Интегрированный урок

на тему « Победившее смерть Слово»

(опыт прочтения стихотворения А.С. Пушкина « Странник»)

Цели:

Показав глубину и вневременность поэзии Пушкина на примере одного стихотворения , воспитывать талантливого читателя; способствовать развитию творчества учащихся.

Эпиграфы к уроку :

А каждый читатель как тайна, Как в землю закопанный клад…

А . Ахматова .

Молчат гробницы ,мумии и кости,- Лишь Слову жизнь дана…

И.Бунин .

Оборудование:

Портрет А.С. Пушкина , стихотворение « Странник» 1835 г., сборник « Иллюстрации к произведениям А.С. Пушкина», репродукции картин И .Крамского « Христос в пустыне», В . Поленова « Мечты».

( в ходе урока использовались репродукции картин Ф .Малявина «Бабы»,Р.Салямова « Ночь нежна» ; « Романс» Г .Свиридова, таблицы цветовых сочетаний).

Автор урока: Немолькина Мария Николаевна , учитель русского языка , литературы и культуры общения МОУ СОШ №3 г. Хвалынска Саратовской области

Интегрированный урок «Победившее смерь Слово» (опыт прочтения стихотворения А.С. Пушкина « Странник») был проведён в 10 классе средней школы №3 г. Хвалынска в рамках программного изучения лирики А. С. Пушкина

Делая акцент на эмоционально — эстетической природе поэзии Пушкина, которая исследует глубины человеческого духа, мы попытались открыть в учащихся талантливого читателя. Не нарушая единства « слово- чувство- мысль», намеренно усиливая среднее звено этой цепи — « чувство», мы старались организовать непосредственный контакт ученика и поэта, чтобы « воспламенившись» от Слова , без подсказки учебника, критической статьи или учителя, учащиеся могли постичь даже такое непростое произведение Пушкина, как « Странник».

В основе урока — три этапа « погружения» в текст,тему.

Первое — поверхностное , основанное на первых впечатлениях, ассоциациях .

Второе -более глубинное, требующее работы с текстом.

Третье — основательное, через творческую лабораторию — к выводам.

С нашей точки зрения, недостаточно, чтобы произведения живописи или музыки были лишь иллюстрацией к уроку.

Мы построили урок таким образом, чтобы учащиеся окунулись в процесс творчества, создав свою собственную творческую « лабораторию», в которой можно было бы испытать разные способы самовыражения.

« Переводя» литературное произведение на язык других видов искусства, учащиеся глубже «погружаются» в само литературное произведение, пытаясь « дойти до самой сути».

Творческую работу, связанную с музыкой ,выбирают, как правило, те , кто учился в музыкальной школе.

Другой вариант работы — в красках выразить своё понимание темы – доступен даже тем, кто не умеет рисовать,т. к. можно пользоваться просто сочетаниями цветов,цветовыми пятнами.

Выводы,к которым приходят старшеклассники, интересны , самобытны.

Цель — читать вместе , воспринимать индивидуально- достигнута.

Немолькина М. Н., учитель русского языка и литературы

Учитель литературы. Услышав роковую весть, чопорный, бессердечный Петербург стал свидетелем того, как тысячи людей бросились к дому поэта и навсегда вместе со всей Россией там остались.

«Прощайте, друзья»,- сказал умирающий Пушкин, окинув взглядом свою библиотеку.

Вся эпоха мало-помалу стала называться пушкинской. Все красавицы, фрейлины, хозяйки салонов, члены высочайшего двора, аншефы и неаншефы постепенно начали именоваться пушкинскими современниками, а затем просто опочили в именных указателях пушкинских изданий.

В дворцовых залах, где они танцевали и сплетничали о поэте, висят его портреты и хранятся его книги, а их бедные тени изгнаны оттуда навсегда. Про их великолепные дворцы говорят: здесь бывал Пушкин – или: здесь не бывал Пушкин. Всё остальное никому не интересно.

Он победил время и пространство.

Десятки рукотворных памятников не могут заменить тот один, нерукотворный, что крепче меди.

Победившее смерть Слово заиграло красками и зазвучало с новой силой. Краски эти за два столетия не потускнели, а музыка пушкинского стиха звучит столь же проникновенно.

Но Пушкина надо не почитать, а читать, как заметил один из современных литераторов.

Учитель культуры общения. Урок начнём с небольшой психологической установки.

Из всех способностей человека самая главная- способность к творчеству. Она необходима в любой работе: будь то физик или биолог, экономист или литератор, фермер или менеджер. Кем бы вы ни были- относитесь к своему делу творчески, а не как механические исполнители.

