Урок литературы в 5-ом классе
Учитель русского языка и литературы
МБОУ СОШ № 5 г.Архангельска
Вилачева Людмила Федоровна,
I квалификационная категория
Тема: Русские поэты XIX века о Родине, родной природе и о себе
Цель: дать понятие о лирике как особом способе художественного мышления и осмысления жизни человека через произведения русских поэтов XIX века о Родине, родной природе
Задачи:
-
способствовать привитию любви и интереса к русской поэзии;
-
продолжить развитие навыков выразительного чтения;
-
развивать навыки устного словесного описания.
Оборудование: мультимедийная презентация «Русские поэты XIX века о Родине, родной природе и о себе»; портреты русских писателей; репродукции пейзажей русских художников; учебник: Литература. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений с прил. на электрон. носителе. В 2 ч. / В.Я. Коровина, В.П.Журавлёв, В.И.Коровин. – 13-е издание – М.: Просвещение, 2011; аудиозапись стихотворений (фонохрестоматия к учебнику «Литература. 5 класс»); технические средства обучения: компьютер, мультимедийный проектор, FM-система; таблички с терминами
Оформление доски: выставка рисунков учащихся на тему «Образы Зимы и Весны, какими я себе их представляю?»
Ход урока
Содержание | Примечание | |
Организационный момент | Учитель приветствует класс. Проверяется работа заушных аппаратов, включается FM-система |
|
Мотивация к учебной деятельности и актуализация опорных знаний
| -Сегодня на уроке мы обращаемся к поэзии, к её лирическим страницам, будем знакомиться со стихами русских поэтов о природе. -Вспомните стихи поэтов XIX века о родной природе, изученные вами ранее? -Кто-нибудь желает прочитать стихотворение наизусть? | включение учащихся в деятельность |
Постановка учебной задачи | -Обратимся к нашему учебнику (с. 289-1,2 абзацы). Давайте прочитаем, подумаем, о чем говорится в статье «Русские поэты XIX века о родине, родной природе и о себе». (В статье говорится о природе, о временах года: зиме, весне, лете, осени; поэты пишут о природе, чтобы передать чувства переживания, радости, веселья, грусти, печали, любви к родине, к родному краю.) -Подумайте и скажите, чем же мы будем заниматься на уроке, что будем изучать? (Мы будем знакомиться со стихами о природе русских поэтов XIX века.) | учебник: Литература. 5 класс, ч.I, с. 289 (1,2 абзацы)
|
Постановка проблемы | -Говоря о русской поэзии, мы часто используем слова-термины: «лирическое произведение», «лирика». Понятны ли вам эти слова или вызывают затруднение в понимании? Хотите ли вы узнать и понять значение данных слов? (Да, эти понятия вызывают затруднение, и мы хотим узнать и понять значения непонятных слов.) | на доске термины: -«лирика» -«лирическое произведение» |
Ознакомление с новым материалом
| Итак, сегодня мы знакомимся с лирическими стихотворениями русских поэтов XIX века, в которых главное внимание авторы уделяют созданию образа Родины и родной природы. -Уточним, кто эти поэты? (Поэты: Федор Иванович Тютчев, Алексей Николаевич Плещеев, Иван Саввич Никитин, Аполлон Николаевич Майков, Иван Захарович Суриков.) |
|
Стихотворение Ф.И.Тютчева «Зима недаром злится…» -В этом стихотворении Зима и Весна изображены как герои – персонажи, действующие сообразно их характерам. -Какая здесь Зима? Какая – Весна? -Какими словами поэт выражает свое отношение к Зиме и к Весне? -Я вас просила нарисовать образы Зимы и Весны, какими вы их себе представляете. Расскажите, какими вы видите на своих рисунках Зиму и Весну? Соответствуют ли эти образы тем, которые представлены в стихотворении Ф.И.Тютчева? -Прочитайте стихотворение наизусть, постарайтесь передать свое личное отношение к хохотунье Весне, к ворчливой Зиме. |
включение аудиозаписи стихотворения: фонохрестоматия к учебнику «Литература. 5 класс» выставка рисунков учащихся на тему «Образы Зимы и Весны, какими я себе их представляю?» (обсуждение рисунков) чтение стихотворения наизусть | |
