Конспект урока
с использованием информационно-коммуникационных технологий в образовании
Предмет: литература, комбинированный.
Тема: «О, весна, без конца и без края!» (А. А. Блок). Анализ стихотворений о весне
Продолжительность: 45 минут
Класс: 5
Используемое ПО: презентация с иллюстрациями и аудиофайлами.
Учитель: Шаповаленко Юлия Вадимовна
Вид урока: закрепление.
Цели урока: слайд 2
1. Образовательные: усвоение знаний о художественных, образных, стилистических, композиционных особенностях стихотворения.
2. Развивающие: овладение приёмами анализа стихотворения. Развитие образного и логического мышления.
3. Воспитательные: воспитание эстетического отношения к художественному слову. Формирование литературного вкуса.
Средства обучения:
1. Дидактические (литературоведческие понятия и термины);
2. Материальные (учебник, рабочая тетрадь, презентация на мультимедийной доске, персональный компьютер, фотографии, репродукции картин, схемы, опорные конспекты, др.).
Методы:
1. По источнику получения знаний: словесные (ориентировочная, аналитическая беседы, рассказ учителя), практические, наглядные (иллюстрирование, демонстрация).
2. По уровню активности познавательной деятельности: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный (анализ стихотворений по предложенному алгоритму), исследовательский методы.
3. По функциям: метод закрепления изучаемого материала, метод самостоятельной работы учащихся по осмыслению и усвоению материала, метод применения знаний на практике, выработка умений и навыков, метод проверки и оценки знаний, умений и навыков при анализе лирического произведения.
План урока:
1. Организационный момент.
2. Вступительное слово учителя.
3. Ориентировочная беседа.
4. Аналитическая беседа.
1) Комплексный анализ стихотворения Фёдора Ивановича Тютчева «Зима недаром злится…».
2) Комплексный анализ стихотворения Евгения Абрамовича Баратынского «Весна, весна! как воздух чист…».
3) Комплексный анализ стихотворения Сергея Есенина «Троица».
5. Подведение итогов урока.
6. Домашнее задание.
Ход урока
1. Организационный момент. Проверка готовности учащихся к уроку.
2. Вступительное слово учителя. «О, весна, без конца и без края!» — восклицал Александр Блок в одном из своих стихотворений. слайд 1 (звуки природы). Действительно, весна – одно из самых «бескрайних» времён года по широте и размаху чувств. С приходом весны просыпается и оттаивает от ледяного сна не только земля, но и человеческие души. Самые яркие чувства и переживания людей нашли отражение в поэтическом слове. Надо уметь слышать слово. Авторы нашего учебника пишут: «Услышишь слово – поймёшь душу». Душа поэта в его стихотворениях. Сегодня мы попробуем с вами проанализировать несколько стихотворений о весне. Целью этой работы станет усвоение знаний о художественных особенностях стихотворения, овладение приёмами анализа стихотворения, воспитание эстетического, трепетного отношения к художественному слову, ведь оно является частью человеческой души.
На предыдущем уроке весь класс был разделён на три группы. Каждая группа получила для анализа одно стихотворение Ф. И. Тютчева, Е. А. Баратынского или С. Есенина. Необходимо было выполнить комплексный анализ стихотворений в соответствии с планом анализа, который был записан в тетрадях. Этот план включал в себя следующие пункты: слайд 3
1. Впечатления, чувства от прочитанного стихотворения.
2. Сведения из истории создания произведения.
3. Образ лирического героя, его чувства.
4. Идейно-тематическое содержание стихотворения:
— ведущая тема;
— основная мысль, её развитие.
5. Основные образы стихотворения.
6. Особенности композиции.
7. Способы передачи эмоциональной окраски.
8. Особенности стихотворной формы:
— ритм, размер;
— рифма;
— языковые особенности, художественные приёмы.
9. Место стихотворения в творчестве автора.
Наша с вами работа на уроке будет построена следующим образом: чтение стихотворения и его анализ. Комплексный анализ стихотворения будет представлять один человек из группы по желанию. Другие могут дополнять, рецензировать его ответ. В конце мы сделаем ряд выводов об особенностях лирических произведений посвящённых весне.
