Урок литературы в 11 классе по творчеству Н.А.Заболоцкого
разработан Алексеевой Л.В., учителем МБОУ СОШ №5
г. Кашина Тверской области.
Тема урока: « А что есть красота….»(Жизнь и творчество Н.А.Заболоцкого).
Цель урока: раскрыть своеобразие творческой индивидуальности поэта, его идейные искания; помочь обучающимся определить характерную черту жизненной позиции Н.А.Заболоцкого как личности; продолжить работу, направленную на развитие монологической речи, выразительного чтения обучающихся, совершенствовать навык анализа лирического стихотворения
Оборудование: портрет Н.А.Заболоцкого, сборники стихов.
Используемые образовательные технологии: личностно-ориентированного, проблемного, диалогового обучения ,ИКТ; формы: коллективная, групповая;
методы: частично-поисковые, исследовательские, проблемно-сообщающие, наблюдение, а также такие типы отношений, как субъект — субъектные.
Ход урока.
На доске:
«Первый Заболоцкий» — 1926-1933.
«Второй Заболоцкий»- 1933-1938.
1938-1946
«Третий Заболоцкий»-1946-1948.
«Четвертый Заболоцкий»-1948-1958.
I. Вступительное слово.
«Рукописи не горят»,- говорит М.Булгаков.
«Всякая рукопись беззащитна»,- пишет М.Цветаева.
В каждом утверждении своя правда: рукописи не горят в Вечности и беззащитны в земном обиходе, ибо теряют первозданную свежесть и изначальный смысл.
Мы произносим имя поэта Н.А.Заболоцкого и сразу же вспоминаем:
Не позволяй душе лениться!
Чтоб в ступе воду не толочь,
Душа обязана трудиться
И день и ночь, и день и ночь!..
Слова кажутся обычным нравоучением, хотя авторское «ты»обращено не к читателю,
а к самому себе. Или вот еще :
А если это так, то что есть красота
И почему ее обожествляют люди?
Сосуд она , в котором пустота,
Или огонь, мерцающий в сосуде?
Так заканчивается стихотворение «Некрасивая девочка» , где звучит по-гамлетовски вечный вопрос: «Что есть красота?» Именно эти строки являются темой нашего урока.
Сообщение целей урока.
В ходе нашего занятия мы должны ответить на два вопроса:
-Что есть красота для Н.Заболоцкого?
-Есть ли стержневое , сквозное (заветное)слово, слово-ключ в лирике поэта?
Но прежде чем обратимся к творчеству Заболоцкого, мы познакомимся с личностью поэта.
Презентация. «Жизненные грани Н.А.Заболоцкого».(Подготовленный ученик).
Вопрос по презентации:
-Каким предстал перед вами поэт?
II. Работа в группах.
1 группа. Стихотворение «Бетховен».
Выразительное чтение стихотворения.
-О чем оно?
Прочитайте строки, в которых заключается основная мысль?
Откройся, мысль!
Стань музыкою слово,
Ударь в сердца,
Чтоб мир торжествовал!
-Как вы их понимаете ? Какие изобразительно-выразительные средства использует автор?
Вывод : «стань музыкою слово»- это заповедь Н.Заболоцкого. Поэт писал: «Сочетания труднопроизносимые, где слова трутся друг о друга, мешают друг другу, толкаются и наступают на ноги, малопригодны для поэзии. Слова должны обнимать, ласкать друг друга, образовывать живые гирлянды и хороводы, они должны петь, трубить и плакать, они должны перекликаться друг с другом, подмигивать, подавать тайные знаки, назначать свидания и дуэли».
Таким образом, уже в этом стихотворении поэт размышляет о красоте слова.
2 группа. Стремление разгадать тайну красоты и ответить на вопрос: «Что есть красота и почему ее обожествляют люди?» — заставляет поэта создать такое неповторимое и удивительное стихотворение «Некрасивая девочка»(1955 г.)
Это стихотворение вызвало бурю споров, совершенно противоположные суждения, что в нем «утерян» и , наоборот, найден секрет поэтического вдохновения. И опять Заболоцкий нас удивляет и заставляет задуматься над этим вечным вопросом:
-Что есть красота?