Стихотворение Ф.И.Тютчева «Весенние воды» -Вы прослушали стихотворение Ф.И.Тютчева о весне. Оно наполнено бурными, радостными звуками весеннего многоголосия. -Как вы думаете, почему в стихотворении так много глаголов: шумят, бегут, будят, блещут, гласят? (Автор передает радостное настроение от весеннего пробуждения природы.) |
включение аудиозаписи стихотворения: фонохрестоматия к учебнику «Литература. 5 класс»
| |
Стихотворение Н.А.Плещеева «Весенние воды» -Весне посвящено и следующее стихотворение. Его автор Алексей Николаевич Плещеев. — Какие чувства волнуют поэта? (Волнуют чувства радости и какой-то смутной тревоги) |
чтение стихотворения наизусть
| |
Стихотворение И.С.Никитина «Утро» -Вы прослушали стихотворение и заметили, что интонация чтеца – актера, тембр его голоса, громкость звучания часто меняются. -Какую часть стихотворения актер произносит тихим проникновенным голосом, близким к шепоту? Прочитайте эти строки. -В какой части стихотворения слышна громкая полнозвучная интонация русской песни? Прочитайте эту часть стихотворения. |
включение аудиозаписи стихотворения: фонохрестоматия к учебнику «Литература. 5 класс» | |
Стихотворение Ф.И.Тютчева «Как весел грохот летних бурь…» -Какому времени года посвящено это стихотворение? -Какое явление природы описывает автор? -какие чувства вы испытали при чтении стихотворения? | включение аудиозаписи стихотворения: фонохрестоматия к учебнику «Литература. 5 класс»
| |
Стихотворение Ф.И.Тютчева «Есть в осени первоначальной…» -Вы прослушали стихотворение. Обратили внимание на музыкальное сопровождение при чтении этого стихотворения? -Какие оттенки настроения передает и добавляет музыка? (Мелодия стиха плавная, настроение светлое, ясное.) | включение аудиозаписи стихотворения: фонохрестоматия к учебнику «Литература. 5 класс»
| |
Стихотворение А.Н.Майкова «Ласточки» -В стихотворении имеется три части: первая – грусть от увядания природы и наступления осени; вторая – воспоминание о лете, о счастливой хлопотливой семье ласточек; третья – сожаление поэта о том, что он не может улететь от осени, как птица. |
чтение стихотворения учителем
| |
Стихотворение И.С.Никитина «Зимняя ночь в деревне» -Как вы думаете, удалось ли в чтении передать торжественность и великолепие зимней ночи? |
выразительное чтение стихотворения | |
Стихотворение И.З.Сурикова «Зима» -Расскажите, а как вы представляете себе картину ночного снегопада? |
чтение стихотворения наизусть | |
Первичное применение приобретенных знаний в новых условиях с целью формирования умений | -Литература и живопись тесно связаны между собой. На данном слайде вам представлены картины русских художников с изображением пейзажа в разное время года. Эти картины могут послужить иллюстрацией к стихотворениям, которые мы только что прочитали. -Определите, какое время года изображено на каждой из иллюстраций? -Подберите стихотворные строчки к надписям под иллюстрациями картин. |
работа в парах |
-Мы завершили чтение стихов. Можно ли сказать, что мы на уроке знакомились с лирическими произведениями? Почему? (Каждое из прочитанных произведений передает чувства, переживания поэта, и мы, читатели, тоже это чувствуем.) -Так, что же такое ЛИРИКА? У вас на столах лежат таблички со словами. Подойдите с ними к доске и составьте из этих табличек точный ответ на вопрос: «Что такое лирика?» (Лирика – способ отражения переживаний человека, его чувств, мыслей) | карточки: -Лирика — это способ отражения — переживаний человека, -его чувств, — мыслей
работа в группе
| |
Рефлексия деятельности | -Итак, подведем итог. Какое у вас сейчас настроение? Урок, который мы с вами провели, понравился вам? Покажите смайлики, лица которых выражают то же самое настроение, что и у вас сейчас? -Оцените каждый свою работу на уроке: красная карточка – отлично, зеленая – хорошо, синяя – не все получалось | смайлики с лицами
|
Домашнее задание | Устный развернутый ответ на вопрос «Какое стихотворение произвело на вас большее впечатление и почему?» |
|