3. Ориентировочная беседа.
— Какие мысли, чувства, впечатления возникли у вас при чтении и анализе стихотворений?
(Ответы учащихся).
— Фоном к началу сегодняшнего урока стала необычная музыка. Какие звуки природы вы услышали?
(Ответы учащихся). слайд 4
4. Аналитическая беседа. слайд 5
1) Весной всё оживает, просыпается. Но ранняя весна отнюдь не такая красивая и радостная. Зима не сразу уступает ей место. Как часто мы наблюдаем ранней весной и яркое солнце, и резко сменяющую его вьюгу. Нам кажется, что уже тепло, а на следующий день выпадает снег. Это самое необычное и контрастное время, когда Зима с Весною воюют. Именно такой весне посвящено стихотворение Фёдора Ивановича Тютчева «Зима недаром злится…»
Слайд 6, 7 Прослушивание аудиофрагмента (Выразительное чтение стихотворения Ф. И. Тютчева «Зима недаром злится…».
Зима недаром злится,
Прошла ее пора —
Весна в окно стучится
И гонит со двора.
И все засуетилось,
Все нудит Зиму вон —
И жаворонки в небе
Уж подняли трезвон.
Зима еще хлопочет
И на Весну ворчит.
Та ей в глаза хохочет
И пуще лишь шумит…
Взбесилась ведьма злая
И, снегу захватя,
Пустила, убегая,
В прекрасное дитя.
Весне и горя мало:
Умылася в снегу,
И лишь румяней стала,
Наперекор врагу.
— Как вы думаете, можно ли считать это чтение выразительным? Почему вы так думаете?
(Ответы учащихся. Действительно, чтение этого стихотворения можно считать выразительным, так как чтец эмоционально передаёт настроение лирического героя, его впечатления от наблюдаемого. Кроме того, выдержан интонационный рисунок, передающий динамичность повествования. Изменения высоты, силы, темпа и тембра голоса позволяют нам наглядно представить картину смены времён года. Эта картина представлена поэтом в живых образах).
— А теперь обратимся к детальному анализу этого стихотворения.
Анализ стихотворения учащимся.
Комментарии учителя по поводу работы. Дополнения учащихся.
— Как вы думаете, почему поэт представил Весну в образе девушки? слайд 9
(Ответы учащихся. Оказывает, что эта традиция в русской литературе имеет славянские корни. Дело в том, что, как и прочие времена года, Весна представлялась славянам не просто временем года, но живым существом, воплощением стихийных богов и богинь. Весну чествовали подобно богине, пробуждающей землю от зимнего смертельного оцепенения, возрождающей животворные, плодородные силы природы, как бы возвращающей весь «белы свет» из мира мёртвых. Недаром со словом весна сближали понятия веселья, радости, счастья. Весна соотносилась со светлой богиней растительной силы, а именно, с богиней Лелей (Лялей), дочерью Лады – богини лета. В это время крестьянские девицы собирались где-нибудь на лугу, избирали самую красивую девушку, называли её Лелей, наряжали в белые покровы и в молодую зелень, а на голову одевали венок из весенних цветов. Леля садилась на землю, возле неё ставили различные припасы (хлеб, молоко, масло) и клали зелёные венки, а остальные девицы, взявшись за руки, водили вокруг неё хороводы, пели обрядовые песни и обращались к Леле с просьбой об урожае.
Становится так же понятным, почему Зиму сравнивали с ведьмой. Но сколько бы она на «злилась» и не «ворчала», Весна берёт своё, и тогда наступают тёплые деньки, когда небо лазурного цвета и шум ручьёв сливается с песней жаворонка. Именно об этом стихотворение Евгения Абрамовича Баратынского «Весна, весна! как воздух чист…»
2) Выразительное чтение стихотворения Е. А. Баратынского «Весна, весна! Как воздух чист…» слайд 10, 11
Весна, весна! как воздух чист!
Как ясен небосклон!
Своей лазурию живой
Слепит мне очи он.
Весна, весна! как высоко
На крыльях ветерка,
Ласкаясь к солнечным лучам,
Летают облака!
Шумят ручьи! блестят ручьи!
Взревев, река несёт
На торжествующем хребте
Поднятый ею лёд!
