КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ
Помни имя свое…
( Легенда о манкурте из романа
Чингиза Айтматова
« И дольше века длится день»
(«Буранный полустанок»)
Учитель русского языка и литературы
Тихонова Вера Александровна
Конспект урока внеклассного чтения
Цели урока:
-
Познакомить учащихся основной школы ( материал урока доступен учащимся 6-9 классов) с творчеством Чингиза Айтматова на примере отрывка из романа «Буранный полустанок».
-
Продолжить работу над выявлением особенностей легенды как литературного жанра.
-
Учить определять сюжетно-композиционные особенности произведения, выявлять своеобразие художественных образов.
-
Совершенствовать навыки анализа художественного текста.
-
Формировать у учащихся собственное отношение к событиям и героям произведения.
-
Воспитывать понимание необходимости знания истории семьи и истории своего народа.
Оборудование: Портрет писателя, иллюстрации к повести, выполненные учащимися, родословные, составленные детьми, пословицы и поговорки, словарь литературоведческих терминов, подготовленная к уроку презентация.
Ход урока.
Урок начинается с просмотра эпизода из фильма «Помни имя свое» (эпизод в концлагере, когда у главной героини отбирают маленького сына и она кричит ему вслед: «Помни свое имя. Тебя зовут Гена Воробьев»).
Вступительное слово учителя:
-Почему в такой страшный момент жизни, когда никто не знал, останется ли он в живых, для героини было важно, чтобы ее сын запомнил свое имя? (Звучат разные ответы детей, мы не комментируем их, только выслушаем).
-Подумайте, что заключает в себе имя человека, какую информацию оно в себе несет?
(Имя человека связывает его невидимыми нитями с историей его семьи, его народа, его Родины).
— Издревле люди хранили истории своих семей, составляли родословные древа. Семья, в которой знают своих предков, их историю жизни, — нравственно богатая семья. В ней чтут традиции, заботятся о старших. Если вы знаете историю своего имени, расскажите ее.
Выступления детей. Часто дети говорят о том, что их назвали в честь бабушки или дедушки, рассказывают об этих людях.
-А может быть можно прожить, не зная всего этого?(Среди ответов звучит и такой: «Можно»).
Учитель: Может быть можно прожить и без этого. Но как? Не случайно на Руси существует поговорка: «Иван, не помнящий родства» Что она означает?
Дети говорят о своем понимании поговорки.
Учитель: Поднятая нами проблема волнует многих. Об этом первый роман Чингиза Айтматова «Буранный полустанок» («И дольше века длится день»). Органичной частью этого произведения стала легенда о манкурте. Без нее нельзя понять общий смысл романа. Но она может существовать и как отдельное творение. Ее автор – киргизский писатель, человек, умеющий видеть суть вещей, проникать вглубь исторического мироздания. Давайте познакомимся с биографией этого писателя.
(Сообщение ученика. Для иллюстрации используются слайды презентации).
Учитель: — Подумаем, о чем эта легенда, что хотел сказать автор, вставляя ее в свою повесть.
— Сам автор назвал рассказ о манкурте легендой. Вспомним, что называется легендой?
Ученики работают со словарем литературоведческих терминов.
Учитель: Приведите примеры, доказывающие, что перед нами легенда.
Ребята говорят о содержании, об особенностях построения данного текста, его языка.
Учитель: — Текст прочитан вами. Давайте определим его композицию.
(Проверка дифференцированного домашнего задания: «сильным» учащимся было предложено составить цитатный план. Такие планы составили ученики в нашем классе:
План.
1. Рассказ об участи пленников, попадающих в рабство. («Чудовищная участь ждала тех, кого жуньжуаны оставляли у себя в рабстве»)
2. Манкурт- человек без роду, без племени, с отсутствием памяти. («Манкурт не осознавал себя человеческим существом»)
3. История сына Найман — Аны Жоламана. («Сын отправился с первым походом, чтобы отомстить за отца»)
Найман -Ана — мать Манкурта. («Найман — ана поняла, что не будет ей покоя, пока не разыщет в сарозеках того пастуха — манкурта и не убедится, что то не ее сын»
Путешествие Найман — Аны в Сарозекские степи .(«Найти человека в Сарозеках дело трудное, человек здесь — песчинка»)
Встреча с сыном. («Вспомни, ты чей? Как твое имя?»)
Смерть Найман — аны. («Не стреляй!» — успела вскрикнуть она).
Сопоставление двух планов.
Учитель: — Выявим темы, раскрываемые автором:
1. Тема человеческой жестокости — перескажите близко к тексту (можно зачитать) историю людей, превращающихся в манкуртов.
Манкурт- это :.
Работа учеников с текстом.
Называют вторую тему.
2. Тема материнской любви. Попробуем перевоплотиться и рассказать о материнских страданиях от лица героини. Обязательно ответьте на вопрос: а почему Найман — ана пошла искать своего сына. На что она надеялась? Что сказала она своему сыну — манкурту в исступленном горе и отчаянии?
Пересказ учеников от лица героини.
Выразительное чтение отрывка — плача матери.
3. Но, пожалуй, основной стала тема памяти человеческой. В начале урока мы задали себе вопрос: а может можно жить и без памяти?
Как отвечает на этот вопрос Айтматов?
Чтение отрывка — по ролям — разговор матери с сыном.
— История манкурта опоэтизирована автором. Читается она как песня. Давайте посмотрим, в чем же сила айтматовской прозы?
Со своим небольшими исследованиями выступают ученики «Язык легенды о манкурте из романа Ч.Айтматова « И дольше века длится день»
Несколько ребят нарисовали свои иллюстрации к этой легенде. Расскажите, какие эпизоды вдохновили вас на создание к ним иллюстраций?
Выступление учеников.
Чингиз Айтматов так сформулировал свое творческое кредо: «Самые возвышенные и самые простые материи, которыми оперирует литература, в конечном счете должны возрождать все лучшее в нас, в людях. А это значит способствовать воспитанию в человеке добра, раздумий о разумном и справедливом устройстве жизни на земле, раздумий о судьбе современного человека, о его настоящем и будущем».
Учитель: Как данное высказывание относится к легенде о манкурте.
Рассуждение учеников.
Ученик читает стихотворение Олега Хлебникова.
Егор родил Валерьяна.
Валерьян родил Никиту.
Никита родил меня.
А все, что до Егора,
Бурьяном шито-крыто:
Ни имени,
Ни пня.
Как будто тот, родивший Егора,
Был Иваном, не помнящим родства:
Тишайшая водица-
Мой предок безымянный, нижайшая трава.
А может не Иваном —
Лукой, Матвеем, Марком
Он звался,- угадай:
Все заросло бурьяном,
Райсадом,
Луна — парком —
И парк, и сад, и рай:
Как мог он беззаветно
Купаться в той купели,
Чтобы остаться не
В веках, а только в ветре,
В бурьяне, в карусели,
В Никите, да во мне!..
Никиту все запомнят —
Я сам не дам Никите в безвестности пропасть.
Меня за то запомнят, что я не дам Никите
В безвестности пропасть.
Запомнят Валерьяна
Что он родил Никиту!
И вспомнится Егор:
Ах, кем бы без обману
И мне не быть забыту?
Все остальное вздор:
Слово учителя о том, что человек поэтому и человек, что обладает исторической памятью. Возвращаемся к первым минутам урока.
Почему в концлагерях у людей отнимали имена, присваивали безликие номера?
Рассуждения учащихся на эту тему и будет итогом урока.
Домашнее задание: написать сочинение на тему: «О чем заставила меня задуматься легенда о манкурте из романа Ч.Айтматова «И дольше века длится день».