Урок литературы в 5-ом классе

Учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ № 5 г.Архангельска

Вилачева Людмила Федоровна,

I квалификационная категория

Тема: Русские поэты XIX века о Родине, родной природе и о себе

Цель: дать понятие о лирике как особом способе художественного мышления и осмысления жизни человека через произведения русских поэтов XIX века о Родине, родной природе

Задачи:

  • способствовать привитию любви и интереса к русской поэзии;

  • продолжить развитие навыков выразительного чтения;

  • развивать навыки устного словесного описания.

Оборудование: мультимедийная презентация «Русские поэты XIX века о Родине, родной природе и о себе»; портреты русских писателей; репродукции пейзажей русских художников; учебник: Литература. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений с прил. на электрон. носителе. В 2 ч. / В.Я. Коровина, В.П.Журавлёв, В.И.Коровин. – 13-е издание – М.: Просвещение, 2011; аудиозапись стихотворений (фонохрестоматия к учебнику «Литература. 5 класс»); технические средства обучения: компьютер, мультимедийный проектор, FM-система; таблички с терминами

Оформление доски: выставка рисунков учащихся на тему «Образы Зимы и Весны, какими я себе их представляю?»

Ход урока

Этап урока

Содержание

Примечание

Организационный момент

Учитель приветствует класс. Проверяется работа заушных аппаратов, включается FM-система

Мотивация к учебной деятельности и

актуализация опорных знаний

-Сегодня на уроке мы обращаемся к поэзии, к её лирическим страницам, будем знакомиться со стихами русских поэтов о природе.

-Вспомните стихи поэтов XIX века о родной природе, изученные вами ранее?

-Кто-нибудь желает прочитать стихотворение наизусть?

включение учащихся в деятельность

Постановка учебной задачи

-Обратимся к нашему учебнику (с. 289-1,2 абзацы). Давайте прочитаем, подумаем, о чем говорится в статье «Русские поэты XIX века о родине, родной природе и о себе».

(В статье говорится о природе, о временах года: зиме, весне, лете, осени; поэты пишут о природе, чтобы передать чувства переживания, радости, веселья, грусти, печали, любви к родине, к родному краю.)

-Подумайте и скажите, чем же мы будем заниматься на уроке, что будем изучать?

(Мы будем знакомиться со стихами о природе русских поэтов XIX века.)

учебник: Литература. 5 класс, ч.I, с. 289 (1,2 абзацы)

Постановка проблемы

-Говоря о русской поэзии, мы часто используем слова-термины: «лирическое произведение», «лирика». Понятны ли вам эти слова или вызывают затруднение в понимании? Хотите ли вы узнать и понять значение данных слов?

(Да, эти понятия вызывают затруднение, и мы хотим узнать и понять значения непонятных слов.)

на доске термины:

-«лирика»

-«лирическое произведение»

Ознакомление с новым материалом

Итак, сегодня мы знакомимся с лирическими стихотворениями русских поэтов XIX века, в которых главное внимание авторы уделяют созданию образа Родины и родной природы.

-Уточним, кто эти поэты?

(Поэты: Федор Иванович Тютчев, Алексей Николаевич Плещеев, Иван Саввич Никитин, Аполлон Николаевич Майков, Иван Захарович Суриков.)

  • 1-й слайд мультимедийной презентации

Стихотворение Ф.И.Тютчева «Зима недаром злится…»

-В этом стихотворении Зима и Весна изображены как герои – персонажи, действующие сообразно их характерам.

-Какая здесь Зима? Какая – Весна?

-Какими словами поэт выражает свое отношение к Зиме и к Весне?

-Я вас просила нарисовать образы Зимы и Весны, какими вы их себе представляете. Расскажите, какими вы видите на своих рисунках Зиму и Весну? Соответствуют ли эти образы тем, которые представлены в стихотворении Ф.И.Тютчева?

-Прочитайте стихотворение наизусть, постарайтесь передать свое личное отношение к хохотунье Весне, к ворчливой Зиме.

  • 2-й слайд мультимедийной презентации

включение аудиозаписи стихотворения: фонохрестоматия к учебнику «Литература. 5 класс»

выставка рисунков учащихся на тему «Образы Зимы и Весны, какими я себе их представляю?» (обсуждение рисунков)

чтение стихотворения наизусть

Стихотворение Ф.И.Тютчева «Весенние воды»

-Вы прослушали стихотворение Ф.И.Тютчева о весне. Оно наполнено бурными, радостными звуками весеннего многоголосия.

