Саранова Ольга Викторовна

МОУ СОШ №100 г. Волгоград

учитель начальных классов

Аттестуемый педагог: Саранова Ольга Викторовна

Предмет: литературное чтение

Класс: 2

Тема урока: «Русская народная сказка «Дети Деда Мороза»

Тип урока: урок получения новых знаний

Цели урока: проанализировать новое произведение, подвести обучающихся к осознанному определению главной мысли сказки – служение людям, создать условия для формирования умения обучающихся работать с текстом произведения, выразительно читать.

Задачи урока:

  1. Актуализировать знания обучающихся по изученному из раздела «Снежок порхает, кружится»

  2. Развивать умения работать с текстом, выделять главную мысль произведения

  3. Развивать навык выразительного чтения.

  4. На материале урока формировать коммуникативные и личностные УУД: умение слушать товарища, прислушиваться к мнению другого человека, принимать точку зрения, отличную от собственной, отстаивать собственную точку зрения.

  5. Организовать самооценку обучающихся.

Оборудование к уроку: учебник «Литературное чтение» 2 класс (1 часть), автор: Л. А. Ефросинина, тетрадь «Литературное чтение», презентация, рисунок девушки Снежинки, вырезанные из бумаги снежинки по количеству человек в классе, листочки со словами – прилагательными, компьютер, мультимедийный проектор, звуковые колонки, экран.

Этапы урока

Действия учителя

Действия учеников

1.Организационный момент. Подготовка к активной деятельности учащихся.

Цель этапа для учителя: мотивировать учащихся на активную и плодотворную работу на уроке.

Задачи:

создание доброжелательного психологического настроя на уроке, стимуляция деятельности обучающихся;

организация внимания обучающихся;

кратковременность этапа.

Цель этапа для учащихся: готовность и быстрое включение класса в деловой ритм.

Задачи:

позитивный и эмоциональный настрой на урок, самоконтроль готовности к уроку.

Метод: объяснительно-иллюстративный.

Предполагаемый итог этапа:

готовность класса к уроку, положительные эмоции, концентрация внимания детей.

-Ребята, я вижу у вас хорошее настроение? А с хорошим настроением легче работать? У нас на уроке сегодня гости. Посмотрите, пожалуйста на них, улыбнитесь им и друг другу. Мысленно пожелайте успехов себе и своим товарищам. Садитесь. Итак, начинаем наш урок.

Звучит музыка «В гостях у сказки». На фоне музыки:

О чём-то скрипит половица,

И спице опять на спится,

Присев на кровати, подушки

Уже навострили ушки…
И сразу меняются лица,

Меняются звуки и краски.

Тихонько скрипит половица,

По комнате ходит сказка.

Выполняют задание учителя

2 мин

2.Актуализация знаний.

Цель этапа для учителя: актуализировать знания по теме «Сказки», выявить читательский опыт учащихся, организовать познавательную деятельность, подготовить к усвоению нового материала.

Задачи:

развитие умения учащихся сравнивать и анализировать, организация проверки знаний учащихся при помощи вопросов викторины.

Цель этапа для учащихся: показать читательский опыт, уровень владения изученным материалом.

Задачи:

уметь давать определение сказки как жанра литературы, уметь определять сказки народные и авторские, знать название и авторов изученных произведений.

Метод: контроля: подготовка ответов на вопросы викторины, самоконтроль.

Предполагаемый итог этапа:

установление степени усвоения изученного материала, создание положительного настроя на познавательную деятельность и готовность к усвоению материала по теме урока.

-Как вы уже догадались, сегодня мы побываем в гостях у сказки. А что такое сказка?

-На какие две большие группы делятся сказки? Какие сказки мы называем авторскими, а какие народными? Сейчас посмотрим, умеете ли вы отличать авторские сказки от народных?

-Послушайте отрывки из сказок и скажите какая это сказка и кто её автор?

1. «Испугались они, вёдра побросали и домой побежали»

2. «И вот однажды вечером положили они свои подарки на стол вместо выкроенной кожи, а сами опять спрятались…»

3. «Развеселились девушки, развели костёр и вздумали через огонь прыгать».

