Тема: «С. Есенин. Слово о поэте. «Пугачёв» — поэма на историческую тему».
Цели: расширить представления учеников о личной и творческой биографии поэта;
развивать навыки выразительного чтения, анализа поэтического текста;
дать понятие о драматической поэме.
Ход урока.
-
Орг. момент.
-
Слово учителя.
«В этом имени слово – «есень»
Осень, ясень, осенний цвет.
Что-то в нём от русских песен:
Поднебесье, тихие веси.
Сень берёз и синь – рассвет.
Что-то есть в ней и от весенней
Грусти, юности, чистоты…
Только скажут: « Сергей Есенин»
Всей России встают черты!»
Сегодня на уроке мы будем говорить с вами о поэте Сергее Есенине, его творчестве. Давайте вспомним его биографию. (показ слайдов, подготовленный учеником)
С начальных классов мы знаем стихи Есенина. Это поэт, пишущий о природе. Вспомните, наиболее известные его стихи. (Подготовленные ученики читают стихи Есенина 2-3 чел)
-Ребята, каково ваше восприятие поэзии Есенина? Почему вы выбрали именно эти стихи?
-
Объяснение нового материала.
— Ребята, а что вы знаете о Емельяне Пугачёве? (слайд №1)
Вспомните, в каких произведениях мы уже встречались с этим историческим лицом?
— Ребята, сейчас мы с вами будем работать в группах. Вы должны, выслушав сообщения своих товарищей, заполнить графу таблицы. В этом вам помогут вопросы. На которые вы должны будете ответить.
— Каким изображён Емельян Пугачёв в данном произведении?
— Как он относится к своим врагам, народу?
— Как народ относился к Пугачёву? С чем это связано?
(Ответы учащихся)
«Капитанская дочка» Пушкин | «Пугачёв» Есенин | |
добрый молодец, походы удалые, народный заступник, родный батюшка, красное солнышко
| Многогранная, сложная и противоречивая личность, глубокая связь с народом, носитель лучших черт русского народа, обладает находчивостью, сметливостью, умом, наблюдательностью, очень жестокий человек, хладнокровный и равнодушный к чужим человеческим судьбам, проявляет свое великодушие, благородство, он помнит добро, может быть благодарным | лучшие черты русского характера: живой ум («Я значенье свое разгадал…»), молодецкая удаль, честность, справедливость, ненависть к угнетателям, верность своему делу, особенное чувство родины. Образ романтического героя-странника, человечный и земной. Он постоянно внутренне меняется, его душа мечется, сомневается, ищет выход, борется сама с собой.
|
— Каким изображается Пугачёв в народных песнях? (Сообщение подготовленного ученика)
— Каким изображает Пугачёва А. С. Пушкин? (Сообщение подготовленного ученика)
— Сергей Есенин тоже не обошёл тему Пугачёва стороной
В 1920 году заинтересовался восстанием Пугачева, в 1921 году совершил поездку по местам восстания, изучил документы. В этом же году написал поэму «Пугачев»
«Пугачев был почти гениальным человеком…» — считал С.А. Есенин
Дома вы прочитали отрывки из поэмы.
— Как в поэме Есенина показан образ Пугачёва?
— Каким изображён в поэме народ? Как он относится к Пугачёву
Ребята, давайте посмотрим, как вы заполнили таблицу, что у вас получилось? (Сообщение учеников)
— Каково же отношение авторов к образу Пугачёва? (Слайд №2)
— Какой же вывод мы можем сделать? ( слайд №3-4)
4. Итог урока.
Летом 1922 года Есенин читал поэму «Пугачёв» М. Горькому в Берлине. Горький вспоминает об этом так: «взволновал он меня до спазмы в горле, рыдать хотелось. Помнится, я не мог сказать ему никаких похвал, да он – я думаю – не нуждался в них».
— Какое настроение вызвала у вас поэма Есенина?
5. Домашнее задание: выразительное чтение монолога Пугачёва и Хлопуши, читать рассказ Шмелёва «Как я стал писателем».