7 класс. Методическая разработка Открытого урока чтения
«Образ учителя в художественной литературе».
Урок с применением технологии развития критического мышления
через чтение и письмо.
Ход урока.
Ι фаза урока в технологии РКМЧП (фаза вызова) — актуализация имеющихся знаний, формирование личностного интереса к получению новой информации и ценностного отношения к предмету.
-
Оргмомент.
-
Вступительная беседа. Слайд №1
Сегодня, 8 октября, мы проводим традиционный Открытый урок чтения. Всем известно, что 10 марта 2009 года Президент России Дмитрий Медведев подписал указ «О проведении в Российской Федерации Года учителя». Именно поэтому тема сегодняшнего Открытого урока чтения – «Образ учителя в художественной литературе». Чтобы вы задумались о важности роли учителя в обществе и жизни каждого человека, для формулировки темы использована цитата из стихотворения Вероники Тушновой «Если б не было учителя…». Предлагаю вам обдумать ответ на вопрос: «Какой была бы жизнь каждого из нас, «если б не было учителя»?
Предполагаемые ответы учащихся:
— Мы были бы безграмотными, не умели бы считать и писать.
— Мы не умели бы правильно говорить.
— Мы не умели бы общаться, ведь урок – это не только обучение чему-либо, но и общение.
ΙΙ фаза урока в технологии РКМЧП (фаза реализации смысла).
Соглашусь с вашими ответами: все они правильные. Свой ответ даёт Вероника Тушнова в стихотворении «Если б не было учителя…» Слайд №2
Если б не было учителя,
То и не было б, наверное,
Ни поэта, ни мыслителя,
Ни Шекспира, ни Коперника.
И поныне бы, наверное,
Если б не было учителя,
Неоткрытые Америки
Оставались неоткрытыми.
И не быть бы нам Икарами,
Никогда б не взмыли в небо мы,
Если б в нас его стараньями
Крылья выращены не были.
Без его бы сердца доброго
Не был мир так удивителен.
Потому нам очень дорого
Имя нашего учителя!
Скажу о себе: знаю точно, что не стала бы учителем литературы и русского языка, если бы в моей жизни не было такого педагога, как Елена Олеговна Галицких. Встретились мы, когда я была 10-тиклассницей, почти потерявшей интерес к учёбе в связи с переездом в другой город и переходом в новую школу, не имеющей ещё определённой цели в жизни, увлекающейся такими разными предметами, как театр и биология. Елена Олеговна, мой классный руководитель, учитель русского языка и литературы, тогда ещё совсем молоденькая, но необыкновенно добрая и мудрая, взяла меня под своё лёгкое крылышко и не дала потеряться не только в новом классе, но и в жизни. Благодаря таланту Елены Олеговны я полюбила школьный предмет «литература» и обрела цель жизни – стать учителем. Слайд №3
Елена Олеговна – очень увлечённый, творческий человек, который и сам на месте не стоит, и другим стоять не даёт. Сейчас она уже доктор педагогических наук, профессор, зав. кафедрой русской и зарубежной литературы Вятского государственного гуманитарного университета. Слайд №4
Примечание: тому, кто захочет использовать данную методическую разработку, необходимо будет изменить слайды №3 и №4.
Каждому человеку в жизни встречается учитель, о котором хочется рассказать. Поведать большему количеству людей о своём любимом (или, наоборот, нелюбимом) педагоге проще всех писателям и поэтам. Давайте послушаем и прокомментируем стихи об учителях, которые к сегодняшнему уроку вы нашли в библиотеке и подготовили к выразительному чтению.
Стихи, приготовленные учащимися для чтения в классе.
Цветаева Марина
В классе.
Скомкали фартук холодные ручки,
Вся побледнела, дрожит баловница.
Бабушка будет печальна: у внучки
Вдруг — единица!
Смотрит учитель, как будто не веря
Этим слезам в опустившемся взоре.
Ах, единица — большая потеря!
Первое горе!
Слезка за слезкой упали, сверкая,
В белых кругах уплывает страница…
Разве учитель узнает, какая
Боль — единица?
Александр Межиров.
Учитель.
Как быстро и грозно вертится Земля,
И школьные старятся учителя!
Нет силы смотреть, как стареют они
За мирные дни, за военные дни.
Вернешься с войны, мимо школы пройдешь —
Как прежде шумит у дверей молодежь.
А школьный учитель, он так постарел,
В глубоких морщинах и волосом бел.
Ссутулились плечи, пиджак мешковат,
И смотрит, как будто бы в чем виноват.
Как быстро и грозно вертится Земля,
И школьные старятся учителя!
Яков Лазоревич Аким.
Твой друг.
Есть у тебя хороший друг,
Надежней друга нет.
Спроси про север и про юг,
Про то, что у тебя вокруг,
На все он даст ответ.
Ты помнишь, как пришел он в класс?
Решили все: суров!
Но сколько он нашел для вас
Простых, понятных слов!
Тебе за партой одному
Задачу объяснял,
Помог соседу твоему
И драчунов разнял.
А помнишь, вас повел в поход
С утра, в седьмом часу?
Какая птица как поет,
Рассказывал в лесу.
Осенний вечер наступил,
Ты лег уже в постель. …
Учитель только что раскрыл
Тяжелый свой портфель.
Ты крепко-крепко спишь сейчас,
Ты нагляделся снов,
А он, под лампою склонясь,
Похвалит: «Пять на этот раз, Сережа Иванов!»
Хороших вырастил ребят
Твой друг за много лет.
