Автор:

Киреева Елена Васильевна

Место работы:

Колледж Северо-Казахстанского университета, Казахстан, г. Петропавловск

Должность:

Учитель русского языка и литературы

Урок русской литературы в 10 классе.

Тема: Трагическая острота конфликта в драме А.Н. Островского «Бесприданница».

Цель: знакомство с биографией А. Н. Островского, выявление основных этапов его творчества, определение ключевых тем драматургии, определение конфликта в драме «Бесприданница».

Задачи:

1) образовательная: расширить знания учащихся о русской драматургии и русском театре второй половины 19 века, выявить новаторство драматургии А. Островского;

2) развивающая: продолжить формирование творческих способностей учащихся, систематизирование знаний о писателях 19 века;

3) воспитательная: воспитывать любовь к литературе, искусству, формировать нравственные идеалы учащихся.

Ход занятия.

1.Организационный момент.

2. Проверка знаний.

Характеристика периода русской литературы 60-90-х годов 19 века.

Продолжите предложения письменно.

    1. Перечислите литературные направления 60-90-х годов 19 века.

    2. К какому из направлений примыкали Достоевский, Страхов, Григорьев?

    3. В журнале «Русская беседа» печатались…(направление)

    4. Отстаивали традиции «чистого искусства», обращенного к «вечным» вопросам (направление).

    5. Отрицали реформы Петра I (указать направление).

    6. Художественный метод в искусстве литературы, царивший в 60-90егоды 19в.

Ответы:

  1. Славянофилы, западники, почвенники, революционеры-демократы.

  2. Почвенники.

  3. Славянофилы.

  4. Западники.

  5. Славянофилы.

  6. Реализм.

3. Изучение нового материала.

3.1. Знакомство с биографией писателя.

Русская драматургия никогда не была бы столь яркой и выразительной, не будь Александра Николаевича Островского. Его талант изменил жизнь русского театра.

В 1821г отец будущего драматурга переехал в Замоскворечье, которое было одним из живописнейших мест в Москве. Жители Замоскворечья из двора могли видеть Кремль, слышать колокольный звон. Это место, где сосредоточились культурные традиции России, оно вдохновляло русских художников и писателей.

В 12 лет Островский поступил в Первую московскую гимназию, по окончании которой в 1840г был зачислен на юридический факультет Московского университета. Отец настаивал, чтобы А.Н.О. наследовал профессию юриста.

После университета А.Н. работал в суде, но уже во время этой работы стал заниматься литературой и пробовать свои силы в написании пьес.

1847 г будет «самым памятным» днем в его жизни. В доме профессора русской словесности Шевырева среди всей литературной элиты Островский прочел пьесу «Картина семейного счастья». После прочтения в зале раздались аплодисменты, а Шевырев воскликнул: «Поздравляю вас, господа, с новым светилом в отечественной литературе!» С тех пор Островский стал направлять все усилия в русло литературы.

3.2. Русский театр времен Островского.

Приход Островского в литературу ознаменовался кардинальными переменами в театральной жизни. Он буквально завладел сценой. Являясь одновременно писателем и режиссером, Островский стал иначе подавать пьесы. Со сцены постепенно исчезал фарс, наигранность, отчужденность, а на смену пришли натуральность, под внешней простотой скрывалась глубина мысли.

Для Островского театр – «храм искусства». «Моя задача – служить русскому драматическому искусству». Он пытался создать образцовый русский театр. В Москве в Малом театре он чувствовал себя как дома, сам создавал актерскую труппу.

В 1886 г Островский, как всегда работая, вдруг вскрикнул: «Ах, как мне дурно!». Испуганная дочь побежала за водой и вдруг услышала, как он упал. Через несколько секунд он затих. Скончался от сильного припадка грудной жабы.

3.3. Художественный мир драмы «Бесприданница».

Анализ драмы всегда начинается с анализа афиши. Драматурги часто используют прием говорящих фамилий.

Огудалова Харита Игнатьевна (от огудать – обольстить, обмануть, надуть, провести; огудала – плут, мошенник).

Кнуров Мокий Пармёныч (от кнур – боров, кабан, свиной самец).

Паратов (для охотников паратый – сильный, хищный зверь).

Юлий Капитоныч Карандышев (гротеск в имени: имя римского императора и обыденное, прозаическое отчество. По словарю Даля «карандыш» – коротышка, недоросток).

Лариса (=чайка-одинокая).

Действие происходит на Волге. Узлы действия завязаны задолго до начала пьесы, за счет этого пространство пьесы расширяется.

время до начала пьесы точка отсчета времени

Любовь к униженное согласие Появление Званый Побег Убийство

Паратову положение стать Паратова обед у Ларисы Ларисы

беспридан- женой Каран- с Пара-

ницы в Каранды- дышева товым

доме шева

Конфликты пьесы:

  1. любовный – стремление преодолеть Ларисой любовь к Паратову;

  2. социальный – бесправие бесприданницы, стремление распоряжаться ею, как вещью;

  3. внутренний (главный) – Лариса стоит на распутье: защищать свое достоинство и выйти замуж за нелюбимого Карандышева или поддаться искушению страстной любви к Паратову.

Весь драматизм пьесы – в переживаниях Ларисы.

4. Итог занятия.

Сформулируйте особенности драматургии А. Островского.

Дз. выписать из текста реплики героев, раскрывающие содержание внутреннего конфликта Ларисы.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here