Конспект урока по литературе:

Программа: Т.Ф. Курдюмова, С.А. Леонов, Е.Н. Колокольцев, О.Б. Марьина.

Тема: Урок изучения «Есть в мире лишние, добавочные, / Не вписанные в окоём…»: жизнь и творчество Марины Цветаевой» (1 час).

Тип урока: урок-портрет.

Класс: 11.

Цели:

  1. образовательные: знакомство учащихся с трагедией жизни и творчеством поэта; демонстрация яркой индивидуальности поэта; воссоздание творческого портрета поэта;

  2. развивающие: развитие навыков выразительного чтения; совершенствование интонационных умений учащихся; развитие навыков анализа лирического произведения;

  3. воспитательные: интерес к творчеству М. Цветаевой; формирование эстетического восприятия поэзии; развитие культуры речи и поведения перед аудиторией.

  4. коррекционная: приобретение чувственного опыта; расширение опыта речевого общения.

Задачи:

  1. научить слушать и слышать художественное слово;

  2. совершенствовать навыки монологического ответа;

  3. развить творческие способности учащихся;

  4. развить умение работать в коллективе.

Концепция урока: приблизить к нынешнему читателю тексты Цветаевой, открыть в них важный человеческий смысл, показать единство формы и содержания художественного текста.

Виды работы: индивидуальная, коллективная.

Методы и приёмы: эвристическая беседа, приём анализа и сопоставления, просмотр видеоматериалов, прослушивание аудиозаписей, работа с воспоминаниями современников.

Оборудование: портрет М. Цветаевой, проектор, экран, ноутбук, аудиозаписи с песнями на стихи поэта; документальный фильм «Страсти по Марине» (3-ий фильм из цикла «Легенды Серебряного века: Марина Цветаева», реж. Андрей Осипов, 2004); тетради, доска, тексты М. Цветаевой, воспоминания современников.

Примечание:

  1. Документальный фильм «Страсти по Марине» (3-ий фильм из цикла «Легенды Серебряного века: Марина Цветаева», реж. Андрей Осипов, 2004) предварительно (до урока) должен быть показан учащимся (!).

  2. Учащимся предварительно дано задание подготовить сообщения на темы «Марина Цветаева в воспоминаниях современников»; «Периодизация жизни и творчества Марины Цветаевой (детство / юность и революция / эмиграция)»; (дифференцированно – каждому конкретные тексты) выучить наизусть тексты Цветаевой, которые будут звучать на уроке.

Ход урока

Учебная ситуация

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Слово учителя

2. Постановка цели урока:

3. Основная часть: трагедия жизни и творчества М. Цветаевой

— беседа по фильму;

— чтение текстов поэта, обсуждение;

— портреты поэта;

— сообщения учащихся: М. Цветаева в воспоминаниях современников;

— обсуждение услышанного;

— чтение стихотворения;

— чтение стихотворений;

— чтение стихотворения, обсуждение текста;

— ответы на вопросы;

— обсуждение;

— прослушивание романса;

— прослушивание романса;

— чтение стихотворения с последующим разбором;

— чтение стихотворений с последующим разбором;

— обсуждение;

4. Подведение итогов:

— формулировка выводов;

— прослушивание романса;

5. Домашнее задание.

Марина Ивановна Цветаева – одна из самых противоречивых и трагических фигур ХХ века. Споры вокруг ее личности не утихали при жизни, не утихли они и после ее смерти. Современница Цветаевой, Нина Берберова, на страницах своей автобиографии «Курсив мой» дает ей такую оценку (раздаточный материал перед Вами): Приложение 1. Какие факты биографии получают наиболее противоречивую оценку у Н. Берберовой? [Смерть первой дочери Ирины от голода, увлечение Белой армией, одиночество, отщепенство, самоубийство].

Сегодня на уроке мы попытаемся понять судьбу и сложнейший поэтический мир М.И.Цветаевой. И в ходе урока заполним таблицу: «Жизнь и творчество Марины Цветаевой».

Мы с Вами до урока посмотрели документальный биографический фильм о жизни Марины Цветаевой «Страсти по Марине», где дана художественная реконструкция жизни и судьбы Поэта.

Скажите, каким человеком и поэтом предстала перед вами Марина Цветаева после просмотра фильма? Ваше первое впечатление? (Ответы учащихся).

Обратимся к стихотворениям разных лет М.И.Цветаевой и подумаем, что объединяет все эти стихотворения? Приложение 2 + аудиозапись Д. Арбениной и Е. Фроловой.

Читаем тексты «Молитва», 1909 г. (читают вслух); «Идёшь, на меня похожий…», 1913 г. (читают вслух); «Уж сколько их упало в эту бездну…», 1913г. (в исполнении Д. Арбениной – слушают); «С большою нежностью, потому…», 1915 г. (читают вслух); «Знаю, умру на заре!», 1920 г. (читают вслух); «Не хочу ни любви, ни почестей…», 1920 г. (в исполнении Е. Фроловой),

Что объединяет услышанные вами стихотворения? Какой вам кажется лирическая героиня в них? (Мотив смерти. Но Цветаева не боится ее. Она сознательно шла к гибели через всю жизнь).

