ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Урок изучения и закрепления нового материала
«Сказка как жанр фольклора. Виды сказок».
ФИО (полностью) | Метелёва Елена Леонтьевна | |
| Место работы | МБОУ СОШ № 2 им. А.А.Араканцева г. Семикаракорска |
| Должность | Учитель русского языка и литературы |
| Предмет | Литература |
| Класс | 5 |
| Тема и номер урока в теме | «Сказка как жанр. Виды сказок» 1
|
| Базовый учебник | Коровина В.Я., Журавлёв В.П., Коровин В.И. Литература. Часть I. Москва «Просвещение» 2010 год. |
8. Цель урока: развивать представление о сказке как о самом популярном жанре УНТ, показать своеобразие сказочного жанра, дать представление о различных видах сказок, ввести понятие «композиция сказки».
9. Задачи:
Обучающая: актуализировать и закрепить знания учащихся о своеобразии жанра «сказка», о видах русских народных сказок, об особенностях построения сюжета сказок; ввести понятие «композиция сказки»;
Развивающая: вовлекать учащихся в творческий процесс на уроке,
развивать аналитическое мышление, память, умение обобщать и делать выводы
Воспитательная: воспитывать любовь и уважение к произведениям, созданным русским народом; развивать и поддерживать интерес к дополнительному чтению.
10. Цели для учащихся:
Знать: характеристику сказки как жанра, её определение; отличие волшебных сказок от бытовых и сказок о животных;
Уметь: анализировать художественное произведение; сравнивать различный литературный материал, владеть элементарными способами получения и обработки информации; работать со справочной и художественной литературой;
11. Тип урока: комбинированный
12. Формы работы учащихся: беседа, устная работа, индивидуальная работа, коллективная работа по таблице
13. Необходимое техническое оборудование: компьютер, выход в Интернет (ЭОР ресурс), мультимедийный проектор, интерактивная доска, магнитофон
14. Структура и ход урока
Таблица 1.
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
Этап урока | Название используемых ЭОР (с указанием порядкового номера из Таблицы 2) | Деятельность учителя (с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация) | Деятельность ученика | Время (в мин.)
| |
1 | Этап целеполага- ния |
| Приветствие, постановка цели и задач урока (На протяжении организационного момента звучит спокойная музыка) -Ребята, сегодня на уроке вы узнаете основные признаки сказки как жанра, познакомитесь с видами русских народных сказок, будете учиться определять виды сказок, аргументируя свой ответ. | Проверяют готовность к уроку, настраиваются на работу. | 1 мин. |
2 |
Предкомму- кативный этап (Проверка домашне- го задания) |
ЭОР №1 | Зачитывается эпиграф к уроку. «Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок…» А.С.Пушкин
(На интерактивной доске — информация о сказке) Введение литературоведческого термина.
| Ученики объясняют смысл эпиграфа.
Один ученик отвечает на вопрос «Что такое сказка?» (Индивидуальная работа) Запись литературоведческого термина в словарик
| 5 минут |
3 | Коммуни- кативный этап | ЭОР №2 | 1) Основные признаки сказки (композиция, мотив запрета, нарушение временных и пространственных границ и т. д.) Демонстрация признаков на примере сказок. Объяснение с элементами беседы: Сказки имеют особое построение. Я думаю, что вы это замечали. Сказки часто начинаются с какой-либо присказки. Например, «На море на океане, на острове Буяне стоит бык печёный, а возле него нож точёный ». — На ваш взгляд, какова цель присказки? (Привлечь внимание слушателей) За присказкой следует зачин, который готовит нас к восприятию сказки, переносит нас в сказочный мир. Зачин связан с содержанием сказки, так как в нём указываются время и место действия. — В текстах сказок, ребята, найдите примеры зачинов. («Жили-были дед да баба…»). Иногда в сказках имеется концовка, которая ещё раз возвращает нас к мысли о том, что в сказках всегда побеждает добро. — Найдите примеры концовок в сказках. («Свадьбу сыграли, долго пировали; и я там был, мёд-пиво пил, по усам текло, в рот не попало»).
| Запись информации в тетрадь
Ученики вместе с учителем заполняют таблицу и фиксируют результаты у себя в тетради.
| 15 минут |
3 |
Коммуника- тивный этап |
ЭОР №3 ЭОР №4 ЭОР №5 | 2) Заполнение таблицы вместе с учениками «Виды сказок» (таблица выведена на интерактивную доску) Объяснение с элементами беседы: — Сказки о животных. Гл. герои-звери и птицы, очень похожие характером на людей.
— Бытовые сказки совсем другие. Они тесно связаны с реальной жизнью, поэтому очень похожи на быль. Очень часто в таких сказках высмеивают отрицательные черты характера. Как вы думаете какие? (Жадность, трусость, лживость, корыстолюбие). Приведите примеры сказок Волшебные сказки Подберите однокоренные слова к слову волшебные (волшебник, волшебство) Попытайтесь самостоятельно сформулировать основные признаки волшебных сказок.
( Баба-Яга, Кощей Бессмертный, Змей Горыныч)
1) Прослушивание отрывка из сказки «Царевна-лягушка» 2) Просмотр отрывка из сказки 3) Использование художественной литературы 4) Просмотр иллюстраций к сказкам. |
По рядам дети должны определить вид сказки и её особенности (работа в группах) 1) Прослушивание отрывка из сказки «Царевна-лягушка» (определение вида сказки, доказательства). 2) Просмотр отрывка из сказки «Лиса и волк» (определение вида сказки, доказательства). 3) Чтение отрывка сказки «Церковная служба» (работа с книгой). Читают два ученика (определение вида сказки, доказательства) 4) Просмотр иллюстраций к сказкам. |
20 минут |
|
|
|
|
|
|
4 | Посткомму- никативный этап |
| Значение сказки? Достигли ли цели и задач урока? Обобщение по пройденной теме. | Ученики отвечают на поставленные вопросы (Фронтальная беседа) | 3 мин. |
5 | Домашнее задание |
| Прочитать сказку «Царевна-лягушка» и составить кроссворд. |
| 1 мин. |
Приложение к плану-конспекту урока
«Сказка как жанр. Виды сказок.»
Таблица 2.
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР
Название ресурса | Тип, вид ресурса | Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.) |
| |
1 | Своеобразие русской народной сказки | Интерактивная таблица | Текст
| http://fcior.edu.ru/card/28405/folklor-svoeobrazie-russkoy-narodnoy-skazki-bazovoe-izuchenie.html
|
2 | Своеобразие русской народной сказки | текст | Текст
| http://fcior.edu.ru/card/28405/folklor-svoeobrazie-russkoy-narodnoy-skazki-bazovoe-izuchenie.html
|
3 | Своеобразие русской народной сказки | Интерактивное задание | Аудиофрагмент
| http://fcior.edu.ru/card/28405/folklor-svoeobrazie-russkoy-narodnoy-skazki-bazovoe-izuchenie.html
|
4 | Своеобразие русской народной сказки | Интерактивное задание | Видеофрагменты
| http://fcior.edu.ru/card/28405/folklor-svoeobrazie-russkoy-narodnoy-skazki-bazovoe-izuchenie.html
|
5 | Своеобразие русской народной сказки | Интерактивное задание | Иллюстрации
| http://fcior.edu.ru/card/28405/folklor-svoeobrazie-russkoy-narodnoy-skazki-bazovoe-izuchenie.html
|