КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ

Помни имя свое…

( Легенда о манкурте из романа

Чингиза Айтматова

« И дольше века длится день»

(«Буранный полустанок»)

Учитель русского языка и литературы

Тихонова Вера Александровна

Конспект урока внеклассного чтения

Цели урока:

  1. Познакомить учащихся основной школы ( материал урока доступен учащимся 6-9 классов) с творчеством Чингиза Айтматова на примере отрывка из романа «Буранный полустанок».

  2. Продолжить работу над выявлением особенностей легенды как литературного жанра.

  3. Учить определять сюжетно-композиционные особенности произведения, выявлять своеобразие художественных образов.

  4. Совершенствовать навыки анализа художественного текста.

  5. Формировать у учащихся собственное отношение к событиям и героям произведения.

  6. Воспитывать понимание необходимости знания истории семьи и истории своего народа.

Оборудование: Портрет писателя, иллюстрации к повести, выполненные учащимися, родословные, составленные детьми, пословицы и поговорки, словарь литературоведческих терминов, подготовленная к уроку презентация.

Ход урока.

Урок начинается с просмотра эпизода из фильма «Помни имя свое» (эпизод в концлагере, когда у главной героини отбирают маленького сына и она кричит ему вслед: «Помни свое имя. Тебя зовут Гена Воробьев»).

Вступительное слово учителя:

-Почему в такой страшный момент жизни, когда никто не знал, останется ли он в живых, для героини было важно, чтобы ее сын запомнил свое имя? (Звучат разные ответы детей, мы не комментируем их, только выслушаем).

-Подумайте, что заключает в себе имя человека, какую информацию оно в себе несет?

(Имя человека связывает его невидимыми нитями с историей его семьи, его народа, его Родины).

— Издревле люди хранили истории своих семей, составляли родословные древа. Семья, в которой знают своих предков, их историю жизни, — нравственно богатая семья. В ней чтут традиции, заботятся о старших. Если вы знаете историю своего имени, расскажите ее.

Выступления детей. Часто дети говорят о том, что их назвали в честь бабушки или дедушки, рассказывают об этих людях.

-А может быть можно прожить, не зная всего этого?(Среди ответов звучит и такой: «Можно»).

Учитель: Может быть можно прожить и без этого. Но как? Не случайно на Руси существует поговорка: «Иван, не помнящий родства» Что она означает?

Дети говорят о своем понимании поговорки.

Учитель: Поднятая нами проблема волнует многих. Об этом первый роман Чингиза Айтматова «Буранный полустанок» («И дольше века длится день»). Органичной частью этого произведения стала легенда о манкурте. Без нее нельзя понять общий смысл романа. Но она может существовать и как отдельное творение. Ее автор – киргизский писатель, человек, умеющий видеть суть вещей, проникать вглубь исторического мироздания. Давайте познакомимся с биографией этого писателя.

(Сообщение ученика. Для иллюстрации используются слайды презентации).

Учитель: — Подумаем, о чем эта легенда, что хотел сказать автор, вставляя ее в свою повесть.

— Сам автор назвал рассказ о манкурте легендой. Вспомним, что называется легендой?

Ученики работают со словарем литературоведческих терминов.

Учитель: Приведите примеры, доказывающие, что перед нами легенда.

Ребята говорят о содержании, об особенностях построения данного текста, его языка.

Учитель: — Текст прочитан вами. Давайте определим его композицию.

(Проверка дифференцированного домашнего задания: «сильным» учащимся было предложено составить цитатный план. Такие планы составили ученики в нашем классе:

План.

