Урок литературы в 5 классе (ФГОС). Тропа Насти

(по сказке-были М.М. Пришвина «Кладовая солнца»).

класс 5

Базовый учебник Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева

Литература . 5 класс

М.: БАЛАСС

2010г.

Тема урока. Тропа Насти (по сказке-были М.М. Пришвина «Кладовая солнца»).

Цель: научить раскрывать характеры героев через их поступки, излагать свою точку зрения, убедительно её доказывать, формировать умение читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст.

Образовательные задачи.

1.Учить умению анализировать текст, мотивировать свои суждения. 2.Совершенствовать технику чтения.

Развивающие задачи. 1.Развивать речь, творческие способности учащихся. 2.Расширять словарный запас с помощью речевых средств выразительности (сравнение, эпитеты, олицетворение).

Воспитательные задачи. 1.Воспитывать культуру речевого общения, любовь к родному слову, родной природе.

2.Помочь учащимся осознать значение природы в жизни человека.

Предварительная работа: чтение сказки-были «Кладовая солнца», сравнительная характеристика героев произведения (таблица), карточки с заданиями для групповой работы, презентация, выполненная в Power Pointe.

Тип урока урок анализа эпического произведения

Оборудование: портрет М.М.Пришвина, текст сказки-были «Кладовая солнца», компьютер, проектор, таблицы с правилами ведения дискуссии.

Планируемые образовательные ресурсы

Предметные

-умение понимать тему, идею литературного произведения;

-уметь пересказывать фрагменты сказки – были, отвечать на вопросы;

Метапредметные

-смысловое чтение

-умение работать индивидуально и в группе, находить общее решение;

-умение соотносить свои действия с планируемым результатом, корректировать свои действия;

Личностные

развитие интеллектуальных творческих способностей и моральных качеств учащегося;

-обогащение словарного запаса для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения.

Литература:

1.Е.С.Барова. Уроки литературы в 5 классе по учебнику – хрестоматии «Шаг за горизонт», Москва: БАЛАСС,2007.

2.Р.Н.Бунеев, Е.В. Бунеева. Литература. 5 класс. (« Шаг за горизонт»). Учебник в 2-х книгах. Изд. — М.: БАЛАСС, 2008. ( Образовательная система «Школа 2100»).

3.М.М. Пришвин сказка-быль « Кладовая солнца».

Межпредметные связи:

Ресурсы сети Интернет:

1.Литературные имена (http://www.library.ru)

2. Социальная сеть работников образования (http://nsportal.ru)

3.Электронные образовательные ресурсы (http ://www .eorhelp .ru )

4.Образовательная система «Школа 2100» (www. school 2100.ru)

Организационная структура урока.

1.Вхождение в тему.

2.Активизация познавательной деятельности учащихся.

Продолжаем работать с текстом сказки-были М.М.Пришвина «Кладовая солнца». Мы знаем, что дети, Настя и Митраша, пошли за клюквой, но в какой-то момент каждый из них выбрал свою дорогу. Как вы думаете, чем это было вызвано? (Ответы детей). Давайте поговорим о Насте, о том, какую дорогу выбрала она. Формируем тему урока: «Тропа Насти».

Учащиеся рассказывают по таблице, составленной дома, о портрете Насти.

Внешний

Внутренний

Возраст: 12 с хвостиком (Митраша был моложе своей сестры на два года. Ему было всего десять лет с хвостиком).

Внешность: волосы ни тёмные, ни светлые, отливали золотом; веснушки по всему лицу были крупные, как золотые монетки, и частые; носик был чистенький и глядел вверх.

Авторское отношение подчёркивается такими художественными приёмами, как…

Сравнение – как золотая курочка.

Метафора – катилась обратно в избу, волосы отливали золотом, золотые веснушки, носик глядел вверх.

Трудолюбивая: как мать, вставала далеко до солнца…

Деловитая (умелая в работе): выгоняла своё любимое хозяйство и катилась обратно в избу; хлопотала по хозяйству до ночи.

Хозяйственная: выгоняла своё любимое хозяйство, растопляла печь, чистила картошку, заправляла обед…

Уступчивая и благоразумная: мало слушается, стоит и улыбается; оглаживает брата по затылку

Любит родителей: как и покойная мать…

-В начале повести рассказчик называет Настю «золотой курочкой». Объясните, какой смысл скрывается в этих словах.

-Почему М.М. Пришвин постоянно подчёркивает, что Настя всё делает так, как делала её покойная мать? Чему научилась Настя от мамы в области быта, домашнего хозяйства? Как Настя готовилась к походу за клюквой? Чей опыт вновь пришёл ей на помощь?

3. Анализ текстового фрагмента.

— Давайте проследим, какой предстает  природа в сказке-были Пришвина » Кладовая солнца».

— С какого описания начинается рассказ о приключениях Насти и Митраши? Найдите это описание. (стр. 59)

(Приключения Насти и Митраши в походе за клюквой начинаются с описания Блудова болота.

Блудово болото представляется тревожным, опасным, страшным местом. Сама природа здесь пугает не только человека, но и зверя. Обратим внимание, как показаны тревога и страх лисы: уменьшительные суффиксы в ее описании делают ее маленькой и беззащитной.