Ещё древа обнажены,
Но в роще ветхий лист,
Как прежде, под моей ногой
И шумен, и душист.
Под солнце самое взвился
И в яркой вышине
Незримый жавронок поёт
Заздравный гимн весне.
— Понравилось ли вам чтение этого стихотворения? Можно ли назвать его выразительным?
(Ответы учащихся).
Анализ языковых средств. Комментарии учителя. слайд 12 (в качестве подсказки)
— В этом стихотворении, как и во многих других присутствует образ жаворонка? Как вы думаете, почему?
(Ответы учащихся. В славянской мифологии считается, что жаворонок – это радостная, божья птица, по поверью, произошедшая из комочка земли, подброшенного Богом высоко вверх. Прилёт жаворонка у славян традиционно связывают с приходом весны. На 9 марта, когда прилетают жаворонки, крестьянки пекли из теста этих птичек, обмазывали их мёдом, золотили их крылья и головку сусальным золотом и ходили с ними закликать весну. Славяне выпускали всех птиц из клеток, тем самым как бы освобождая жизненные силы природы от зимнего плена). Слайд 13 (живые звуки – пение жаворонка, аудиозапись и картинка).
— В этом стихотворении поэт образно называет песню жаворонка гимном. Действительно, гимн воспевает наступление прекрасного времени года — весны. Отношение народа к весенней погоде, природе нашло своё отражение в пословицах. Какие пословицы вы выписали в процессе подготовки к уроку?
(Ответы учащихся.
1. Апрель с водой, май с травой.
2. Май, май, да шубу не снимай.
3. Март морозом на нос садится.
4. Как не злись метелица, всё весной повевает.
5. Вода с гор потекла – весну принесла.
6. Весною день упустишь, годом не вернешь.
7. Днём раньше посеешь, неделей раньше уберешь.
8. Посеешь в погоду — больше приплоду.
9. Кто надеется на небо, тот сидит без хлеба.
10. Весной часом отстанешь, днём не догонишь.
11. Сей овёс в грязь — будет овёс князь, а рожь хоть в золу, да в пору.
12. Вспашешь в срок, посеешь в срок — урожай будет высок.
13. Вешняя пора — поел, да со двора.
14. Вешний день целый год кормит.
15. Кто спит весною — плачет зимою). Слайд 14
— Весенняя пора прекрасна и разнообразна во всех своих проявления. Весна – время светлых и добрых праздников, которым были посвящены стихотворения многих поэтов. Одним из таких праздников является Пасха. Слайд 15 К Пасхе начинали готовиться заранее. Перед праздником во всех домах трудились не покладая рук: женщины и девушки белили печи, мыли и скоблили столы, лавки и полы, вытирали мокрыми тряпками мокрые стены, обметали паутину, перемывали всю домашнюю утварь и вообще вычищали всю грязь, накопившуюся в доме. Мужики же, также заготавливали дрова для пасхального костра, а также хлеб и корм для всей скотины, чтобы потом в праздник не приходилось хлопотать и всё было бы под рукой. В разгар всех этих работ приходился обычно на чистые четверг, в который, по народному выражению, «даже ворона своих воронят в луже моет». В этот день все обязательно парились в банях для красоты, здоровья. Хозяйки особенно тщательно чистили и украшали избы.
3) слайд 16 Многие поэты обращались к теме православных праздников, которые очень тесно связаны со славянскими языческими традициями. Одним из таких праздников является праздник Троицы, которому посвящено стихотворение Сергея Есенина. Троица – праздник на 50-й день после Пасхи. В это день поклонялись Треединому Божеству: Сыну, Отцу и Святому Духу. Праздник Троицы считался в народе проводами весны и встречей лета, прославлением зеленеющей земли. В это время проводились обряды с растущей и срубленной берёзой. Девушки ходили в лес и «завивали» молодую берёзку: закручивали ветки в виде венка, перевязывая их лентами. В некоторых местах вместо этого берёзку «Заламывали» — пригибали ветки к земле и переплетали их с травой. После этого берёзку обязательно развивали», распуская венки на дереве. Считалось, что иначе берёзка «обидится». При завивании» и «развивании» деревца девушки гадали по венкам и цветам о судьбе и замужестве, водили хороводы.