Но чтобы развить в себе способность к творчеству, нужен труд с постоянным поиском элементов нового, с подключением фантазии к любому процессу, даже к такому «простому»,как чтение. Каждый человек является читателем, но разного уровня, разной «квалификации».

А каждый читатель как тайна,

Как в землю закопанный клад…,

писала Анна Ахматова. Эти поэтические строки будут вторым эпиграфом к нашему уроку, цель которого – учиться быть читателем.

Учитель литературы. Поэт, писатель мыслит образами. Когда мы читаем художественное произведение, то в нашем воображении обычно возникают картины. Мы как бы видим героев, слышим их голос, наблюдаем за их действиями и поступками.

Перед нами стихотворение А. С. Пушкина «Странник». Что означает слово «странник»?

(ответ: путешественник )

Ученик. Обратимся к словарю В. Даля. Странник-( то же что странствователь) странный, захожий человек с чужбины, проезжий, прохожий; гость, ищущий где-либо временного приюта.

Учитель литературы. Я читаю стихотворение «Странник», а вы в это время попытайтесь фиксировать своё восприятие. Что нужно делать? Слушать и писать. Что писать? Всё, что будет возникать в воображении, в сознании: вопросы, фигуры, картины, мысли.

(Посмотрите на черновики Пушкина . Стих переходит в рисунок.)

Не стремитесь к совершенству или завершённости. Пусть это будут отрывочные наброски, фрагменты. Если представил картину, зарисуй её: можно словами, можно линиями. Возникла мысль — запиши. Возник вопрос — задай его. Чувства, настроения – попробуй хоть одним словом их выразить. Нечего пока записывать — слушай. Попробуй понять, о чём пишет поэт, как построено стихотворение.

Наша цель — понять поэта, постичь тайну художественной силы «Странника».

Итак, первое « погружение» в стихотворение.

(Учитель медленно читает, делая небольшие паузы между частями).

Из записей учащихся:

Странник — странный. Не такой, как все? Он индивидуальность. Человек должен быть индивидуальностью.

А он мятежный просит бури…

Я вспомнила стихотворение «Не дай мне бог сойти с ума…» Мне кажется, они близки по настроению.

В самом деле, душевные муки страшнее физической боли.

Я видел настоящего странника. Длинная борода и собранные в косу волосы. Прохожие оглядывались. Мама сказала, что он уже десять лет путешествует по святым местам (без денег!) Интересный человек!

Уверена , Пушкин писал о себе. Ведь он тоже был одинок и так же страдал от непонимания.

Учитель культуры общения. Стихи Пушкина дарят нам русский язык в его великолепии. И пусть, никогда больше не услышим этот язык от наших знакомых и сами не говорим так, всё равно он – наш, он всегда с нами как вечная драгоценность.

Учитель литературы. Второе « погружение» предполагает работу с текстом.

Найдите «ключевые» слова, фразы каждой части стихотворения. (Получится своеобразная канва).

души пронзённой муки…

скорбь час от часу меня стесняла боле…

уныние моё всем было непонятно…

здравый ум во мне расстроенным нашли…

Куда бежать? какой мне выбрать путь?

Я вижу некий свет…

Спасенья верный путь…

Найдите словосочетание, которое является «эпицентром» стихотворения. (ответ: духовный труженик)

Учитель культуры общения. Эмоциональные люди воспринимают поэзию (иногда и прозу) в цвете и линиях.

Наташа Ростова говорит о Пьере Безухове и Борисе Друбецком: «Безухов – тот синий, тёмно- синий с красным, и он четвероугольный. А Борис- узкий такой, как часы столовые… Узкий, знаете, серый, светлый…»

А какой будет странник – духовный труженик, если его изобразить геометрической фигурой?

(Ответы: треугольник, так как он не вписывается в ту серую среду, где живёт; он сам как бы с острыми углами; потому что основание треугольника — на земле, вершина же устремлена в небо).

Странник аккумулирует в себе всю земную боль, но ищет единственно свой путь к спасению.

Учитель литературы. Кто этот юноша, который указывает путь к свету? (ответы: ангел; человек , который уже нашёл себя в этой жизни; совесть, которая всегда подскажет, как поступить).

