Сочинение по картине Н.К.Сверчкова «Приезд А.С.Пушкина в
чувашскую деревню»
Тип урока: урок развития речи
Цели урока: 1) подготовить учащихся к написанию сочинения по картине с привлечением местного материала и активизацией знаний учащихся по истории, литературе и культуре родного края;
2) познакомить восьмиклассников с историей появления картины; проследить за местом А.С.Пушкина в творчестве художников Чувашии;
3) привить учащимся любовь к своему народу и родному краю, формировать чувство уважения и гордости за причастность к великому наследию чувашского народа.
Развиваемые навыки:
-
формирование коммуникативных умений (умение раскрыть тему, основную мысль, отобрать необходимый в работе материал);
-
активизация лексики по темам «Чувашская национальная одежда», «Одежда светского человека I половины 19 века», «Быт деревни», «Пейзаж»;
-
введение в активный словарь учащихся искусствоведческих терминов:
блик – световое пятно на темном фоне;
гармоничные краски – согласованное сочетание красок;
замысел – заложенный в картине смысл;
колорит – соотношение красок в картине по тону, насыщенности цвета;
композиция – соотношение и взаимное расположение частей, расположение фигур;
натура – то, что служит предметом изображения художника;
образ – художественное отражение действительности, облеченное в форму конкретного явления;
облик – внешний вид;
оттенок – разновидность одного и того же цвета;
пейзаж – изображение природы;
план – место, расположение какого-нибудь предмета в перспективе (передний план, задний план);
теплые оттенки – цветовые оттенки, которые приближаются к красным, желтым и напоминают тепло, огонь;
-
развитие умения редактировать тексты.
Оборудование:
-
репродукция картин на тему «Образ А.С.Пушкина в чувашском изобразительном искусстве»:
— Н.К.Сверчков «Приезд А.С.Пушкина в чувашскую деревню»,
— Г.Д.Харлампьев «Пушкин в Чебоксарах»,
— Н.В.Овчинников «У родника»,
— В.А.Панин «А.Пушкин в Чебоксарах»,
2) портрет Н.К.Сверчкова и репродукции наиболее известных его картин: «Хоровод»,
«Кража невест», «Чувашская свадьба», «Первый трактор в деревне»,
-
карта-схема путешествия А.С.Пушкина по местам Пугачевского бунта,
-
произведения А.С.Пушкина, переведенные на чувашский язык: «Борис Годунов», «Руслан и Людмила», «Капитанская дочка»,
-
произведения чувашских писателей о А.С.Пушкине.
Учащимся могут быть предложены индивидуальные задания:
— сообщение о биографии Н.К.Сверчкова;
— подготовка рефератов на тему «Пушкин в Чувашии», «Чуваши в произведениях А.С.Пушкина»;
— оформление стенда;
— создание презентаций.
Ход урока:
-
Подготовка учащихся к восприятию картины.
-
Вступительное слово учителя.
Кто из нас не любит путешествовать?
Свежие, яркие впечатления, встречи с интересными людьми дают импульс к новым свершениям, рождают в душе чувство обновления. Ни с чем не сравнимое ощущение открытия для себя нового, ранее неведомого мира возникло однажды и в душе А.С.Пушкина. Что это за мир? Какое открытие делал для себя поэт? Попытаемся ответить на эти вопросы в ходе сегодняшнего урока. Подсказать ответ на них поможет нам картина известного чувашского художника Н.К.Сверчкова «Приезд А.С.Пушкина в чувашскую деревню».
-
Рассказ о художнике Н.К.Сверчкове.
Рисунок 1. Сверчков Никита Кузьмич
Никита Кузьмич Сверчков – народный художник Чувашской Республики. За большие заслуги в развитии изобразительного искусства он был награжден орденами «Знак Почета» и Красной Звезды, его имя занесено в Почетную книгу Трудовой Славы и Героизма Чувашской АССР. Художник писал: «Я горжусь тем, что я — чувашский художник, живописец – историк родного края. Я люблю прошлое моего народа, его древность во мне – как живая действительность, отрадная сердцу. Мне хотелось, чтобы благодаря моему творчеству богатейшая культура, выработанная моими предками в веках, стала достоянием всего мира». И действительно, в работах Н.К.Сверчкова мы видим огромную любовь к чувашской земле и его народу. Вглядимся в созданные художником произведения: «Хоровод», «Кража невесты», «Чувашская свадьба», «Первый трактор в чувашской деревне».
Каждый из нас, думаю, почувствовал теплоту, свет, исходящие с полотен. Такое ощущение возникает потому, что художник не понаслышке знал быт деревни. Ведь и сам он родом из села: художник родился в селе Яншихово-Норваши Янтиковского района Чувашской Республики и с детства познал все тяготы деревенской жизни. Он внимательно вглядывался в необычайно интересную, ни на что не похожую повседневную будничную жизнь чувашского народа и в картинах старался передать ее зрителю.
-
Работа с картинами.
