Котова Марина Владимировна
ГУ СОШ №15 г. Павлодар
Учитель русского языка и литературы
Урок русской литературы в 5-ом классе.
Тема: «Не кровью, а дружбой и любовью должны мы мир сберечь».
Цели: завершить изучение рассказа Л. Н. Толстого «Кавказский пленник»;
Задачи: — рассмотреть внутреннее и внешнее пространство войны;
— проанализировать отношения между людьми;
— формировать умение рассуждать, доказывать своё мнение, работать в группах;
— продолжать формировать нравственно-эстетический идеал учащихся;
— определить ценностную значимость данной темы.
Тип урока: урок изучения художественного произведения.
Форма работы: самостоятельная групповая работа.
Оборудование: рассказ Л.Н. Толстого «Кавказский пленник», концептуальная схема, диаграмма «Человек человеку кто?», диагностическая карта, выставка детских рисунков.
Эпиграф.
Человек изобрёл не только колесо, но и …
Структура урока.
I Мотивационно-целевой этап. Слово учителя.
— Ребята, какое произведение мы изучали с вами на протяжении нескольких последних уроков?
(П.о. рассказ Л. Н. Толстого «Кавказский пленник»).
— Сегодняшний урок — итог работы над произведением Толстого.
— Какие стороны жизни освещает писатель в своём рассказе?
-
человеческие взаимоотношения: дружба, ненависть, сострадание;
-
особенности характеров (в сравнении);
-
изображение войны.
— Сегодня на уроке мы рассмотрим два аспекта из были Льва Николаевича:
-
взаимоотношения между людьми;
-
изображение войны.
Запись темы урока, эпиграфа. (на доске).
— Обратите внимание на то, что предложение эпиграфа не закончено.
— Чтобы продолжить фразу, вы должны в течение урока активно работать, высказывать свою точку зрения по любому вопросу, выслушивать мнение одноклассников.
-А чтобы наша работа была интересной и эффективной, вы будете работать в группах.
(Учитель напоминает учащимся правила работы в группах).
Желаю вам удачи!
II Операционный этап.
— Писатели, поэты, режиссёры часто обращаются к теме войны в своём творчестве. А какие картины и образы предстают перед вами, когда вы слышите слово война?
(Ответы учащихся).
— Откройте тетради и начертите треугольник.
-Любое явление имеет внешнее и внутреннее пространство. Как вы это понимаете?
(П.о. внешнее – видимое: следствие; внутреннее – скрытое: причина).
— Рассмотрим внутреннее и внешнее пространства войны. Начнём с внешнего, видимого.
Работа в группах.
Выступление групп: от каждой группы по одному представителю к доске для заполнения концептуальной схемы.
— Продолжим заполнять концептуальную схему. Чертим второй перевёрнутый треугольник и заполняем внутреннее пространство войны, пытаемся увидеть то, что скрыто, т.е., причину всего того, что вы вписали в верхний план.
Выступление групп.
— Какие чувства порождают внутреннее пространство?
(Я хочу, я завидую, я могу, я прав…)
— Схема заполнена. Что вам напоминает эта фигура? (айсберг). Как вы это можете
объяснить?
К
Внешнее пространство
онцептуальная схема.
Война.
Внутреннее пространство
— Завершён ли урок? (нет).
— Почему? (П.о. не рассмотрен второй аспект из двух заявленных в начале урока – взаимоотношения людей).
— Опираясь на содержание рассказа Л. Толстого «Кавказский пленник», заполните диаграмму: «Человек человеку кто?»
Учащиеся чертят в тетрадях диаграмму, выделяют в ней положительное и отрицательное пространства и приступают к заполнению.
Выступление групп: 1-ая группа — положительное пространство;
2-ая – отрицательное.
На доске.
Вопросы к группам.
— Какое чувство будет главным, доминирующим в каждом из пространств?
(П.о. положительное – чувство объединения; отрицательное – чувство разъединения).
— Почему вы так считаете?
Слово учителя.
— История земли – это история кровопролитных войн. Мы сейчас с вами сидим, общаемся, а где-то в эту самую минуту идёт война, гибнут люди, льётся кровь и слёзы, страдают дети и взрослые.
— Вам было дано домашнее задание – изобразить войну, как вы её себе представляете, с помощью карандашей и красок. Вот ваши работы. Тот, кто нашёл свой рисунок, выйдите и объясните, что вы изобразили и почему.
— Мы с вами не воюем, мы живём, ходим в школу, смотрим телевизор, но те ссоры и конфликты, которые возникают дома, в школе, на улице – это тоже маленькая война.
III Рефлексия.
— Так неужели человечество не способно жить в мире? Почему, чтобы начать ценить мир, надо довести ситуацию до состояния войны?
Заполнение диагностической карты: «Можно ли преодолеть извечную вражду между людьми?»
Да. Нет.
1. 1.
2. 2.
3. 3.
— Возвращаемся к началу урока, где нас ждёт незаконченный эпиграф. Вспомните содержание сегодняшнего урока и допишите на месте многоточия, что ещё создал человек.
(Ответы учащихся).
— Сделайте вывод. (П.о. наряду с положительным, созидающим, человек создаёт отрицательное, разрушительное).
— Какое знание вы получили на данном уроке? Как вам может это пригодиться в вашей жизни?
(Ответы учащихся).
— В конце нашего занятия я бы хотела обратиться к вам и сказать следующее. Вам жить и творить, ребята. Ваше поколение ещё не воюет, но моё поколение уже взяло в руки оружие, уже участвует в войнах, забирая чужие жизни. А вы должны суметь противостоять злу и насилию, научиться жить без войны.
Урок окончен. Спасибо за работу!