Схема получает своё завершение: Со-весть, путь познания самого себя (Приложение )

Учитель культуры общения. В самом деле, нередко человек воспламеняется от общения с личностью. Поучительна одна восточная притча. Старик в старческой полудрёме проходил мимо дома, где крестьянка будила своего недоросля: «Проснись! Солнце встало, небо голубое, птицы поют». Старик вдруг увидел красоту летнего дня. Он сел на ступеньки храма и просидел в размышлениях всю ночь. Дети искали его. « Ты что, уснул здесь?»- сказали ему, когда нашли. «Нет, я наконец-то проснулся»,- отвечал старик, а проходя мимо дома, где жила крестьянка, всякий раз кланялся ей в пояс.

Соприкасаясь с Пушкиным, воспламенялись поэты, музыканты, художники.

Учитель литературы. Лирическая поэзия по своей художественной форме близка к произведениям музыки. Чайковский писал: « Слова, уложенные в форму стиха, уже перестали быть просто словами, они омузыкалились».

Учитель музыки. Музыка звучит в нашем подсознании, когда мы читаем Пушкина.

Как звучит неохватная человеческая боль? Как прозвучит мужество? Как- надежда?

В состав симфонического оркестра входят ударные инструменты, духовые, клавишные, струнные. У каждой группы инструментов своя роль. Если композитору нужно передать сильное душевное волнение, то эта задача будет отдана струнным инструментам.

Послушайте «Романс» композитора Свиридова к повести Пушкина « Метель». Определите, какая звучит тема?

(ответы: тема любви звучит по-разному: то мягко, плавно, то бурно, страстно)

Как будет звучать тема странника — духовного труженика? Каким музыкальным инструментам вы бы отдали предпочтение?

(ответы: оркестр, скрипка, виолончель, флейта)

Рассказывая о страннике, создайте музыкальный фон. Подумайте, когда грянет оркестр, а когда тихо польётся мелодия.

Напишите музыку, но не нотами, а словами. Постарайтесь передать тот глубинный смысл, который заложен в «Страннике».

Учитель рисования. Талантливо сказанное слово излучает не только звуковые, но и цветовые импульсы.

Какой он, этот странник?

В живописи различают холодные тона : чёрный , синий , голубой , фиолетовый ; тёплые: жёлтый , оранжевый, красный , малиновый.

Тёплые цвета словно приближают к нам предметы ,холодные отдаляют. Чтобы передать то или иное настроение в рисунке ,нужно выбрать соответствующую ему цветовую гамму. Обратите внимание ,что любой цвет становится выразительным в контрасте с другим .Мо обязательно обратим внимание на маленькое красное пятно , если оно на зелёном фоне . Дополнительные цвета , напротив , смягчают , сглаживают предмет. ( Обратите внимание на таблицу основных , дополнительных , контрастных цветов).
Художники говорят ещё о женских и мужских тонах . Женские- тёплые, земные. Посмотрите на репродукцию картины Малявина « Бабы». Сколько тёплого красного цвета , символизирующего материнство ! А вот « Демон» Врубеля в серебристо- голубых тонах. Холодные тона -мужские. Но Демон – существо неземное . Странник же – человек , и не может быть оторван от земли .

Саратовский художник Рашид Салямов выражает своё душевное состояние в картине « Ночь нежна». Художник вышел в тихую летнюю ночь ,но вихрь душевных сомнений закруживает эту ночь тёмно-синими завитками, в которых лишь мелькают светлые блики.

Попытайтесь в красках выразить своё понимание темы « Странника» и дать ей словесное обоснование .

Учитель литературы . Обратите внимание на ритм стиха. Прочтите строки в начале стихотворения , строки 3 части. Каков ритм? (Ответ : ритм неровный ).

Учитель рисования . Цветовой и линейный ритм тоже не будет равномерным. Он будет прерывистым, может даже хаотичным.

Учитель музыки . Музыка не польётся единым потоком ,она будет в ритме стиха: то стихать , то заполнять всё пространство .

Далее учащимся предлагается выбор символа урока. Выбираем свечу – символ вечной связи земного и небесного , символ надежды ; открытую книгу – символ мудрости (вспоминается юноша, читающий книгу из стихотворения Пушкина ); перо- символ творчества ( его так любил рисовать Пушкин).

Открытую книгу и перо рисуем на доске . Зажигаем свечу .

Третье «погружение» — творческая лаборатория .

По своему выбору учащиеся работают либо над «музыкальным» эскизом к «Страннику» , либо над рисунком к словесно- изобразительному сочинению.

Урок завершается чтением « музыкальных» эскизов . Затем в сопровождении выразительного чтения стихотворения учащимися демонстрируются эскизы будущих рисунков.

( Творческую работу учащиеся завершают и оформляют дома ).

Следующий урок –презентация творческих работ учащихся.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here