1001 идея интересного занятия с детьми

Патриотизм в стихотворении М. Ю. Лермонтова «Бородино»

Конева Татьяна Александровна, учитель русского языка и литературы, МБОУ СОШ №6, станицы Новолеушковской, Павловского района, Краснодарского края

Предмет (направленность): литература

Возраст детей: 5 классы.

Место проведения: класс.

Цели:

1) ознакомить учащихся с произведениями русских поэтов и писателей о героическом прошлом нашей стра­ны на примере стихотворения М. Ю. Лермонтова «Бо­родино»;

2) развивать способность анализировать прочитанное, делать выводы и аргументировать свою точку зрения;

3) воспитывать интерес к отечественной истории и русской поэзии.

Оборудование: портрет М. Ю. Лермонтова, презентация, учебник.

Тип урока: урок формирования знаний.

Ход урока

I. Повторение изученного

Учитель: Ребята, мы с вами начинаем изучение нового раздела, который называется «Героическое про­шлое России». Мы обратимся к произведениям поэтов и писателей, которые в своем творчестве воспевали под­виг русского народа в Отечественной войне 1812 года.

Сегодня мы прочитаем стихотворение уже извест­ного вам поэта, которого называли «ночным светилом русской поэзии». Он родился в Москве, но рано поте­рял мать и детство провел в имении бабушки в Пен­зенской губернии. Он получил прекрасное домашнее образование, а затем обучался в Московском универ­ситетском благородном пансионе, Московском универ­ситете, а позднее в Школе гвардейских подпрапор­щиков и кавалерийских юнкеров; откуда был в 1834 году выпущен корнетом Лейб-гвардии гусарско­го полка.

Уже в раннем возрасте он пишет стихи и поэмы, но печататься не стремится. Первым произведением, опубликованным в 1834 году, как считается, без его согласия, стала поэма «Хаджи Абрек». Слава пришла к нему в одночасье, в день смерти А. С. Пушкина, на гибель которого он откликнулся гневным и пронизан­ным болью стихотворением «Смерть поэта». В нем он обвинил высшие слои аристократии в травле и гибели поэта. Стихотворение широко распространилось в спис­ках и обеспечило автору славу наследника Пушкина. Кто из вас может сказать, как звали этого поэта? (Ми­хаил Юрьевич Лермонтов.)

Как популярность стихотворения «Смерть поэта» отразилась на судьбе М. Ю. Лермонтова? (М. Ю. Лер­монтов был арестован и сослан на Кавказ в Нижего­родский драгунский полк, воевать с горцами.)

Сколько длилась ссылка М. Ю. Лермонтова на Кавказ и что способствовало ее окончанию? (Ссылка продолжалась до октября 1837года. Ее прекращению способствовали хлопоты бабушки Е. А. Арсенъевой, которая добилась возвращения внука с Кавказа.)

II. Работа над новым материалом

Учитель: В 1837 году, уезжая на Кавказ, М. Ю. Лер­монтов впервые решился опубликовать свое произведе­ние. Это было приуроченное к двадцатипятилетней го­довщине Бородинского сражения стихотворение «Бо­родино», с которым мы сегодня и познакомимся. Тема героизма русских воинов в Отечественной войне 1812 года волновала М. Ю. Лермонтова еще в ранней юности. В 1831 году им было написано стихотворение «Поле Бородина». Основные образы, нарисованные в этом стихотворении, впоследствии были использованы в «Бородино». Стихотворение строится в виде диалога старого и молодого солдата.

Бородинское сражение — одно из главных сраже­ний Отечественной войны 1812 года между Россией и наполеоновской Францией. Перейдя границу России во главе огромной армии, Наполеон рассчитывал быст­ро разгромить русскую армию в приграничном сраже­нии и принудить Россию к капитуляции.