Рисунок 2. Приезд Пушкина в чувашскую деревню
Картина Сверчкова «Приезд А.С. Пушкина в чувашскую деревню» вызвана подлинным историческим событием. А.С. Пушкин был дружен с известным нашим земляком, ученым-востоковедом Н.Я.Бичуриным. Под влиянием Н.Я.Бичурина поэт заинтересовался странами Востока. Пушкин знал, что его друг-монах выходец из «инородцев» Поволжья, и поэтому не мог не заехать в родные места Бичурина, когда ездил собирать материалы о пугачевщине.
Маршрут поэта был таков: Москва – Нижний Новгород – Васильсурск – Чебоксары – Эсмель (Октябрьское) – Свияжск – Казань.
До наших дней сохранилась легенда о беседе Пушкина с одним стариком в селе Эсмель, а также документы о пребывании Пушкина в Эсмеле: многочисленные записи поэта о чувашах (это и письма, и заметки, упоминания чуваш и чувашских топонимов в произведениях). В статье «Мое замечание о русском театре» есть строки о чувашке Ольге, оставшейся в памяти поэта. Именно они подтолкнули художников на создание картин, рассказывающих о путешествии А.С.Пушкина по чувашскому краю:
Г.Д.Харлампьев «Пушкин в Чебоксарах»,
Н.В.Овчинников «У родника»,
В.А.Панин «Пушкин в Чебоксарах».
Вопросы для беседы по картинам:
-
В какие моменты запечатлели художники поэта?
-
Представьте себя на месте А.С.Пушкина. Расскажите, что вы видите, что слышите, что чувствуете?
-
Каким, по вашему мнению, запомнился чувашский край в памяти А.С.Пушкина?
-
Через какие детали художники выражают внутреннее состояние поэта?
-
Рассматривание картины Н. Сверчкова «Приезд Пушкина в чувашскую деревню».
Вопросы:
-
В каком году была создана картина Сверчкова? (1850).
-
К какому из жанров изобразительного искусства вы бы отнесли ее? (историческая картина).
-
Где происходит действие на картине? (в чувашской деревне Эсмель, ныне Октябрьское).
-
Что мы видим на картине? Что, по вашему мнению, заставило поэта остановиться именно здесь? (живописность края, приветливость людей, жажда, желание поближе познакомиться с жизнью и бытом чувашей, красота девушки).
-
Как построена картина? Обратимся к композиции произведения.
— Что находится в центре внимания художника?
— Какие образы и предметы расположены на переднем плане?
— Какие на заднем?
— Кто главный герой картины?
Центральные образы – образ поэта и чувашской девушки.
Не менее важны и образы чувашей –
-
родителей девушки;
-
хозяина, радушно открывающего ворота;
-
образы спешащих к диковинной повозке местных жителей (двух мужчин и женщины с ребенком), а также образы сопровождавших в путешествии Пушкина ямщика Гаврилы и переводчика.
-
Работа с образами картины.
Пушкин.
— О чем нам рассказывают жесты и мимика поэта? Куда обращены взгляд А.С.Пушкина?
— Чем выделяется фигура Пушкина на фоне чувашского пейзажа и чувашской деревни?
— Сравните одежду светского человека I половины 19 века с одеждой чувашина и чувашки.
Сравнительная таблица
А.С.Пушкин | чуваши | |
Головной убор |
|
|
Костюм |
|
|
Украшения |
|
|
Цветовая символика |
|
|
Детали |
|
|
— Что вы видите в руках Пушкина?
— Что могло заинтересовать поэта?
— Как детали быта чувашей были, по вашему мнению, наиболее интересны Пушкину?
— Что узнал А.С.Пушкин, остановившись в чувашской деревне?
Чуваши
— Чем заняты были жители деревни к моменту приезда А.С.Пушкина?
— Как встретили они поэта?
— Что могло удивить их в облике и манерах А.С.Пушкина?
— Знали ли чуваши о том, кто перед ними?
— Какую роль в картине играют образы чувашей, изображенных на горизонте (образы ямщика и переводчика)?
Авторский замысел
— Что хотел выразить своей картиной художник Н.К.Сверчков?
— Как художник относится к изображенным им людям?
— Какими приемами воспользовался художник для того, чтобы донести до зрителя свою мысль?
Средствами выражения авторского замысла являются
— композиция;
— пейзаж (золотой, осенний пейзаж). Осень — любимое время А.Пушкина;
— выбор цветовой палитры (теплые, солнечные оттенки – желтый, белый, красный, голубой, зеленый, коричневый).
— Какое чувство рождается у зрителя, рассматривающего картину?
— Удалось ли художнику выразить душу чувашского народа?
— Какими изобразил художник деревья? (Крепкие, могучие, ветвистые)
— Что они символизируют? (Силу, мощь чувашского народа)
— Почувствовали ли вы теплоту золотой осени при взгляде на картину?
— Какими звуками насыщена картина?
В процессе беседы составляется сложный план описания картины:
-
Н.К.Сверчков – основоположник профессионального изобразительного искусства Чувашии.
-
Исторический факт, послуживший источником рождения картины.
-
Композиция.
-
Образы чувашей.
-
Пейзаж.
-
Авторский замысел.
-
Вывод.
Домашнее задание.
Написать сочинение по картине.