Методическая разработка урока литературы в 6 классе № 28.
Дата _____________________
Тема: Трехсложные размеры стиха.
Цели: продолжение формирования понятия о стихотворных размерах.
Задачи:
— обучающие: повторить известные сведения о стихотворной речи, двусложных размерах стиха; дать понятие о трехсложных размерах
-развивающие: развивать интерес учащихся к стихотворной речи, их поэтический слух;
-воспитательные: создавать условия для формирования вдумчивого чтения истинно художественных произведений; через подготовку квалифицированного эстетически развитого читателя – к духовно богатой, полноценной личности.
Знать: определение понятий: стопа, ямб, хорей, анапест, дактиль, амфибрахий, ритм.
Уметь: структурировать основные положения статьи, определять размер стихотворений.
Оборудование: учебник, тетрадь, аудиозапись, презентация, приложения.
Методические приемы: беседа, работа с учебником, самостоятельная работа, практическая работа, выступления обучающихся, выразительное чтение, прослушивание аудиозаписи, слово учителя, просмотр презентации.
Основные понятия: стихотворение, автор, ритм, строка, стопа, размер стихотворения, ямб, хорей, анапест, дактиль, амфибрахий.
Межпредметные связи: музыка, окружающий мир.
Тип урока: усвоение новых знаний.
Эпиграф к уроку:
Высокой страсти не имея,
Для звуков жизни не щадить,
Не мог он ямба от хорея,
Как мы ни бились, отличить.
А.С.Пушкин
Структура урока.
-
Организационный момент.
Цель этапа: проверка готовности обучающихся к работе, эмоциональный настрой на работу.
-
Работа по теме урока.
1. Целевая установка.
Цель этапа: формулирование целей работы на урок.
— Ребята, посмотрите на экран (слайд 2), о чем мы будем говорить сегодня на уроке? ( Ученик выразительно читает эпиграф к уроку, высказывают свои предположения: о поэзии, о стихотворных размерах).
2. Вступительное слово учителя с элементами беседы.
Говорить о стихах всегда трудно. Поэзия от грубого неловкого прикосновения тает, как снежинка в тепле. Как же быть? Не опускать же руки и не отказываться вовсе от науки о литературе! За долгие века сочинения люди накопили немало приемов, помогающих достичь взаимопонимания, описать поэтическое произведение. Одно из таких полезных орудий в руках исследователя – набор стихотворных размеров (метр), которые позволяют охарактеризовать поэтический ритм.
— Чем стихотворная речь отличается от прозаической? (Слайд № 3. Ритмом.)
— А что такое ритм? (Слайд № 4.)
Ритм – это повторение каких-либо однозначных явлений через равные промежутки времени.
— Явления ритма окружают нас повсюду. (Слайды № 5 -8 под музыку).
— Проведем лингвистический эксперимент – сравните два исполнения строфы из стихотворения М. Ю. Лермонтова «Три пальмы»
Ученик (первое чтение):
Но только что сумрак на землю упал,
По корням упругим топор застучал,
И пали без жизни питомцы столетий.
Одежду их сорвали малые дети,
Изрублены были тела их потом,
И медленно жгли их до утра огнем
— Какие слова звучат непривычно, так мы их обычно не произносим? («по корням», «сорвали», «до утра»).
Второе чтение: (Ученик читает эту строфу, соблюдая нормативное ударение в словах: «по корням», «сорвали», «до утра»)
— Что изменилось?( Ритм)
— Действительно, стихотворение словно рассыпается, теряя энергетику, ритм.
Ритм – важнейший атрибут стихотворения. Ударный слог чередуется с безударным, образуя стопу. Стопа повторяется, образуя строку. Строки чередуются друг с другом, образуя стихотворение.
3. Выведение темы урока.
Цель этапа: формулировка темы урока.
— А что может чередоваться в стихотворной строке? (Слайд № 9)
— (Слайд № 10). Стихотворный ритм (размер) – чередование ударных и безударных слогов в строке.
— Подумайте, как будет звучать тема урока? (Предположения обучающихся).-
Да, тема урока будет связан со стихотворными размерами. В любом сочинении-анализе поэтического текста требуется проанализировать стихотворный размер. Почему это так важно? Потому, что в поэтическом произведении важно не только содержание, но и форма – то есть ритм, звучание, музыка стихотворения, которая, собственно, само стихотворение и образует. Но самое главное – не просто определить размер, а сказать в своем сочинении (анализе) о том, ЧТО этот размер вносит в стихотворение.
— Посмотрите внимательно на слайд и уточните тему урока. Вспомните, что вы уже знаете, а о чем слышите впервые. (Слайд № 11).
— Итак, тема урока: Трехсложные размеры стиха. (Слайд № 12.)
4. Повторительная беседа.
Цель этапа: актуализация опорных знаний
— Но чтобы легко определить размер, прежде всего нужно вспомнить, что такое СТОПА?
— Слайд № 13. Стопа – это группа слогов, на один из которых падает ударение.