1. Рассказ об участи пленников, попадающих в рабство. («Чудовищная участь ждала тех, кого жуньжуаны оставляли у себя в рабстве»)

2. Манкурт- человек без роду, без племени, с отсутствием памяти. («Манкурт не осознавал себя человеческим существом»)

3. История сына Найман — Аны Жоламана. («Сын отправился с первым походом, чтобы отомстить за отца»)

Найман -Ана — мать Манкурта. («Найман — ана поняла, что не будет ей покоя, пока не разыщет в сарозеках того пастуха — манкурта и не убедится, что то не ее сын»

Путешествие Найман — Аны в Сарозекские степи .(«Найти человека в Сарозеках дело трудное, человек здесь — песчинка»)

Встреча с сыном. («Вспомни, ты чей? Как твое имя?»)

Смерть Найман — аны. («Не стреляй!» — успела вскрикнуть она).

Сопоставление двух планов.

Учитель: — Выявим темы, раскрываемые автором:

1. Тема человеческой жестокости — перескажите близко к тексту (можно зачитать) историю людей, превращающихся в манкуртов.

Манкурт- это :.

Работа учеников с текстом.

Называют вторую тему.

2. Тема материнской любви. Попробуем перевоплотиться и рассказать о материнских страданиях от лица героини. Обязательно ответьте на вопрос: а почему Найман — ана пошла искать своего сына. На что она надеялась? Что сказала она своему сыну — манкурту в исступленном горе и отчаянии?

Пересказ учеников от лица героини.

Выразительное чтение отрывка — плача матери.

3. Но, пожалуй, основной стала тема памяти человеческой. В начале урока мы задали себе вопрос: а может можно жить и без памяти?

Как отвечает на этот вопрос Айтматов?

Чтение отрывка — по ролям — разговор матери с сыном.

— История манкурта опоэтизирована автором. Читается она как песня. Давайте посмотрим, в чем же сила айтматовской прозы?

Со своим небольшими исследованиями выступают ученики «Язык легенды о манкурте из романа Ч.Айтматова « И дольше века длится день»

Несколько ребят нарисовали свои иллюстрации к этой легенде. Расскажите, какие эпизоды вдохновили вас на создание к ним иллюстраций?

Выступление учеников.

Чингиз Айтматов так сформулировал свое творческое кредо: «Самые возвышенные и самые простые материи, которыми оперирует литература, в конечном счете должны возрождать все лучшее в нас, в людях. А это значит способствовать воспитанию в человеке добра, раздумий о разумном и справедливом устройстве жизни на земле, раздумий о судьбе современного человека, о его настоящем и будущем».

Учитель: Как данное высказывание относится к легенде о манкурте.

Рассуждение учеников.

Ученик читает стихотворение Олега Хлебникова.

Егор родил Валерьяна.

Валерьян родил Никиту.

Никита родил меня.

А все, что до Егора,

Бурьяном шито-крыто:

Ни имени,

Ни пня.

Как будто тот, родивший Егора,

Был Иваном, не помнящим родства:

Тишайшая водица-

Мой предок безымянный, нижайшая трава.

А может не Иваном —

Лукой, Матвеем, Марком

Он звался,- угадай:

Все заросло бурьяном,

Райсадом,

Луна — парком —

И парк, и сад, и рай:

Как мог он беззаветно

Купаться в той купели,

Чтобы остаться не

В веках, а только в ветре,

В бурьяне, в карусели,

В Никите, да во мне!..

Никиту все запомнят —

Я сам не дам Никите в безвестности пропасть.

Меня за то запомнят, что я не дам Никите

В безвестности пропасть.

Запомнят Валерьяна

Что он родил Никиту!

И вспомнится Егор:

Ах, кем бы без обману

И мне не быть забыту?

Все остальное вздор:

Слово учителя о том, что человек поэтому и человек, что обладает исторической памятью. Возвращаемся к первым минутам урока.

Почему в концлагерях у людей отнимали имена, присваивали безликие номера?

Рассуждения учащихся на эту тему и будет итогом урока.

Домашнее задание: написать сочинение на тему: «О чем заставила меня задуматься легенда о манкурте из романа Ч.Айтматова «И дольше века длится день».

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here