Вспомните, кому принадлежат эти строки:
-«Красота! А ты молись Богу, чтоб отнял красоту-то. Красота-то ведь погибель наша. Себя погубишь, людей соблазнишь, вот тогда и радуйся красоте-то своей…В омут лучше с красотой-то!»(А.Н.Островский «Гроза»,реплика сумасшедшей барыни).
И диаметрально противоположное загадочное утверждение: «Красота спасет мир!» (Ф.М.Достоевский).
Чтение наизусть стихотворения.
Сколько частей можно выделить в стихотворении?(2)
Какое художественное средство лежит в основе первой части?
Какую основную мысль пытается донести автор? («бедная дурнушка» в сердце которой, однако, живет «чужая радость так же, как своя»…
-А вторая часть? (Авторское размышление по поводу увиденного, убежденность в силе и красоте человеческой души, в том, что с нами происходит чудо: ведь хотя мы и помним «некрасивость» девочки ( портрет) , но все-таки любуемся ею, потому что поэт дал нам разглядеть драгоценный огонь, таящийся в этом крохотном существе. «Ни тени зависти, ни умысла худого», « ей все на свете так безмерно ново, так живо все, что для других мертво!»
-Какую сокровенную мысль доносит до нас автор? («Младенческую грацию души, охваченную счастьем бытия»).
-Кто еще из классиков русской литературы утверждал, что пусть человек внешне не привлекателен, но он наделен богатым внутренним миром? ( Л .Н.Толстой «Война и мир», Наташа Ростова).
-А Элен Курагина?
-Докажите. Приведите примеры, вспомнив текст.
Вывод: истинная человеческая красота- в богатом внутреннем мире, в открытости, в душевной силе.
3 группа. Обратимся к стихотворениям «Старость» и «Завещание».
Выразительное чтение стихотворения «Старость».
Для строителя материалом является камень, для поэта — слово.
-Назовите слово-ключ этого стихотворения. (Тепло души).
Вывод учителя : и это тепло души сохранилось в самом поэте до конца жизни, он никогда не изменял самому себе. С молодых лет он очень взыскательно относился к своим произведениям, скрупулезно работал над каждым из них. Это упорство и труд спасали в трудные минуты жизни, поэт «никогда не позволял душе лениться!»
Выразительное чтение стихотворения «Завещание».
-Чем удивило стихотворение?
-В чем видит смысл жизни автор?
Какая философская мысль определяет содержание этого стихотворения?
(Лейтмотивом этого стихотворения является утверждение вечно живого, прекрасного, многоцветного, сияющего мира. Именно в нем сохраняется «живая душа», ум, мысли, сознание человека, который трудился день и ночь, прожил нелегкую жизнь и умер в возрасте 55лет, так и не застав то время, когда его поэзия стала издаваться, переводиться. Именно он имел полное право написать:
О, я недаром в этом мире жил!
И сладко мне стремиться из потемок,
Чтоб, взяв меня в ладонь, ты, дальний мой потомок,
Доделал то, что я не довершил.
III. Заключительное слово.
Вот мы и подошли к финалу разговора о творчестве Н.Заболоцкого.но мне бы хотелось, чтобы вы подумали и дали ответ на второй вопрос нашего урока:
-Какое же оно, заветное слово поэта? (ДУША).
Люди, как известно, делятся на «поэтов» и на «непоэтов». Для «поэтов» жизнь-творчество по законам красоты, чести и совести. Таким и является творчество Н.А.Заболоцкого.
IV.На протяжении всего урока мы пытались выяснить, что же есть красота в понимании Заболоцкого, и поэтому в качестве итога я хочу предложить вам творческую работу-сочинение-миниатюру-«А что есть красота…»(Как вы понимаете смысл данных слов?)
V. Домашнее задание.
1.Выучить понравившееся стихотворение Н.А.Заболоцкого.
2.Письменный ответ на вопрос : «Над чем меня заставил задуматься Н.Заболоцкий?»