4. «А из болота голоса слышны: «Морозко, Морозко, не опускай крышку, не запечатывай болото»

5. «Не успела она договорить, как серебряный слиток растаял и полился на пол…»

-Вижу, что вы любите читать сказки. Молодцы!

Как вы думаете, а много ли сказок на свете? Правильно. Можно ли сосчитать звёзды на небе, капли в море…

Вот сколько сказок на свете!

Отвечают на вопрос (Сказка – устный рассказ о чём-то необычном, о невероятном, фантастическом).

1.Русская народная сказка «У страха глаза велики»

2.Братья Гримм «Маленькие человечки»

3. Русская народная сказка «Снегурочка».

4. Э. Шим «Всем вам крышка»

5. В.Одоевский «Мороз Иванович»

Ответы детей

3 мин

3.Постановка темы и целей урока.

Цель этапа для учителя: определить тему, цели и задачи изучения нового материала

Задачи:

подведение детей к формулированию темы и постановки цели урока, плана учебных действий;

привлечение внимания и вызов интереса к изучению нового произведения.

Цель этапа для учащихся:

сформулировать при помощи учителя тему, цель урока,

наметить план учебных действий.

Задачи:

проявление активности в формулировке темы, постановке цели урока; осознанное понимание плана учебных действий.

Метод: проблемно-поисковый, наглядный.

Предполагаемый итог этапа:

готовность учащихся к активной учебно-познавательной деятельности на основе опорных знаний.

-Ребята, а какое время года наступило? Какой идет сейчас месяц?

— А вот главным героем сегодняшнего произведения будет персонаж, без которого не обходится ни одна зима. Догадайтесь, кто же это?

Подсказка 1: Сегодня мы будем читать о герое, возраст которого более 2000 лет. Подсказка 2: Он празднует свой день рождения 18 ноября и именно с этого дня ему можно писать письма. Подсказка 3: Его дом находится в Великом Устюге

— О ком же будете читать сегодня?

— Откройте учебник на с. 140 (по закладке), прочитайте тему урока (слайд №1).

— Какие же дети могут быть у Деда Мороза? Сегодня узнаем.

— А что нам понадобиться сделать, чтобы хорошо понять, разобрать сказку? — Что для этого мы должны с вами уметь?

— Да, ребята, мы сегодня будем учиться представлять картины, описанные в сказке, определять настроение автора (русского народа) и свои чувства, возникающие при чтении сказки, учиться рассказывать о своих впечатлениях, а также постараемся сделать важное открытие «Зачем земля покрывается снежным одеялом?» (слайд №2)

Давайте наметим план наших действий. С чего мы обычно начинаем работу? А потом?

— Мы уже определили тему урока, поставили цель, наметили план действий.

Зима. Декабрь.

-О Деде Морозе (определяют тему урока)

— Русская народная сказка «Дети Деда Мороза»

Познакомиться со сказкой, узнать её героев, их поступки, продолжать учиться составлять модель обложки, научиться выразительно читать сказку, находить в ней красивые (новые) слова.

Внимательно слушать, отвечать на вопросы, работать с текстом сказки.

— Знакомство с произведением.

— Составление модели обложки.

— Работа над содержанием сказки.

3 мин

4. Этап усвоения новых знаний.

Цель этапа для учителя: помочь учащимся в восприятии, осознании, определении главной мысли произведения.

Задачи:

обеспечение эмоциональной реакции на текст, его осмысления, организация самостоятельной деятельности учащихся, работы в парах в процессе изучения произведения, развитие умения анализировать и сравнивать, развитие навыков работы с текстом произведения, умения выразительно читать текст, организация деятельности учащихся по поиску ответа на проблемный вопрос, развитие творческих способностей обучающихся.  
Цель этапа для учащихся:

получить представление о произведении, понять и уметь формулировать его главную мысль.

Задачи:

умение слушать товарища, отстаивать собственную точку зрения, самостоятельно работать, работать в паре, находить нужную информацию в тексте произведения, моделировать обложку, давать характеристику героям произведения.

Метод: проблемно-поисковый, самостоятельной работы.

Предполагаемый итог этапа:

активные действия учащихся, формирование первичных умений на основе самоконтроля.

— Итак, с чего начнём?