Закономерно возникает вопрос, почему в разные годы поэт М.И.Цветаева обращается к мотиву смерти? Не было ли это её мироощущением? Обратимся к портретам-фотографиям автора прозвучавших строк. Приложение 3. Что вы можете сказать об этом человеке? Может быть, какие-то детали особенно выделяются в чертах её лица? (Глаза)

А теперь послушаем воспоминания современников, близких людей поэта, какой человек – Марина Цветаева предстаёт перед вами в них? (Сообщения учащихся: Анна Ахматова, Константин Бальмонт, Надежда Мандельштам, Ирина Одоевцева, Лидия Чуковская). Приложение 4.

  • Ахматова А. «Цветаева» (Воспоминания-размышления, 1959)

  • Бальмонт К. «Марина Цветаева» (Вступительная статья к подборке стихов М.Ц. в «Современных записках», 1921)

  • Мандельштам Н. «Старые друзья» (Рассказ из книги воспоминаний «Вторая книга», 1922)

  • Одоевцева И. Из книги «На берегах Сены»

  • Чуковская Л. «Предсмертие» (Воспоминания Лидии Чуковской о знакомстве с М.Ц. в Чистополе и о ее смерти, 1981). (Сообщения учащихся)

Что вы теперь можете сказать о М.Цветаевой, как утверждается образ трагического поэта в вашем представлении? (Учащиеся замечают противоречивость воспоминаний современников, отмечают трагическую обреченность поэта).

Итак, противоречие внутреннее и противоречие с миром, неуспокоенность, несогласие с мирскими радостями, стремление к другим далям – вот основа характера поэта.

Прочитаем стихотворение «Душа и имя», 1911 – 1912 г. Приложение 5. Подберите синонимы к слову «морская» (значение имени поэта). (Неземная, возвышенная, свободная)

Разной, противоречивой, но в то же время устремлённой натурой предстаёт перед нами поэт Марина Цветаева. Попробуем понять истоки этого сложного характера и трагичности судьбы и творчества. И начнем – с начала всех начал – детства поэта.

Каким был мир детства М.Цветаевой? (будущий поэт росла вне реальности, её мир – книги).

Послушаем стихотворение «Книги в красном переплёте» (чтение наизусть 1-м учащимся), подумайте, какие эпитеты вы подобрали бы, характеризуя мир детства лирической героини? (Приложение 6). (Романтический, фантастический, нереальный).

В 17 лет юная Марина пишет стихотворение «Молитва». Послушайте его еще раз, а затем поработайте с текстом, ответив на вопросы (у всех есть на столах). Приложение 2.

— Какими желаниями полна лирическая героиня этого стихотворения? Как называет она своё детство? (Почему, любя свой мир, она просит о смерти в 17 лет? (1.«Всего хочу: с душой цыгана / Идти под песни на разбой, / За всех страдать под звук органа / и амазонкой мчаться в бой; / Гадать по звездам в черной башне, / Вести детей вперед, сквозь тень… / Чтоб был легендой — день вчерашний, / Чтоб был безумьем — каждый день»; 2. «Детство лучше сказки»; 3. «О, дай мне умереть, покуда /Вся жизнь как книга для меня»).

Неизвестность взрослой жизни пугает её. Что ждёт её там? (Учащиеся сообщают сведения, связанные с замужеством и смертью младшей дочери поэта Ирины).

С этим периодом связано стихотворение «Две руки, легко опущенные…», 1920 г. Приложение 7. Прочитайте его, подумайте над вопросами:

  • какие чувства переполняют душу лирической героини стихотворения?

  • какими качествами должна она обладать, чтобы справиться с этими чувствами? (Ответы учащихся)

  • Мужества и стойкости придётся набраться молодому поэту, потому что, кроме жизненных трагедий, её ждут трагедии творческие.

Помимо мужества и стойкости М.И.Цветаева обладала и другими качествами характера, которые ценила и в других людях. Внимательно вчитайтесь в слова следующего стихотворения, оно поможет вам дать ответ. Стихотворение «Я с вызовом ношу его кольцо…». Приложение 8. Какие качества человека, в данном случае мужчины, ценит М Цветаева в людях? (Рыцарство, благородство, честь, смелость…)

Это стихотворение перекликается и с другим, вошедшим в современное кино, как гимн этим мужским качествам, давайте послушаем его (звучит романс из кинофильма «О бедном гусаре замолвите слово» – «Генералам Двенадцатого Года» – романс Настеньки Бубенцовой из к/ф «О бедном гусаре замолвите слово», 1980, муз А.Петрова, стихи М.Цветаевой, исп. И. Мазуркевич. Приложение 9.