Выразительное чтение стихотворения Сергея Есенина «Троица». слайд 17
Троицыно утро, утренний канон,
В роще по берёзкам белый перезвон.
Тянется деревня с праздничного сна,
В благовесте ветра хмельная весна.
На резных окошках ленты и кусты.
Я пойду к обедне плакать на кусты.
Пойте в чаще, птахи, я вам подпою,
Похороним вместе молодость мою.
Нонче на закате с божьего крыльца
Стану к аналою подле молодца.
Батюшкина воля, матушкин приказ,
Горе да кручина повенчают нас.
Ах, развейтесь, кудри, обсекись коса,
Без любви погибнет девичья краса.
Троицыно утро, утренний канон,
В роще по берёзкам белый перезвон.
— В этом стихотворении встречаются непонятные слова: канон, обедня, аналой. Чтобы узнать их лексическое значение можно обратиться к толковому словарю.
Чтение учащимися словарных статей в словаре о лексическом значении слов.
Аналой – высокий столик с покатым верхом, на который в церкви кладут иконы. Канон – церковное установление, правило.
Обедня – церковная служба утром или в первую половину дня у православных, во время которого совершается обряд очищения, литургия.
слайд 18 (толкование слов)
Анализ стихотворения Сергея Есенина «Троица». Комментарии учителя.
5. Подведение итогов. Заключительное слово учителя. слайд 19
— Какие ещё стихотворения о весне вы прочитали? Понравились ли они вам? Чем понравились? Какое из прочитанных запомнилось больше всего? Почему?
(Ответы учащихся).
— Стихотворения которые мы сегодня читали были актуальны, своевременны, так как сегодня за окном именно такое время, которое вдохновляло людей на лучшие творения. Стихотворения Ф. И. Тютчева, Е. А. Баратынского и С. А. Есенина были объединены общей темой, темой весны, но чувства и образы различны. Сегодня мы ещё раз закрепили алгоритм анализа лирических произведений. Мы убедились, что образы стихотворений непохожи друг на друга, но они необыкновенно ёмки и экспрессивны. Анализ образной структуры позволил выявить многогранность русской культуры, то есть причудливое соседство славянских языческих традиций с православными. Язык стихотворений ярок, эмоционален. С помощью него передано настроение героя. Весна, действительно в этих стихотворениях предстаёт перед нами как время «без конца и без края». Нет предела звукам, запахам, краскам весны. Нет предела человеческим чувствам, нет предела полёту человеческой души, запечатлённому в поэтическом слове и звучащем так живо и так счастливо здесь и сейчас…
7. Домашнее задание. Создание собственного стихотворения о весне.
Я благодарю всех за трудный и кропотливую труд при подготовке к уроку. Я надеюсь, что знания и впечатления, полученные в процессе работы помогут вам на пути к дальнейшему самосовершенствованию, чего я вам искренне от всей души желаю. На этом наш урок окончен.
Библиография:
1. Аудиоматериалы (СD «Стихотворения Ф. И. Тютчева и А. А. Фета», «Звуки природы. Водопады», «Звуки природы. Птицы»).
2. Баратынский Е. А. Полное собрание сочинений. – М.: 1989 (эл. вар-т).
3. Буслакова Т. П. Русская литература XIX века. – М.: 2001.
4. В мире литературы: Программа по литературе для общеобразоват. учрежд. 5-11 кл. – М.: 2004.
5. В мире литературы. 5 кл. В 2 ч.: учеб.-хрестоматия для общеобразоват. учрежд. / Авт.-сост. А. Г. Кутузов, Е. С. Романичева, А. К. Киселёв. – М.: 2007.
6. Есенин С. Стихи и поэмы. – М.: 1969.
7. Литература. 5 класс: поурочные планы по программе А. Г. Кутузова / Сост. Л. М. Серёгина. – Волгоград: 2006.
8. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. – 3-е изд.
9. Тютчев Ф. И. Полное собрание сочинений. – Л.: 1957 (эл. вар-т).
М., 1996.
10. Шапарова Н. С. Краткая энциклопедия славянской мифологии. – М.: 2001.