-Как вы думаете, почему в стихотворении так много глаголов: шумят, бегут, будят, блещут, гласят?

(Автор передает радостное настроение от весеннего пробуждения природы.)

  • 3-й слайд мультимедийной презентации

включение аудиозаписи стихотворения: фонохрестоматия к учебнику «Литература. 5 класс»

Стихотворение Н.А.Плещеева «Весенние воды»

-Весне посвящено и следующее стихотворение. Его автор Алексей Николаевич Плещеев.

— Какие чувства волнуют поэта?

(Волнуют чувства радости и какой-то смутной тревоги)

  • 4-й слайд мультимедийной презентации

чтение стихотворения наизусть

Стихотворение И.С.Никитина «Утро»

-Вы прослушали стихотворение и заметили, что интонация чтеца – актера, тембр его голоса, громкость звучания часто меняются.

-Какую часть стихотворения актер произносит тихим проникновенным голосом, близким к шепоту? Прочитайте эти строки.

-В какой части стихотворения слышна громкая полнозвучная интонация русской песни? Прочитайте эту часть стихотворения.

  • 5-й слайд мультимедийной презентации

включение аудиозаписи стихотворения: фонохрестоматия к учебнику «Литература. 5 класс»

Стихотворение Ф.И.Тютчева «Как весел грохот летних бурь…»

-Какому времени года посвящено это стихотворение?

-Какое явление природы описывает автор?

-какие чувства вы испытали при чтении стихотворения?

включение аудиозаписи стихотворения: фонохрестоматия к учебнику «Литература. 5 класс»

Стихотворение Ф.И.Тютчева «Есть в осени первоначальной…»

-Вы прослушали стихотворение. Обратили внимание на музыкальное сопровождение при чтении этого стихотворения?

-Какие оттенки настроения передает и добавляет музыка?

(Мелодия стиха плавная, настроение светлое, ясное.)

включение аудиозаписи стихотворения: фонохрестоматия к учебнику «Литература. 5 класс»

Стихотворение А.Н.Майкова «Ласточки»

-В стихотворении имеется три части:

первая – грусть от увядания природы и наступления осени;

вторая – воспоминание о лете, о счастливой хлопотливой семье ласточек;

третья – сожаление поэта о том, что он не может улететь от осени, как птица.

  • слайд 5-й

чтение стихотворения учителем

Стихотворение И.С.Никитина «Зимняя ночь в деревне»

-Как вы думаете, удалось ли в чтении передать торжественность и великолепие зимней ночи?

  • 5-й слайд мультимедийной презентации

выразительное чтение стихотворения

Стихотворение И.З.Сурикова «Зима»

-Расскажите, а как вы представляете себе картину ночного снегопада?

  • 5-й слайд мультимедийной презентации

чтение стихотворения наизусть

Первичное применение приобретенных знаний в новых условиях с целью формирования умений

-Литература и живопись тесно связаны между собой. На данном слайде вам представлены картины русских художников с изображением пейзажа в разное время года. Эти картины могут послужить иллюстрацией к стихотворениям, которые мы только что прочитали.

-Определите, какое время года изображено на каждой из иллюстраций?

-Подберите стихотворные строчки к надписям под иллюстрациями картин.

  • 6-й слайд мультимедийной презентации

работа в парах

-Мы завершили чтение стихов. Можно ли сказать, что мы на уроке знакомились с лирическими произведениями? Почему?

(Каждое из прочитанных произведений передает чувства, переживания поэта, и мы, читатели, тоже это чувствуем.)

-Так, что же такое ЛИРИКА? У вас на столах лежат таблички со словами. Подойдите с ними к доске и составьте из этих табличек точный ответ на вопрос: «Что такое лирика?»

(Лирика – способ отражения переживаний человека, его чувств, мыслей)

карточки:

-Лирика — это способ отражения

— переживаний человека,

-его чувств,

— мыслей

работа в группе

Рефлексия деятельности

-Итак, подведем итог. Какое у вас сейчас настроение? Урок, который мы с вами провели, понравился вам? Покажите смайлики, лица которых выражают то же самое настроение, что и у вас сейчас?

-Оцените каждый свою работу на уроке: красная карточка – отлично, зеленая – хорошо, синяя – не все получалось

смайлики с лицами

Домашнее задание

Устный развернутый ответ на вопрос «Какое стихотворение произвело на вас большее впечатление и почему?»

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here