Урок литературы в 5 классе № 36
Дата _________________________
Тема: Л.Н. Толстой. Краткий рассказ о писателе. Рассказ «Кавказский пленник» как протест против национальной вражды.
Цели урока: краткое знакомство с личностью и творчеством Л.Н. Толстого, рассказ об истории создания рассказа «Кавказский пленник», осуждение в рассказе национальной вражды, теория литературы: рассказ-быль.
Развитие речи, умения высказывать свои мысли.
Воспитание терпимости, осуждение войны.
Основные понятия: рассказ-быль
Методические приемы: беседа, слово учителя, сообщения обучающихся.
Оборудование: портреты писателя, иллюстрации к рассказу, презентация, аудиозапись рассказа.
Структура урока
-
Организационный момент.
Цель этапа: проверка готовности обучающихся к работе.
-
Работа по теме урока.
1. Целевая установка.
Цель этапа: озвучивание темы, формулирование целей работы на урок.
2. Презентация «Л. Н. Толстой». Сообщения обучающихся.
Цель этапа: краткое знакомство с биографией Л. Н. Толстого.
3. Из истории создания рассказа «Кавказский пленник».
Цель этапа: знакомство с историей создания рассказа.
— Рассказ «Кавказский пленник» был написан Л. Н. Толстым в 70-е годы XIX века. Писатель в художественной форме рассказывает историю, которая действительно приключилась в жизни.
Сообщения обучающихся.
-
В ту пору Л. Н.Толстой был на военной службе в Кавказской армии, участвовал в боевых действиях русских войск. Однажды, далеко отъехав от своего отряда, он чуть не попал в плен. Выручил писателя из беды его спутник и друг чеченец Садо. Вот так это было.
Незадолго до этого случая Садо купил молодого коня, оказавшегося хорошим скакуном. Друзья – Толстой и Садо – по кавказскому обычаю поменялись лошадьми. Садо подарил Толстому своего коня, а тот отдал ему своего крепкого иноходца. И вот, когда друзей стали настигать чеченцы, Толстой легко мог уйти от них на резвом скакуне, но ни за что на свете не согласился бы бросить товарища в беде. У Садо было ружьё, но оно оказалось незаряженным. Однако Садо не растерялся. Он грозно целился из ружья в приближавшихся преследователей, кричал на них. А те захотели взять Садо и Толстого в плен живыми и потому не стреляли. Особенно они были злы на своего соплеменника Садо, дружившего с русским офицером. Преследуемые чеченцами, Толстой и Садо приблизились к крепости Грозный настолько, что погоню увидел часовой и поднял тревогу. Из крепости тотчас же появились конные казаки; чеченцы, гнавшиеся за Толстым и Садо, повернули обратно и умчались в горы. В память об этом случае Садо подарил Толстому свою саблю.
-
«Воспоминания кавказского офицера» Ф. Ф. Торнау.
Работая над романом «Война и мир» Толстой познакомился с напечатанными в журнале «Русский вестник» «Воспоминаниями кавказского офицера», автором которых был полковник кирасирского полка Ф. Ф.Торнау. Автор сообщает, при каких обстоятельствах он попал в плен к горцам, как пыталась ему помочь полюбившая его девушка Аслан, почему была неудачной его первая попытка побега и как ему удалось освободиться из плена. Толстой не только познакомился с воспоминаниями Торнау, но и воспользовался ими для своего рассказа «Кавказский пленник».
— К какому выводу вы пришли, слушая сообщения?
— Действительно, «Кавказский пленник» Л. Н. Толстого основан на реальных событиях. В связи с этим родилась редкая жанровая форма – «рассказ-быль».
Под термином рассказ понимают любое небольшое повествовательное произведение. Слово «быль» дает возможность понять, что события, описанные в рассказе (происходили на самом деле).
— Рассказ был написан для «Азбуки», предназначенной крестьянским детям, и в нем много слов и выражений, которые в современной речи считаются устаревшими и могут быть незнакомы вам. Поэтому при чтении произведения следует обращать внимание на сноски.
-
Просмотр презентации о Северном Кавказе.
Цель этапа: настрой на восприятие рассказа.
-
Прослушивание аудиозаписи начала рассказа «Кавказский пленник».
Цель этапа: знакомство с началом рассказа.
-
Беседа.
Цель этапа: выявление первого впечатления о рассказе.
— Итак, вы прослушали начало рассказа Л. Н. Толстого «Кавказский пленник» в исполнении народного артиста России С. Сазонтьева. Как вы думаете, удалось ли актеру создать ощущение того, что мы слушаем рассказ старого солдата, очевидца событий, описанных Толстым?
— Назовите причину, заставившую Жилина отправиться в путь. Можно зачитать. (2 абзац).
— В чем заключалась опасность пути? («На Кавказе тогда война была. По дорогам …»).
— Как вы думаете, что произойдет дальше? (Герой попадет в плен).
III. Итог урока.
Цель этапа: обобщение информации.
Беседа.
— К какому жанру относится произведение Л. Н. Толстого? (Рассказ-быль).
— Это значит, что события, описанные в рассказе … (произошли на самом деле).
— Следовательно, Толстой расскажет обо всех тяготах, которые выпали на долю Жилина.
— Как вы думаете, зачем Толстой написал этот рассказ? (Автор убеждает нас в том, что любое насилие, война – это страшно! И люди, развязывающие войны – преступники!)
— Можете ли вы сказать, почему произведение Л. Н. Толстго и в 21 веке пользуется популярностью? (Актуальна проблема, так как до сих пор проливается кровь, гибнут в бесконечных войнах люди.)
— Это не единственная, хотя самая важная, причина популярности данного рассказа. А чтобы сделать более глубокие выводы, найти другие причины, необходимо дочитать рассказ до конца.