— Я буду читать, а вы внимательно слушать и глазками будете следить по тексту.

— Какое настроение передано в сказке. Обоснуйте свой выбор.

— А какие чувства возникли в вашем сердце?

— Какой следующий пункт плана наших действий?

— Я предлагаю вам поработать в парах и составить модель обложки. Давайте проверим, всё ли у вас получилось. Посмотрите, какую модель составила я, вы согласны со мной? Почему? А с чем согласны? (слайд №3)

— Посмотрите на экран и сравните со своей обложкой. У кого правильно, поднимите руки? (слайд №4)

— А вот такую обложку я сделала для нашей книги, в которую войдут ваши стихи, рассказы и рисунки. Обратите внимание, кто будет автором нашей книги?

— Посмотрите на доску, что мы с вами уже сделали, какая наша следующая цель?

— Все ли слова вам понятны в этой сказке?

— Сколько детей было у Деда Мороза? Найдите в тексте имена детей и запишите их в тетрадь.

— Прочитайте имена в тетради. Все ребята согласны.

— Зачем Мороз собрал своих детей? Найди ответ в тексте и прочитай.

— Прочитайте в учебнике второй вопрос и дайте на него ответ.

— А вот какую работу выполнила Снежинка, вы найдёте в тексте и запишите ответ в тетрадь на стр. 62 №1.

— Прочитайте, что вы записали.

— Каких детей вырастил Дедушка Мороз? Обоснуйте свой ответ.

— Почему отец особенно похвалил Снежинку? Зачитайте, что ей сказал отец.

— Да, Снежинка пожалела землю. Так какой была Снежинка, прочитайте слова и назовите лишние? (слайд №5).

— Ребята, вы много работали с текстом, ваши глазки устали, давайте дадим им отдохнуть и выполним упражнения для глаз. А в этом нам поможет снежинка. (слайд №6, №7).

— В конце сказок часто встречаются слова «Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок». Чему же учит вас эта сказка? Какой урок в ней?

— Ребята, а вот посмотрите, какие разные по форме и размеру могут быть снежинки (слайд №8).

— Первым научился фотографировать снежинки в 1885 году американец Уилсон Бентли. Он создал атлас «Снежные кристаллы», куда вошло более 2000 фотографий. Уилсон Бентли фотографировал снежинки почти 50 лет.
И сам, фотограф, получил прозвище «Снежинка». «Я обнаружил, что снежинки – это чудесное воплощение красоты, — писал Бентли, — и мне показалось стыдным, что эту красоту не увидят и не оценят другие. Ни один узор не повторялся дважды. Когда снежинка таяла, узор пропадал навсегда. Так, как будто навсегда уходила красота, не оставив после себя никакого следа» (слайд №9)

— Так как же Снежинка пожалела землю?

— Снежинки служат хорошую службу человеку. Они очищают воздух от пыли и гари, и поэтому всегда легко дышится во время снегопада.
Более того, снег отражает губительные спектры солнечных лучей. Поэтому у северных народов отсутствуют многие болезни, которыми страдают южане (слайд №10).

— Снежный покров, устилающий землю в зимние месяцы, жизненно важен для растений. Он спасает их от вымерзания.
Рыхлый снег содержит большое количество воздуха. Порой «снежная перина» на 90% состоит из воздушной начинки. Под такой периной растениям тепло (слайд №11)

Так зачем же земля покрывается снежным одеялом?

А вы знаете, что скрип снега – это шум раздавливаемых кристалликов.
Разумеется, человеческое ухо не может воспринять звук одной «сломанной» снежинки. Но мириады раздавленных кристалликов создают вполне явственный скрип.

— Посмотрите на доску. Что мы с вами ещё сделали?

— Мы сегодня познакомились со сказкой, которую сочинил народ русский, посмотрели, как художник нарисовал её героев. Но мы можем показать и своё творчество. На прошлом уроке я предложила Вам выполнить творческое задание – сочинить своё стихотворение о зиме и нарисовать к нему иллюстрацию. Кто выполнил это задание? Как я уже говорила, ваши работы будут помещены в нашу книгу.

Спасибо, ребята! Молодцы!

— Знакомство с произведением.

Отвечают на вопросы.