Здесь же противопоставлены собака и волк – друг и враг человека: “одичавшая собака….выла от тоски по человеку, а волк выл от неизбывной злобы к нему”. Сюда – то, в это нехорошее место, и пришли Настя и Митраша, охотники за клюквой).

Какую роль в развитии событий играет природа?

(Природа предвещает недоброе. Ещё один сигнал о приближающемся разладе между братом и сестрой – облако, которое “как холодная синяя стрелка… пересекло собой пополам восходящее солнце”).

— Как ведут себя дети в лесу? (Могучая  природа очаровала, околдовала детей. Они вошли в лес и будто сами превратились в деревья или камни)

— Ну, а сейчас посмотрим, что же произошло дальше? ( Дети поссорились)

Инсценировка спора между детьми.

— А что происходит в природе после ссоры детей? Найдите в тексте. ( стр. 62 «Тогда серая хмарь плотно надвинулась… завыли,  застонали… ворон-самец долбанул косача. )

— Как, по-вашему, автор относится к происходящему?  ( Автор к происходящему относится с горечью. Он описывает природу так, как будто серая хмарь, злой ветер и стон деревьев хотят предупредить детей об опасности и горюют вместе с ними.)

— Но это не остановило наших героев, и каждый из них пошёл своей тропой.

—  Почему Настя без рассуждений выбирает широкую тропу? (Приведите аргументы в пользу Насти и в пользу Митраши ( парная работа). Обмен мнениями.

Учащиеся высказывают свою точку зрения по данному вопросу, приводят доказательства из текста сказки-были, из своих личных наблюдений.

Митраша – мужчина, исследователь, ищет палестинку; он отважный, смекалистый; догадывается, как сократить дорогу, хочет всё решить сам. Настя боится, не может решиться сойти с широкой, плотной тропы, но брата убедить не смогла и рассердилась. Дети поссорились.

Физкультминутка.

-Какая болезнь развивается во время сбора клюквы (приведите примеры из текста)?

-Как случилось, что Настя позабыла о брате, с которым привыкла перекликаться каждый час?

-Что, по мнению автора, способно убить или по крайне мере заглушить в человеке чувство любви и сострадания?

— Почему в сцене с лосем М. М. Пришвин называет Настю «прежняя золотая курочка», пишет, что лось смотрит на собирающую клюкву девочку не как на человека, а как «на всякую ползающую тварь»?

4. Работа с текстовым фрагментом.

-Прочитайте и ответьте на вопросы: « На самой середине палестинки не было клюквы…»

-Что помогло Насте обрести прежний облик?

-Как повлияла на неё встреча со змеёй и Травкой?

-Какие чувства испытала Настя, вспомнив о брате?

Ученики, отвечая на вопросы, рассказывают о Насте. Пришвин, изображая путь девочки, подбирает «ласковые» слова, чтобы передать своё отношение не к Насте, а к природе. (Ребята доказывают это текстом) Говорят о том, что Настю охватывает азарт собирателя и жадность. Такая жадность не нравится писателю, он показывает великана-лося и говорит, что ему, такой громадине хватает осиновой корочки и лепестков болотного трилистника. «Откуда же у человека при его могуществе берётся жадность даже к кислой ягоде клюкве?» — с упрёком спрашивает Пришвин. В этой жадности Настя перестала быть человеком и превратилась в обыкновенное лесное животное. Этим автор хочет сказать, что человек в жадности теряет истинно человеческие качества. Только встреча со змеёй заставила девочку осознать свой поступок, задуматься над тем, какие вокруг опасности и как, должно быть, трудно Митраше, который выбрал незнакомый путь. Девочка глубоко переживает случившееся.

-Могло ли быть другое окончание у данной истории? Какое? Спрогнозируйте.

-Почему Настя отдала всю клюкву детям, вывезенным из блокадного Ленинграда?

-Сделайте вывод, обобщение. Чему учит нас автор, изображая в повести путь Насти?

Учащиеся должны прийти к следующим основным выводам:

1. В повести показано, как от матери к дочери передаётся жизненный опыт женщины-хозяйки и хранительницы мира и любви в семье. Главное оружие женщины — ласка и доброта.

2. Женщине более свойственно идти надёжной, проторенной дорогой, и она хочет, чтобы этой же дорогой шли близкие, за жизнь которых она переживает.

3. Жадность, раздражение, озлобление губят человека, заставляют забыть о любви и добре. Нужно подняться над этими мелкими чувствами, искупить вину перед людьми щедростью и добротой.

5. Итог урока.

Учитель: Сказкой-былью писатель выражает мечту о нравственном совершенствовании человека, о его душевной красоте, славит человека с большим сердцем. Теперь Митраша и Настя, проявив черты взрослых людей, не нуждаются более в своих «детских» прозвищах («золотая курочка» и «мужичок в мешочке»). Тропа Насти, как и тропа Митраши- это дорога взросления, путь, на котором человек раскрывается по отношению к природе и к близким.

6.Подведение итогов. Рефлексия.

Достигли ли вы своей цели? Какие вопросы остались для вас нераскрытыми? Выставление оценок.

7. Домашнее задание.

1) Продолжите предложение:

  • «На мой взгляд, сказка-быль « Кладовая солнца» М.М. Пришвина — …»

2) Выделить в тексте все эпизоды, связанные с образом Митраши, и ответить на вопрос 3 (учебник, с.82)

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here