IV. Домашнее задание.
Цель этапа: сообщение и разъяснение содержания домашнего задания.
-
Стр. 232 – 258 прочитать.
-
Сравните (подберите цитаты) Жилина и Костылина по следующему плану:
1 Внешность.
2 Предусмотрительность.
3 Отношение к лошади.
4 Храбрость – трусость.
5 Поведение в плену.
6 Мнение татар о пленниках.
7 Наблюдательность, любознательность.
8 Выносливость, мужество.
9 Верность, преданность.
10. Смысл фамилий героев (Жилин, Костылин)
V. Рефлексия.
Цель этапа: оценка обучающимися своей работы на уроке, выявление впечатлений об уроке.
— Сегодня я узнал(а) …
— Было интересно …
— Теперь я знаю …
— Я постараюсь …
— Мне бы хотелось, чтобы …
Приложения
К слайду № 7
-
23 года было Льву Толстому, когда брат Николай убедил его поехать с ним на Кавказ. Кавказ в то время был самым опасным местом в Российской империи. В начале XIX в. по настойчивым просьбам грузинского царя Георгия XII Грузия была присоединена к России. Затем в ходе русско-иранской и русско-турецкой войн к России был присоединен Азербайджан, а затем и Армения. Таким образом, все Закавказье оказалось под властью русского царя. Но на Кавказе жили горцы, которые препятствовали свободному движению по дорогам, грабили и разбойничали.
2. В 1817 г. царское правительство начало Кавказскую войну, которая продолжалась до 1864 г., то затихая на время, то возобновляясь с новой силой. В результате Кавказ был присоединен к России. В начале войны на границе были построены крепости Грозная, Внезапная, Прочный Окоп и другие, в них стояли войска. По всей границе были поселены казаки. Они жили с семьями в станицах, возделывали землю и принимали участие в воинских операциях. По другую сторону границы жили черкесы (так называли чеченцев и ингушей). Они боролись против власти русского царя, нападая на отряды, крепости и станицы. Кавказская война была очень жестокой.
К слайду № 8
3. Война длилась уже 31 год, когда Л. Н. Толстой прибыл на Кавказ.
Лев Толстой думал найти на Кавказе невероятные приключения и был сначала разочарован. В дальнейшем Л. Толстой понял, в чем особенность людей, с которыми ему пришлось встретиться. Кавказ навсегда остался в душе писателя. Через двадцать лет специально для детей Толстой написал рассказ «Кавказский пленник».
К слайду № 11.
-
Из дневников Софьи Андреевны Толстой о жизни в Ясной Поляне.
Роскоши мы никакой в доме и наших общих привычках не допускали. Одевались и одевали детей очень просто; ели также очень просто, и самый большой расход был на воспитание детей. Но и тут мы долго, а я всю жизнь – сама многому учила, и постоянно оба что-нибудь работали, каждый в своей области.
Сам он все лето работал с крестьянами: вставал с рассветом, и бывало, я проснусь часов в пять, шесть, а его постель уже пуста, и он уйдет на работы тихонько, чтобы не разбудить меня. Целые дни он то пахал, то косил траву или рожь. Возил сам сено, которое убирал вдовам и сиротам.
В ту пору Л.Н.Толстой был на военной службе в Кавказской армии, участвовал в боевых действиях русских войск. Однажды, далеко отъехав от своего отряда, он чуть не попал в плен. Выручил писателя из беды его спутник и друг чеченец Садо. Вот так это было.
Незадолго до этого случая Садо купил молодого коня, оказавшегося хорошим скакуном. Друзья – Толстой и Садо – по кавказскому обычаю поменялись лошадьми. Садо подарил Толстому своего коня, а тот отдал ему своего крепкого иноходца. И вот, когда друзей стали настигать чеченцы, Толстой легко мог уйти от них на резвом скакуне, но ни за что на свете не согласился бы бросить товарища в беде.
У Садо было ружьё, но оно оказалось незаряженным. Однако Садо не растерялся. Он грозно целился из ружья в приближавшихся преследователей, кричал на них. А те захотели взять Садо и Толстого в плен живыми и потому не стреляли. Особенно они были злы на своего соплеменника Садо, дружившего с русским офицером.
Преследуемые чеченцами, Толстой и Садо приблизились к крепости Грозный настолько, что погоню увидел часовой и поднял тревогу. Из крепости тотчас же появились конные казаки; чеченцы, гнавшиеся за Толстым и Садо, повернули обратно и умчались в горы. В память об этом случае Садо подарил Толстому свою саблю.
Работая над романом «Война и мир» Толстой познакомился с напечатанными в журнале «Русский вестник» «Воспоминаниями кавказского офицера», автором которых был полковник кирасирского полка Ф. Ф.Торнау. Автор сообщает, при каких обстоятельствах он попал в плен к горцам, как пыталась ему помочь полюбившая его девушка Аслан, почему была неудачной его первая попытка побега и как ему удалось освободиться из плена. Толстой не только познакомился с воспоминаниями Торнау, но и воспользовался ими для своего рассказа «Кавказский пленник».
Литература
-
Литература. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе. В 2 ч./ В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин. – М.: Просвещение, 2013.
-
Литература. 5 класс: поурочные планы по учебнику В. Я. Коровиной/ авт.-сост. И. В. Карасева, В. Н. Пташкина.- 3-е изд., переработанное и дополненное- Волгоград: Учитель, 2011.
-
О. Б. Беломестных, М. С. Корнеева, И. В. Золотарева. Поурочные разработки по литературе. 5 класс. Издание 2-е, дополненное. М.: «ВАКО», 2004.
-
Ерёмина О. А. Уроки литературы в 5 классе.