Урок литературы в 5 классе № 60.

Дата ___________________________

Тема: Писатели улыбаются. Саша Черный «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон». Ю. Ч. Ким «Рыба-кит». Образы и сюжеты литературной классики как темы произведений для детей.

Цели урока: Краткое знакомство с жизнью и творчеством Саши Черного и Ю. Ч. Кима. Расширение представления о юморе и литературе.

Развитие навыков пересказа и анализа текста, творческих способностей.

Воспитание чувства юмора.

Основные понятия: юмор.

Методические приемы: беседа, слово учителя, прослушивание аудиозаписей, выразительное чтение.

Оборудование: аудиозаписи песен Ю. Кима, учебник, тетрадь.

Тип урока: комбинированный.

Структура урока.

  1. Организационный момент.

Цель этапа: проверка готовности обучающихся к работе.

  1. Работа по теме урока.

1. Целевая установка.

Цель этапа: озвучивание темы, формулирование целей работы на урок.

      2. Саша Черный. Рассказы «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон». Юмор.
    

  А. Чтение статьи учебника
      
(с. 172—173).

      Б. Слово учителя


      Александр Гликберг родился в многодетной семье, которая поселилась в небольшом городке Белая Церковь на Украине. Саша тяготился обывательской средой, обстановкой в семье, где он никогда не знал материнской ласки. Мальчик бежал из дому. Он пережил множество трудностей, стал нищим-попрошайкой и, не выдержав, вернулся домой. Но мать с отцом не приняли его. О судьбе мальчика написали в газете, и К. К. Роше, высокопоставленный чиновник из города Житомира, усыновил мальчика и стал для него настоящим отцом. Равнодушие и злоба родителей сменились добротой и вниманием приемного отца. До конца своей жизни Саша Черный будет в произведениях для взрослых остроумным и язвительным, а в произведениях для детей — нежным и добрым.
      Саша Черный страдал от несовершенства мира и своими сатирами старался побудить людей измениться. Добрыми рассказами для детей он хотел поддержать доброту и радость жизни в растущем человеке. Он умер от сердечного приступа после того, как помогал тушить пожар у соседей. Он выбрал себе псевдоним
Саша Черный (в противоположность одному из поэтов его времени, который взял себе псевдоним Андрей Белый), но люди вспоминают его со светлыми чувствами.
      Позже, в старших классах, мы будем читать сатирические произведения Саши Черного.

      
      В.
Беседа. Реализация воспитательной цели.


      — Вы прочитали два рассказа Саши Черного: «Кавказский пленник» и «Игорь-Робинзон». Какое настроение вызвали у вас эти рассказы? Какие эпизоды, описания вам понравились?


      — Почему в рассказе «Кавказский пленник» никто из детей не хотел быть Костылиным?
      (Никто из детей не хотел быть предателем).

— Вопросы (Егорова, стр. 376 – 377).


      — Какие смешные эпизоды можно отметить в рассказе «Игорь-Робинзон»?
      (Дети отмечают, как индюк съел бюст Гоголя, как теленок жевал курточку, как Игорь сделал из бумаги золотую медаль).


      — Каким можно назвать юмор Саши Черного: острым, язвительным или добрым, мягким?
      
      — Играли ли вы когда-нибудь в игры, которые придумали после чтения художественных произведений? Какие это игры? Расскажите об одной такой игре.

3. Ю. Ч. Ким. Рыба-кит.


  А.
Чтение статьи учебника
      
(с. 189).

Б. Прослушивание песни «Рыба — кит».

В. Работа по вопросам и заданиям учебника (стр. 190). Реализация воспитательной цели.

Юнга (от нем. Junge — «мальчик» или нидерл. jonge — «молодой») — мальчик на судне, готовящийся в матросы. Основав Кронштадт в 1703 году, Пётр I учредил в нём училище морскихюнг, то есть малолетних матросов…

Сейнер (англ. seiner, от (purse) seine — (кошельковый) невод) — рыбопромышленное судно для лова рыбы кошельковым неводом, который также может называться сейной. Сейнер, обычно, однопалубное судно с надстройкой, смещенной к носовой части.

Лот — это стандартная партия или объем, какого либо товара. Лот — это также единица измерения валюты во время торгов на валютной бирже.

   III. Итог урока.

Цель этапа: обобщение информации.

Беседа.

Егорова, стр. 380 – IV.

      — Играли ли вы когда-нибудь в игры, которые придумали после чтения художественных произведений? Какие это игры? Расскажите об одной такой игре.

Прослушивание песен Ю. Ч. Кима.

 IVДомашнее задание.

Цель этапа: сообщение и разъяснение содержания домашнего задания.

Ответить на итоговые вопросы (стр. 192), подготовиться к итоговому тестированию.


      
По желанию.      Написать сочинение «Как мы играли в Робинзона (индейцев, путешественников…)».

Литература.

    1. Литература. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе. В 2 частях. Часть 2/ В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. коровин.-2-е издание – М.: Просвещение, 2013

    2. Егорова Н. В. Поурочные разработки по литературе. 5 класс. – 5-е издание, переработанное – М.: ВАКО, 2013.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here