Урок русской литературы в 5 классе

Тема: «Природа, мир, тайник вселенной…» (По стихотворению И.С. Никитина «Утро»).

Цель: Знакомство с пейзажной лирикой русских поэтов 19 века. Зарождение в сознании

пятиклассников поэтического мироощущения.

Задачи:

Образовательная. Познакомить с пейзажной лирикой поэтов 19 века. Помочь приблизится к пониманию смысла и назначению поэтического образа в стихотворении Никитина «Утро».

Развивающая. Развить умение работать в группах. Совершенствовать устную речь. Помочь создать собственный поэтический образ сквозь текст стихотворения Никитина.

Воспитательная. Воспитать чувства любви к природе, к поэтическим образам.

Проблема: Природа — великая книга. Надо ли учиться ее читать и понимать?

Оформление урока: Иллютрации Искакова и фотографии Изразцова с изображением природы. Иллюстрации Бирюкова к книге Никитина из серии «Книга за книгой». Портретное изображение И.С.Никитина. Запись темы и проблемы урока на доске.

Ход урока

Слово учителя с элементами беседы:

Книги, которые мы читаем, остаются часто непонятыми, закрытыми. Мы получаем знания и довольны.…Но вокруг есть еще книга, написанная странным языком, однако ее мы читаем каждый день. А вот понимаем ли?

— Что вы видели сегодня по дороге в школу, кроме того, что создано человеком?

— Как это отразилось на вашем настроении?

Целеполагание. Природа… Природа – великая книга. Ее нужно учиться читать и понимать. Помогать нам в этом будут стихи о ней поэта 19 века. Известно, что пейзажную лирику многие читать не любят, поэтому мы обратимся к проблеме урока «Природа — великая книга. Надо ли учиться ее читать и понимать?»

Обращение к теме урока.

-Запишите тему. Подумайте, почему Пастернак, поэт 20 века, объединил все 3 слова в одно понятие?

-Мир предстает перед нашими глазами во всем своем многообразии. Но как бы много образов ни окружало нас, мы все же чувствуем их единство. Единство мира, в котором есть и мы.

— А что между нами и миром?

— Тайна, которая оставляет в нас желание понять.

Словарная работа. На доске записано: Созерцание- рассматривание, пассивное наблюдение.

-Найдите корень этого слова.

-Объясните, что общего в созерцании и зеркале?

-Можем ли мы сказать, что тот, кто может переводить тайны природы на язык слов, созерцает?

Слово учителя: Поэтам дано видеть, слышать, понимать, а главное дана способность сказать об этом. Сила эстетического воздействия природы так велика, что не будь ее, у нас не было бы Пушкина, каким он был, не было бы Лермонтова, не было бы поэзии японцев, представленной в ювелирно малых формах-3 строки и 5 строк (хокки и жанки). Их достаточно, чтобы охватить весь мир в секунду жизни и изобразить мир человека и природы в единстве.

Чтение хокки.

1. Весеннее утро

Над каждым холмом безыменным

Прозрачная дымка.

Мацуо Басе

2.И вот всплыла луна,

И каждый мелкий кустик

На праздник приглашен.

Исса

Беседа.

-Что вы можете сказать о таком стихотворении?

-Япония – очень маленькое островное государство. Живя в сжатом водою пространстве, японцы научились видеть все в малом и отражать в малом.

Рассматривание иллюстраций Искакова и фотографий Изразцова.

-Какой темой вы могли бы объединить их?

-Природа. Утро. Лето.

Знакомство с творчеством Никитина.

Наша следующая поэтическая встреча с шедевром русской лирики — стихотворением Никитина «Утро». Автор по-своему сумел увидеть красоту родной земли.

Чтение стихотворения учителем.

Чтение стихотворения детьми про себя.

Проверка понятия текста стихотворения. На доске даны определения понятий:

  1. Лирический герой-человек, который говорит о себе «Я» в стихотворении.

  2. Лирический герой не тождественен образу автора.

-Кто является лирическим героем в стихотворения?

— Лирический герой Никитина- пахарь с его внутренним миром.

Анализ стихотворения. Работа в группах.

1-ая: Определить тему и идею стихотворения. Объяснить эпитет «зеркальный». Найти олицетворения.

2-ая: Нарисовать схему художественного пространства.

3-ья: Рассказать о роли цвета.

4-ая: Рассказать о роли звука.

5-ая: Составить 3-хстишье о природе.

Представление работ.

Тема- описание летнего утра. Идея — воспеть природу, показать мир, гармонию, радость. Идея стихотворения выражена в последней строчке: «Здравствуй, солнце да утро веселое!»

Эпитет «зеркальный» («по зеркальной воде») как бы связывает небо и землю, с помощью него огонь зари отражается на земле, усиливает присутствие алого цвета, и заря разливается по земле.

Олицетворения «чуткий камыш», « потянул ветерок», «восток все горит разгорается», « и стоит себе лес улыбается» помогают посмотреть по-другому на природу, прикоснуться к ней, понять.

Схема художественного пространства изображена в 1-ых шести строках, где автор показывает ступенчатое сужение образа, как меняется наполненность пространства.

звезды

облака

луга

вода

лозняк

камыш

тропинка

куст

лицо

Цветопись: Звукопись

Огонь Чуткий камыш

Облака (белые) тишь

Белый пар брызнет роса серебристая

Зеркальная вода потянул ветерок

От зари алый свет пронеслись утки с шумом

Серебристая роса колокольчик звенит

Восток…горит-разгорается рыбаки пробудилися

Солнце встает и блестит птички песни поют

Золотыми потоками хлынуло едет пахарь с сохой, едет песню поет

Обобщение перед выступлением 5-ой группы. Перечитайте стихотворение.

— Какие чувства пробудило в вас стихотворение?

-Как мы решили проблему нашего урока?

Выступление 5-ой группы.

Подведение итогов урока.

Заключительное слово учителя.

Слушайте, смотрите, созерцайте, любите природу, и она заговорит в вас, ибо мы тоже часть природы. Читайте пейзажную лирику, пробуйте свои силы в написании стихов. Спасибо всем за способность чувствовать поэзию.

Домашнее задание: Стихотворение выучить наизусть.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here