Дистанционный урок по литературе.
Ф.И.О. учителя: Духанина Н.Н.
Учреждение: МОУ СОШ №1 села Покойного Буденновского района Ставропольского края
Предмет: литература
Класс: 6
Тема: Обучение анализу стихотворения Ф.И. Тютчева «Неохотно и несмело».
Цели:
-
Обучающие (познавательные): произвести анализ стихотворения Ф.И. Тютчева; познакомить с новыми средствами художественной выразительности;
-
Развивающие: развивать умения анализировать лирическое произведение; устную речь; закреплять основные качества чтения (беглость, правильность, выразительность);
-
Воспитательные: воспитать любовь к родной природе.
Тип урока: комбинированный.
Методы работы: урок проводится в формате дистанционного обучения, в режиме онлайн.
Оборудование: компьютер/ноутбук, проигрыватель для видеофайлов, интернет высокой скорости, наушники, программа skype.
Ход урока.
-
Орг. момент. 1. Позвонить Ивану по skype.
2. Взаимоприветствие.
-
Сообщение темы и целей урока. Перед началом изучении темы в форме прогр. Skype отправляется презентация к уроку.
Учитель: Сегодня мы продолжим знакомство с творчеством русского поэта Фёдора Ивановича Тютчёва. Что тебе вспоминается, когда ты слышишь это имя?
Открой, пож-та, презентацию и посмотри слайды с изображением портрета поэта, некоторыми сведениями из его биографии.
-
Актуализация изученного ранее: На прошлом уроке мы познакомились с биографией поэта, проверим твои знания. Открой, пож-та, файл с заданием, продолжи предложение ( Ф.И.Тютчев родился в …) и др.
Покажи рабочий стол, рассмотрим задание. Молодец, продолжим знакомство с творчеством поэта.
-
Информационно-поисковый этап.
Уч. Не только Тютчев восхищался красотой природы. Кого ещё ты можешь назвать? (Пушкин, Лермонтов, Тургенев, Есенин; Васнецов, Шишкин и др.)
Уч. Действительно, среди художников, писателей, поэтов нет таких, кто бы был равнодушен к русским берёзам, просторам степей, шири рек и морей…
Однако восприятие природы у Тютчева какое-то особенное. Как писал И.С. Тургенев: «Чувство природы в нём необыкновенно полно, живо и верно». Прочитаем стихотворение. Посмотри, пож-та, следующий слайд презентации. Текст стихотворения. Чтение стихотворения «Неохотно и несмело…». (Читаю наизусть или слушаем запись).
Работа с текстом. Анализ стихотворения по плану:
1. Какие слова показались тебе неизвестными?
2. О чём стихотворение? Верно, о том, как приближается весенняя гроза, нивы радуются дождю.
3. Перечислите основные образы. (солнце, ветер, гром, дождь, тучи, поля)
4. Какие картины природы представлялись тебе при чтении? (Большая часть занята небом, которое хмурится перед дождём; под небом — нивы, покрытые молоденькими зелёными всходами).
5. Какое настроение поэта передаётся при чтении? (тревожно, т.к. приближается гроза, дождь, молния. В тоже время дождь-то — весенний! Мы ощущаем тепло весеннего ливня. Видим, что природа обновляется, освобождается от прошлогодней пыли) Какие чувства стихотворение вызывает у тебя?
6. Попробуем проследить, как приближается дождь.
-
Принахмурилась земля.
-
Вдали слышится гром. Порой капает дождь.
-
Молния.
-
Капает чаще.
-
Ливень.
— Вспомни, как весной начинается дождь (сначала набегают тучи, начинает греметь гром, сверкать молния, начинает капать и проливной дождь.)
Т.е. Тютчев нарисовал точную, верную картину. ( По словам Тургенева)
7. Найдём средства художественной выразительности, которые использует поэт.
Читаем по очереди строфу, отмечаем, чем Тютчев украшает строки. (1 –учитель,2 –ученик и т.д.
Молодец, определил, поэт использует олицетворение. Поэтому картина получилась подвижная, живая. В стихотворении есть краски, движение. А звуки? В 4-й строфе дождь уже совсем близко. Обратит внимание, какие звуки слышатся отчётливо? ( ч, щ, ж, х, п, т, г, р, с) Что удалось поэту передать с их помощью? ( шум ветра, шуршание, грохот грома, свист ветра, звук дождевых каплей)
Здесь Тютчевым использовано ещё одно новое для тебя средство художественной выразительности.
Открой следующий слайд. Теория литературы. Читаем.
Аллитерация – повторение согласных звуков.
Ассонанс – повторение гласных звуков.
-
Физ.минутка. Гимнастика для глаз. «Письмо носом»
-
Выразительное чтение стихотворения учеником.
-
Рефлексия. Какова же природа у Тютчева? (живая, насыщена звуками, красками…) Чем наполнена поэзия этого поэта? Каковы особенности личности поэта?
Многие стихотворения Ф.И. Тютчева положены на музыку. Предлагаю тебе самостоятельно прослушать романс Рахманинова, написанный на стихотворение Тютчева «Весенние воды». Исполняет Казакова. Медиа файл находится на следующем слайде презентации. Левой кнопкой мыши щелкнешь на значок музыка, и, в спокойной обстановке прослушай запись. О твоих впечатлениях поговорим на следующем уроке.
-
Д/з. Выразительное чтение стихотворения «Весенняя гроза» с анализом.
Спасибо за активную работу, урок окончен, до свидания.