Разгадавший его планы военный министр России генерал М. Б. Барклай-де-Толли стал избегать пригра­ничного сражения и организованно отводить русскую армию, заманивая Наполеона все дальше и дальше вглубь российской территории. Но отступление русской армии вызывало ропот многих офицеров, недовольных тем, что Барклай-де-Толли без боя отдает французам русские земли. Его обвиняли в измене, требовали на­значения другого главнокомандующего, который даст решительный отпор врагу. Под давлением общества

главнокомандующим был назначен Михаил Илларио­нович Кутузов. Он решил дать Наполеону сражение у деревни Бородино. Целью его было защитить Моск­ву. Наполеон же надеялся уничтожить русскую армию и принудить Россию к капитуляции.

На Бородинском поле были построены земляные укрепления — редуты и люнеты. Сражение началось рано утром 26 августа (9 сентября) 1812 года. Францу­зы предпринимали ожесточенные атаки, но встречали решительный отпор русской армии. И хотя после дли­тельного сопротивления русская армия отошла со сво­их позиций, она не была разгромлена и готовилась продолжать сопротивление. Но, получив сведения о потерях, Кутузов отказался от мысли возобновить сра­жение и приказал отступать. Но и Наполеон вынуж­ден был отвести свою армию на исходные позиции. Уничтожить русскую армию ему не удалось. (просмотр слайдов 1-18)

Словарная работа

Итак, мы прослушаем стихотворение М. Ю. Лермонтова «Бородино», но прежде всего давайте обратимся к слайду, где даны неизвестные вам слова.

(слайд 19).

Прослушивание аудиозаписи стихотворения М.Ю Лермонтова «Бородино».

Работа над содержанием прослушанного.

1. Какому событию посвящено стихотворение М. Ю. Лермонтова «Бородино»?

2. Какой мыслью и какими настроениями оно пронизано?

3. От чьего лица ведется рассказ? Что этим достигается?

4. О чем сожалеет поэт и что его радует?

5. Как вы понимаете строки?

Не будь на то Господня воля,

Не отдали б Москвы!..

Уж мы пойдем ломить стеною, Уж постоим мы головою

За родину свою!..

Полковник наш рожден был хватом: Слуга царю, отец солдатам…

6. Кого объединяет слово «наш» в таком тексте?

Изведал враг в тот день немало,

Что значит русский бой удалый,

Наш рукопашный бой!..

7. Подготовьте выразительное чтение наизусть стихотворения «Бо­родино».

8. Рассмотрите иллюстрации к стихотворению «Бородино» на странице 168-169 учебника. Какие эпизоды сражения изображены художником?

Кто же победил в нем, по мнению поэта, и како­ва ваша точка зрения?

Можно ли считать отступление русской армии свидетельством ее поражения? Обоснуйте ответ.

Учитель: Прочитайте внимательно сноски, в кото­рых дается объяснение непонятных слов и терминов. А также посмотрите в словаре определение таких по­нятий, как строфа, монолог и диалог, и ответьте на вопросы—

Найдите в тексте строфу, которая повторяется дважды почти без изменений? (Первая и последняя строфа из рассказа старого солдата.)

Как вы думаете, с какой целью это было сделано автором? (В этой строфе выражена главная идея сти­хотворения идея противопоставления поколений: героического поколения отцов и дремлющего в бездей­ствии молодого поколения, к которому принадлежал и сам Лермонтов.)

Как вы думаете, почему М. Ю. Лермонтов, сам принадлежавший к молодому поколению, не пытается от лица молодого героя спорить со старым солдатом, заявившим: «Да были люди в наше время, / Не то, что нынешнее племя: / Богатыри— не вы!»? (Поэт не спорит со старым солдатом, потому что сам тяже­ло переживает беспомощность и пустоту существо­вания своего поколения.)

III. Подведение итогов

Сегодня на уроке мы познакомились с патриоти­ческим стихотворением М. Ю. Лермонтова «Бороди­но». Главная тема стихотворения — тема защиты Ро­дины от захватчиков, но, кроме того, поэт в этом сти­хотворении размышляет и о судьбах и роли своего по­коления.

IV. Домашнее задание

Выразительно прочитать стихотворение «Бородино», выучить наизусть отрывок из него и ответить на воп­росы в учебнике.

4

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here