Его теперь благодарят
Колхозник и поэт,
Ученый, знатный горновой,
Артист и летчик боевой!
Надежный друг — учитель твой.
Образ учителя присутствует в литературе с давних времён. Не всегда он положителен и достоин уважения. В школьной программе мы встречаем сатиру на учителей в комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль», в повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка», комедии Н.В.Гоголя «Ревизор», рассказе А.П.Чехова «Человек в футляре». Образы педагогов, созданные А.П.Чеховым, мы будем анализировать в старших классах (слайд №5).
В этом учебном году нам предстоит знакомство с автобиографической повестью Л.Н.Толстого «Детство» (слайд №6) и рассказом В.П.Астафьева «Фотография, на которой меня нет» (слайд №7). Авторы этих произведений делятся с читателями воспоминаниями о своих учителях, людях простых, но искренних, благородных и достойных уважения и благодарности. «Но фамилию учителя можно и забыть, важно, чтоб осталось слово «учитель»! И каждый человек, мечтающий стать учителем, пусть доживет до такой почести, как наши учителя, чтоб раствориться в памяти народа, с которым и для которого они жили, чтоб сделаться частицей его и навечно остаться в сердце даже таких нерадивых и непослушных людей, как я и Санька», — слова героя рассказа В.П.Астафьева «Фотография, на которой меня нет».
Эти же чувства испытывают к своим учителям и герои произведений, изученных нами в 6 классе. Пожалуйста, вспомните их названия.
В.Г.Распутин «Уроки французского» (слайд №8).
Ф.Искандер «Тринадцатый подвиг Геракла» (слайд №9).
Давайте подумаем, как изменилась бы судьба героев, «если б не было учителя» на их жизненном пути. ( Слайд № 10 во время беседы сменить на слайд № 11).
Примечание: изменение цветности слайда символично иллюстрирует идею высказываний учащихся на заданный вопрос.
Вспоминая тему, идею и сюжет рассказа «Уроки французского», характеризуя главных героев, дети приходят к мысли, что учитель идёт на самопожертвование ради здоровья ученика, ради его возможности продолжать учёбу.
В беседе необходимо подвести учащихся к выводу о том, что раз повесть В.Г.Распутина автобиографичная, возможно, он не смог бы выучиться в школе, а в будущем — стать известным писателем, не встреться ему в жизни прототип главной героини — Лидия Михайловна Молокова, преподававшая французский в школе, где он учился.
В беседе по рассказу Ф.Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла» желательно во время анализа метода учителя обращаться к жизненному опыту учащихся. Многие согласятся, что не хотели бы быть высмеянными педагогом на глазах и при поддержке всего класса.
Возможно, кто-то и осудит метод учителя математики. Но необходимо процитировать текст, в котором сказано:
«… мне хочется благодарно возвысить метод Харлампия Диогеновича. Смехом он, безусловно, закалял наши лукавые детские души и приучал нас относиться к собственной персоне с достаточным чувством юмора».
Заключительная часть беседы: несомненно, эта закалка души помогала школьникам жить в нелёгкие послевоенные годы. А, кроме того, учитель добивался конкретных результатов. Главный герой рассказа признаётся:
«С тех пор я стал серьезней относиться к домашним заданиям и с нерешёнными задачами никогда не совался к футболистам. Каждому свое».
Прочитав эти книги, мы видим, с какой благодарностью вспоминают своих учителей герои произведений.
Призывом к нашей памяти звучит стихотворение Андрея Дементьева «Не смейте забывать учителей!» Слайд №14.
А.Дементьев.
Не смейте забывать учителей.
Они о нас тревожатся и помнят.
И в тишине задумавшихся комнат
Ждут наших возвращений и вестей.
Им не хватает этих встреч нечастых,
И, сколько бы ни миновало лет,
Слагается учительское счастье
Из наших ученических побед.
А мы порой так равнодушны к ним:
Под Новый год не шлём им поздравлений.
И в суете иль попросту из лени
Не пишем, не заходим, не звоним.
Они нас ждут. Они следят за нами.
И радуются всякий раз за тех,
Кто снова где-то выдержит экзамен
На мужество, на честность, на успех.
Не смейте забывать учителей.
Пусть будет жизнь достойна их усилий —
Учителями славится Россия,
Ученики приносят славу ей.
Не смейте забывать учителей!
Очень надеюсь, что и вы, через несколько лет покинув стены школы, будете вспоминать своих учителей с чувством уважения и благодарности к их, поверьте мне, действительно, нелёгкому труду. Возможно, кому-то из вас захочется рассказать о своих чувствах или поздравить педагогов с праздником. Не сдерживайте свои порывы! Школа всегда открыта для вас, так же, как и сердца учителей! И пусть связывающая нас нить добра никогда не прерывается! Слайд № 15.
III фаза урока в технологии критического мышления через чтение и письмо (рефлексия).
В заключение предлагаю вам написать эссе на тему сегодняшнего Открытого урока чтения «Если б не было учителя…». В своей творческой работе, размышляя над поставленным вопросом, вы можете обращаться к любым прочитанным вами произведениям, авторы которых создали образ учителя. Это могут быть как произведения школьной программы, так и книги вашего самостоятельного выбора.
Если вас интересует эта тема, вы можете познакомиться со следующими произведениями, к беседе по содержанию которых мы обратимся на уроках внеклассного чтения:
-
В.П.Астафьев «Людочка», «Кража».
-
В.К.Железников «Чучело».
-
А.Г.Алексин «Безумная Евдокия».