посмотрите внимательно, есть ли еще антитеза в данном стихотворении?

далекая родная

буря покой

— Как прием антитезы влияет на строй стихотворения и на его прочтение?

(Слышна особая рифма стихотворения, интонационно выделяются данные слова?)

IV. Задание

— Прочитаем стихотворение еще раз.

— Почему Лермонтов называет парус «мятежным»?. Что обозначает это слово? (тревожный, бурный, неспокойный)

(Он ищет спокойной жизни, он любит напряжение сил, борьбу. Он жаждет чего-то нового, другого, сам не знает, чего именно)

(Это стихотворение не только о море, о мятежном парусе, но и о человеке — гордом, одиноком, мятежном, о таком человеке, каким был и сам поэт)

Класс делится на две группы

Дается задание первой группе:

— Посмотрите на две первые строки каждой строфы.

Задание второй группе:

— Посмотрите на две последние строки каждой строфы.

Социализация:

— Что мы увидели? Сравним настроение поэта, какое оно?

Первая группа

Белеет парус одинокий

В тумане моря голубом.

Играют волны- ветер свищет

И мачта гнется и скрыпит.

Под ним струя светлей лазури

Над ним луч солнца золотой.

Вторая группа

Что ищет он в стране далекой

Что кинул он в краю родном

Увы, — он счастия не ищет

И не от счастия бежит

А он, мятежный, просит бури,

как будто в бурях есть покой?

( В первых строках – светлое, радостное настроение, в последних строка х- грустное, тоскливое, безнадежное)

V. Задание.

— Посмотрим внимательно, какие еще художественные приемы использует Лермонтов в стихотворении?

инверсия (Белеет парус одинокий)

эпитеты (Парус одинокий в тумане голубом, струя светлей лазури, луг золотой, он мятежный)

метафора (в тумане моря)

олицетворение (играют волны, ветер свищет, он (парус) ищет, кинул, бежит)

VI. Рефлексия

— Выберем из словаря самое приятное слово и напишем небольшую миниатюру, а кто-то , возможно, и стихотворение.

VII. Чтение некоторых работ.

VIII. Итог урока- мастерской:

— Что помогло вам понять настроение автора?

— Как мы пришли к выводу о том, что стержнем всего стихотворения является мотив одиночества? ( Одиночество- привычное состояние поэта, а, следовательно, и лирического героя. Лирический герой, ищущий и жаждущий свободы, он предстает перед нами одиноким)

IX. Домашнее задание:

— Для того, чтобы был «эффект психологического воздействия « заключительный этап мастерской содержит:

-Афиширование учащиеся выполняют дома.

Нарисуйте иллюстрацию к стихотворению в том цвете, в котором вы увидели, почувствовали произведение.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here