— Знакомы вам и двусложные размеры стиха? Назовите. (Ямб и хорей). Слайд № 14.
— Ямб – это торжество стиха (моРОЗ иСОЛНце..), хорей же напевен и нежен (хореем написаны почти все колыбельные — Баю-БАюШКИ…)
— Вспомним последовательность действий при определении стихотворного размера. Слайд № 15. Приложение 1.
-
Выпиши первую строку стихотворения.
-
Расставь ударения.
-
Раздели слова на слоги.
-
Составь схему стихотворной строки.
-
По составленной схеме определи размер.
5. Практическая работа.
Цель этапа: отработка умения определять стихотворный размер.
— Определим размер стихотворений. (Слайд № 16).
6. Изучение темы урока.
Цель этапа: знакомство с трехсложными размерами стиха.
А. Работа с материалами учебника. По рядам.
Статья учебника «Трехсложные размеры стиха». Стр. 222 – 223.
1 ряд – выбрать информацию о дактиле.
2 ряд – амфибрахий.
3 – ряд анапест.
Б. Выступления учащихся.
Цель этапа: проверка выполнения работы.
-Назовите трехсложные размеры стиха. (Дактиль, амфибрахий, анапест).
Слайды № 17 – 18.
— Я хочу вам предложить ключевые слова.
Дактиль — ключевое слово ДАШЕНЬКА. Амфибрахий — ключевое слово АЛЕША. Анапест — ключевое слово АЛЕКСЕЙ (Слайд №19).
7.Закрепление знаний учащихся о стихотворных.
Цель этапа: развитие умения определять размер стихотворения.
Слайды № 20-22.
-
Итог урока.
Цель этапа: обобщение и систематизация изученного.
1. Беседа.
— С какими ключевыми понятиями познакомились по теме урока? (Ритм, стихотворные размеры).
Окружающая жизнь, жизнь природы, людей построена на ритмах. День чередуется с ночью, на смену зиме приходит весна…Где мы еще встречаем ритмичные чередования? («В школе уроки чередуются с переменами, тикают часы, стучит сердце, ритм есть в музыке, в танцах..»)
Стихи тоже построены на ритме. И в мою задачу как учителя не входит научить вас писать стихи – «оседлать Пегаса». Творчество – процесс, требующий таланта и вдохновения. Но научиться оценивать стихотворение, увидеть его красоту, глубокий смысл, стройность формы – в наших силах.
2. Самостоятельная работа. Слайд № 23. Приложение 2.
Пользуясь алгоритмом, определите, каким размером написаны стихотворения. Будет очень хорошо, если вы укажите авторов строчек.
-
Домашнее задание.
Цель этапа: сообщение и разъяснение содержания домашнего задания.
Выполнить письменно в тетради задание 2 к статье «Трехсложные размеры стиха» стр. 223.
Литература.
-
Учебник для общеобразовательных организаций с приложением на электронном носителе. В 2 частях/В. П. Полухина, В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин. – М.: Просвещение, 2014.
-
plan-kongspekt_uroka_o_stikhotvornykh
Приложение 1.
Как определить стихотворный размер.
-
Выпиши первую строку стихотворения.
-
Расставь ударения.
-
Раздели слова на слоги.
-
Составь схему стихотворной строки.
-
По составленной схеме определи размер.
Как определить стихотворный размер.
-
Выпиши первую строку стихотворения.
-
Расставь ударения.
-
Раздели слова на слоги.
-
Составь схему стихотворной строки.
-
По составленной схеме определи размер.
Как определить стихотворный размер.
-
Выпиши первую строку стихотворения.
-
Расставь ударения.
-
Раздели слова на слоги.
-
Составь схему стихотворной строки.
-
По составленной схеме определи размер.
Как определить стихотворный размер.
-
Выпиши первую строку стихотворения.
-
Расставь ударения.
-
Раздели слова на слоги.
-
Составь схему стихотворной строки.
-
По составленной схеме определи размер.
Как определить стихотворный размер.
-
Выпиши первую строку стихотворения.
-
Расставь ударения.
-
Раздели слова на слоги.
-
Составь схему стихотворной строки.
-
По составленной схеме определи размер.
Как определить стихотворный размер.
-
Выпиши первую строку стихотворения.
-
Расставь ударения.
-
Раздели слова на слоги.
-
Составь схему стихотворной строки.
-
По составленной схеме определи размер.
Как определить стихотворный размер.
-
Выпиши первую строку стихотворения.
-
Расставь ударения.
-
Раздели слова на слоги.
-
Составь схему стихотворной строки.
-
По составленной схеме определи размер.
Приложение 2.
ФИ _______________________ Дата __________
Мой первый друг, мой друг бесценный,..
_____________________________________
_____________________________________
Белеет парус одинокий…
_____________________________________
_____________________________________
Тучки небесные, вечные странники!
_____________________________________
_____________________________________
Не ветер бушует над бором,..
_____________________________________ _____________________________________
По зеркальной воде, по кудрям лозняка
_____________________________________ _____________________________________