— Составить модель обложки.

Работа в парах над составлением модели обложки.

— Нет. Тема указана неверно.

— Ребята из нашего класса.

Работа над содержанием сказки.

— Работа в тетради на стр. 62 №2.

— Чтобы узнать, кто из низ лучше людям поможет.

— Ветер нагнал холода, чтобы люди знали, что зима идёт.

— Лёд на реках мосты построил.

— Иней лес украсил, чтобы он был красивый.

Самостоятельный поиск информации в тексте и запись в тетрадь: «Мне стало землю жалко. Я покрыла её снегом»

— Хороших, потому, что они принесли пользу людям.

— Потому, что она лучше своих братьев. У неё была особенная душа и она принесла пользу земле и людям.

Выполняют гимнастику для глаз

— Быть добрыми, внимательными, заботливыми, приносить добро людям и пользу.

— Она покрыла её белым снегом.

— Чтобы ей было тепло и не погибли растения»

— Узнали много нового.

— Дети читают стихотворения собственного сочинения.

27 мин

5.Подведение итогов урока. Рефлексия. Домашнее задание.

Цель этапа для учителя: дать анализ и оценку успешности достижения урока, сообщить учащимся о домашнем задании.

Задачи:

соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом; оценка работы класса и отдельных учащихся; формирование у учащихся навыка самоанализа;

проведение инструктажа по выполнению домашнего задания, дифференциация заданий.

Цель этапа для учащихся: учиться составлять оценку своей деятельности на уроке с оценкой учителя.

Задачи:

осмысление и оценка своей деятельности на уроке;

понимание содержания и способов выполнения домашнего задания;

умение выбрать домашнее задание согласно уровню знаний.

Метод: объяснительно-иллюстративный.

Предполагаемый итог этапа:

обсуждение итогов урока по уровню и характеру деятельности учеников.

— Подведём итоги нашего урока.

— Какую сказку мы читали на уроке?

— Что вы узнали нового? Чему удивились? Может быть что-то захотели, прочитав сказку?

А вот и сюрприз. К нам пожаловала девушка Снежинка. Может кто-то хочет её сказать добрые слова ? Да, низкий ей поклон за то, что согрела нашу землю, сохранила урожай, а это значит, что мы с вами будем кушать вкусные булочки и ароматный хлебушек.

-В какой пословице говорится об этом? В каком произведении мы познакомились с этой пословицей?
Давайте поможем ей в добром и трудном деле – подарим ей по снежинке, чтобы она ещё лучше покрыла землю. Но прежде, оцените свою работу на уроке.

— На ваших столах лежат снежинки. Раскрасьте серединку снежинки в тот цвет, который соответствует вашим знаниям и успехам на сегодняшнем уроке (слайд №12)

— Встаньте те, кто доволен своей работой на уроке, у кого сегодня всё получилось. Я рада за вас, ребята!

Кто раскрасил в жёлтый цвет, у кого не всё получилось, но может работать лучше? Обоснуйте своё мнение. У кого были большие затруднения? В чем они заключались?

Итак, прикрепите свои снежинки. Как много снега!

— Думаю, что поработав ещё с этой сказкой дома, все ребята смогут сказать, что у них всё получилось.

Предлагаю вам выбрать самостоятельно то задание, с которым, на ваш взгляд, вы сможете справиться, которое вам будет по силам. А может, кто-то из вас выполнит все задания?

— подробный пересказ по плану (уч. стр.141 №5);

— подготовить выразительное чтение сказки с друзьями по ролям (уч. стр.141 №4);

— творческое задание: сочинить сказку по рисунку и пополнить нашу книгу новой своей работой (тетр. стр. 62 №4).

-Всем спасибо за урок. Вы были сегодня интересными собеседниками и внимательными слушателями.

— Русскую народную сказку «Дети Деда Мороза».

Ответы детей.

Много снега – много хлеба»

В. Одоевский «Мороз Иванович»

-Дети раскрашивают снежинки.

— Прикрепляют снежинки.

— Пояснения детей.

Выбор задания и запись в дневник.

5 мин

Список использованных источников

-страница интернет-сайта: http://www.o8ode.ru/article/krie/cneginki.htm

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here