Итак, верная идеалам чести, М.И.Цветаева – офицерская жена, ничего не знавшая о муже с 1917 по 1921 гг., потерявшая дочь, безусловно, обладала мужеством, силой духа и ещё одним качеством, без которого человек в подобных обстоятельствах мог бы озлобиться на весь мир, на весь белый свет. А вот какое это качество, ответите вы, прослушав стихотворение из цикла «Подруга», посвященного Софье Парнок «Хочу у зеркала, где муть…» в исполнении А. Пугачевой (к/ф «Ирония судьбы, или с легким паром»). Приложение 10. (Благородство, всепрощение)

В мае 1922 г. произойдёт долгожданное соединение М.Цветаевой и её мужа за границей. Но как встретит её русская эмиграция, какую позицию поэта и человека придётся занять Марине Ивановне? (Отстранена, одинока, отвергнута…)

В начале 30-х годов С.Я. Эфрон подал прошение о получении советского паспорта, условием его получения было поставлено сотрудничество с органами НКВД. Эмиграция окончательно порывает с женой «агента Москвы». Муж её уезжает на Родину, вновь разрыв с ним, который был для неё примером верности своим идеям, чести белогвардейского офицера. И вдруг – НКВД. Это не могло не сказаться на её душевном равновесии. Но она, далёкая от политики, как всегда просто разделяет долю своего мужа, своей семьи. Именно в этот период, в 1934 г., появляются стихи, звучащие с новой силой.

Однако она верна себе и своим поэтическим принципам

Обратимся к стихотворению «Вскрыла жилы…» (Приложение 11), подумайте над вопросами:

  • С чем сравнивается творческий акт в стихотворении?

  • Как раскрывается идея сосуществования времён (прошлого и будущего)?

  • При помощи каких средств достигается эмоциональное напряжение?

  • Какие три понятия, связанные с жизнью художника, соединены в этом стихотворении?

  • Какое основное противостояние вновь подчёркивает поэт?

  • Каким человеком предстаёт перед вами М.Цветаева в данном тексте? (Непримиримая, сильная, борющаяся)

Смысл жизни Цветаевой не только в поэзии, а в стремлении жить ради близких людей. Марина Ивановна вновь жертвует собой. Если муж в России, что ей делать за границей?

Прочитайте стихотворения «Лучина», 1931 г. и «Родина», 1932 г. Какими едиными чувствами наполнены они? Приложение 12. (Тоска по Родине)

Какие новые качества человека М.Цветаевой раскрываются в них? (Искренность, патриотизм, национальная гордость…)

Но такая ли Россия ждёт по возвращении поэта? В 1939 г. Цветаева возвращается в Россию. Ее жизнь трагически обрывается в 1941 г. в Елабуге.

Дополните записи, ответьте на логическое задание урока: что же определило трагичность судьбы и творчества М.И.Цветаевой?

(Время, эпоха, характер поэта)

Иными словами, то самое отсутствие воздуха, «эпоха безвременья», которое убило Пушкина и Блока, ее любимых поэтов. Когда Б.Л.Пастернак узнал о возвращении М.И. в Россию, он сказал: «Зря она вернулась, не ко времени, — а потом подумал и добавил, — а когда же будет время в наше безвременье?»

Характер и человеческие принципы М.Цветаевой также повлияли на трагичность её судьбы. Давайте вспомним, какие это качества (чтение верхних граф таблицы). Скажите, кому должны быть присущи такие качества?

(Это мужские качества)

М.И.Белкина, автор книги «Скрещение судеб», посвященной Цветаевой, писала: «Она была наделена огромным талантом поэта, именно поэта. Но этот талант господь вложил в хрупкую оболочку, и эта оболочка не выдержала».

Звучит романс на слова ст. М.Цветаевой «Знаю, умру на заре…».

Мы продолжим работу по анализу произведений М.И.Цветаевой на следующем уроке.

Домашнее задание: написать эссе на тему:

  • Письмо поэту. «Тебе – через 100 лет…».

  • «Есть в мире лишние, добавочные…»: М.И.Цветаева – трагический избранник времени.

Слушают, записывают тему урока.

Работа с фрагментом воспоминаний Н. Берберовой.

Ответы на вопросы.

Читают. Слушают аудиозаписи на стихи поэта.

Ответы на вопросы. Разбор прочитанного / услышанного.

Ответ на вопрос.

Сообщения учащихся.

Ответ на вопрос.

Чтение стихотворения.

Ответ на вопрос, обсуждение, чтение стихотворения.

Ответ на вопрос, обсуждение, чтение стихотворения.

Чтение стихотворения. Обсуждение текста.

Ответы на вопросы.

Обсуждение. Вопросы.

Ответы на вопросы.

Слушают романс.

Слушают романс.

Читают текст.

Обсуждение.

Ответы на вопросы.

Читают тексты.

Обсуждение.

Ответы на вопросы

Ответы на вопросы.

Размышления. Ответы на вопросы.

Слушают романс.

Запись д/з.

Использованная литература:

  1. Белкина М. Скрещение судеб. – М., 1988.

  2. Кудрова И. Версты, дали… Марина Цветаева: 1922 – 1939. – М.,1991.

  3. Лосская В. Марина Цветаева в жизни. – Нью-Йорк, 1989.

  4. Мациевски З. Многоплановость любовной лирики Марины Цветаевой. – Lublin, 1984.

  5. Файлер Л. Марина Цветаева. – Ростов-на-Дону, 1998.

  6. Федосеева Л. Марина Цветаева. Путь в вечность. – М., 1992.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here