Урок русской литературы в 5 классе
Тема: «Природа, мир, тайник вселенной…» (По стихотворению И.С. Никитина «Утро»).
Цель: Знакомство с пейзажной лирикой русских поэтов 19 века. Зарождение в сознании
пятиклассников поэтического мироощущения.
Задачи:
Образовательная. Познакомить с пейзажной лирикой поэтов 19 века. Помочь приблизится к пониманию смысла и назначению поэтического образа в стихотворении Никитина «Утро».
Развивающая. Развить умение работать в группах. Совершенствовать устную речь. Помочь создать собственный поэтический образ сквозь текст стихотворения Никитина.
Воспитательная. Воспитать чувства любви к природе, к поэтическим образам.
Проблема: Природа — великая книга. Надо ли учиться ее читать и понимать?
Оформление урока: Иллютрации Искакова и фотографии Изразцова с изображением природы. Иллюстрации Бирюкова к книге Никитина из серии «Книга за книгой». Портретное изображение И.С.Никитина. Запись темы и проблемы урока на доске.
Ход урока
Слово учителя с элементами беседы:
Книги, которые мы читаем, остаются часто непонятыми, закрытыми. Мы получаем знания и довольны.…Но вокруг есть еще книга, написанная странным языком, однако ее мы читаем каждый день. А вот понимаем ли?
— Что вы видели сегодня по дороге в школу, кроме того, что создано человеком?
— Как это отразилось на вашем настроении?
Целеполагание. Природа… Природа – великая книга. Ее нужно учиться читать и понимать. Помогать нам в этом будут стихи о ней поэта 19 века. Известно, что пейзажную лирику многие читать не любят, поэтому мы обратимся к проблеме урока «Природа — великая книга. Надо ли учиться ее читать и понимать?»
Обращение к теме урока.
-Запишите тему. Подумайте, почему Пастернак, поэт 20 века, объединил все 3 слова в одно понятие?
-Мир предстает перед нашими глазами во всем своем многообразии. Но как бы много образов ни окружало нас, мы все же чувствуем их единство. Единство мира, в котором есть и мы.
— А что между нами и миром?
— Тайна, которая оставляет в нас желание понять.
Словарная работа. На доске записано: Созерцание- рассматривание, пассивное наблюдение.
-Найдите корень этого слова.
-Объясните, что общего в созерцании и зеркале?
-Можем ли мы сказать, что тот, кто может переводить тайны природы на язык слов, созерцает?
Слово учителя: Поэтам дано видеть, слышать, понимать, а главное дана способность сказать об этом. Сила эстетического воздействия природы так велика, что не будь ее, у нас не было бы Пушкина, каким он был, не было бы Лермонтова, не было бы поэзии японцев, представленной в ювелирно малых формах-3 строки и 5 строк (хокки и жанки). Их достаточно, чтобы охватить весь мир в секунду жизни и изобразить мир человека и природы в единстве.
Чтение хокки.
1. Весеннее утро
Над каждым холмом безыменным
Прозрачная дымка.
Мацуо Басе
2.И вот всплыла луна,
И каждый мелкий кустик
На праздник приглашен.
Исса
Беседа.
-Что вы можете сказать о таком стихотворении?
-Япония – очень маленькое островное государство. Живя в сжатом водою пространстве, японцы научились видеть все в малом и отражать в малом.
Рассматривание иллюстраций Искакова и фотографий Изразцова.
-Какой темой вы могли бы объединить их?
-Природа. Утро. Лето.
Знакомство с творчеством Никитина.
— Наша следующая поэтическая встреча с шедевром русской лирики — стихотворением Никитина «Утро». Автор по-своему сумел увидеть красоту родной земли.
Чтение стихотворения учителем.
Чтение стихотворения детьми про себя.
Проверка понятия текста стихотворения. На доске даны определения понятий:
-
Лирический герой-человек, который говорит о себе «Я» в стихотворении.
-
Лирический герой не тождественен образу автора.
-Кто является лирическим героем в стихотворения?
— Лирический герой Никитина- пахарь с его внутренним миром.
Анализ стихотворения. Работа в группах.
1-ая: Определить тему и идею стихотворения. Объяснить эпитет «зеркальный». Найти олицетворения.
2-ая: Нарисовать схему художественного пространства.
3-ья: Рассказать о роли цвета.
4-ая: Рассказать о роли звука.
5-ая: Составить 3-хстишье о природе.
Представление работ.
Тема- описание летнего утра. Идея — воспеть природу, показать мир, гармонию, радость. Идея стихотворения выражена в последней строчке: «Здравствуй, солнце да утро веселое!»
Эпитет «зеркальный» («по зеркальной воде») как бы связывает небо и землю, с помощью него огонь зари отражается на земле, усиливает присутствие алого цвета, и заря разливается по земле.
Олицетворения «чуткий камыш», « потянул ветерок», «восток все горит разгорается», « и стоит себе лес улыбается» помогают посмотреть по-другому на природу, прикоснуться к ней, понять.
Схема художественного пространства изображена в 1-ых шести строках, где автор показывает ступенчатое сужение образа, как меняется наполненность пространства.
звезды
облака
луга
вода
лозняк
камыш
тропинка
куст
лицо
Цветопись: Звукопись
Огонь Чуткий камыш
Облака (белые) тишь
Белый пар брызнет роса серебристая
Зеркальная вода потянул ветерок
От зари алый свет пронеслись утки с шумом
Серебристая роса колокольчик звенит
Восток…горит-разгорается рыбаки пробудилися
Солнце встает и блестит птички песни поют
Золотыми потоками хлынуло едет пахарь с сохой, едет песню поет
Обобщение перед выступлением 5-ой группы. Перечитайте стихотворение.
— Какие чувства пробудило в вас стихотворение?
-Как мы решили проблему нашего урока?
Выступление 5-ой группы.
Подведение итогов урока.
Заключительное слово учителя.
Слушайте, смотрите, созерцайте, любите природу, и она заговорит в вас, ибо мы тоже часть природы. Читайте пейзажную лирику, пробуйте свои силы в написании стихов. Спасибо всем за способность чувствовать поэзию.
Домашнее задание: Стихотворение выучить наизусть.