Урок литературы в 11 классе по творчеству Н.А.Заболоцкого

разработан Алексеевой Л.В., учителем МБОУ СОШ №5

г. Кашина Тверской области.

Тема урока: « А что есть красота….»(Жизнь и творчество Н.А.Заболоцкого).

Цель урока: раскрыть своеобразие творческой индивидуальности поэта, его идейные искания; помочь обучающимся определить характерную черту жизненной позиции Н.А.Заболоцкого как личности; продолжить работу, направленную на развитие монологической речи, выразительного чтения обучающихся, совершенствовать навык анализа лирического стихотворения

Оборудование: портрет Н.А.Заболоцкого, сборники стихов.

Используемые образовательные технологии: личностно-ориентированного, проблемного, диалогового обучения ,ИКТ; формы: коллективная, групповая;

методы: частично-поисковые, исследовательские, проблемно-сообщающие, наблюдение, а также такие типы отношений, как субъект — субъектные.

Ход урока.

На доске:

«Первый Заболоцкий» — 1926-1933.

«Второй Заболоцкий»- 1933-1938.

1938-1946

«Третий Заболоцкий»-1946-1948.

«Четвертый Заболоцкий»-1948-1958.

I. Вступительное слово.

«Рукописи не горят»,- говорит М.Булгаков.

«Всякая рукопись беззащитна»,- пишет М.Цветаева.

В каждом утверждении своя правда: рукописи не горят в Вечности и беззащитны в земном обиходе, ибо теряют первозданную свежесть и изначальный смысл.

Мы произносим имя поэта Н.А.Заболоцкого и сразу же вспоминаем:

Не позволяй душе лениться!

Чтоб в ступе воду не толочь,

Душа обязана трудиться

И день и ночь, и день и ночь!..

Слова кажутся обычным нравоучением, хотя авторское «ты»обращено не к читателю,

а к самому себе. Или вот еще :

А если это так, то что есть красота

И почему ее обожествляют люди?

Сосуд она , в котором пустота,

Или огонь, мерцающий в сосуде?

Так заканчивается стихотворение «Некрасивая девочка» , где звучит по-гамлетовски вечный вопрос: «Что есть красота?» Именно эти строки являются темой нашего урока.

Сообщение целей урока.

В ходе нашего занятия мы должны ответить на два вопроса:

-Что есть красота для Н.Заболоцкого?

-Есть ли стержневое , сквозное (заветное)слово, слово-ключ в лирике поэта?

Но прежде чем обратимся к творчеству Заболоцкого, мы познакомимся с личностью поэта.

Презентация. «Жизненные грани Н.А.Заболоцкого».(Подготовленный ученик).

Вопрос по презентации:

-Каким предстал перед вами поэт?

II. Работа в группах.

1 группа. Стихотворение «Бетховен».

Выразительное чтение стихотворения.

-О чем оно?

Прочитайте строки, в которых заключается основная мысль?

Откройся, мысль!

Стань музыкою слово,

Ударь в сердца,

Чтоб мир торжествовал!

-Как вы их понимаете ? Какие изобразительно-выразительные средства использует автор?

Вывод : «стань музыкою слово»- это заповедь Н.Заболоцкого. Поэт писал: «Сочетания труднопроизносимые, где слова трутся друг о друга, мешают друг другу, толкаются и наступают на ноги, малопригодны для поэзии. Слова должны обнимать, ласкать друг друга, образовывать живые гирлянды и хороводы, они должны петь, трубить и плакать, они должны перекликаться друг с другом, подмигивать, подавать тайные знаки, назначать свидания и дуэли».

Таким образом, уже в этом стихотворении поэт размышляет о красоте слова.

2 группа. Стремление разгадать тайну красоты и ответить на вопрос: «Что есть красота и почему ее обожествляют люди?» — заставляет поэта создать такое неповторимое и удивительное стихотворение «Некрасивая девочка»(1955 г.)

Это стихотворение вызвало бурю споров, совершенно противоположные суждения, что в нем «утерян» и , наоборот, найден секрет поэтического вдохновения. И опять Заболоцкий нас удивляет и заставляет задуматься над этим вечным вопросом:

-Что есть красота?

Вспомните, кому принадлежат эти строки:

-«Красота! А ты молись Богу, чтоб отнял красоту-то. Красота-то ведь погибель наша. Себя погубишь, людей соблазнишь, вот тогда и радуйся красоте-то своей…В омут лучше с красотой-то!»(А.Н.Островский «Гроза»,реплика сумасшедшей барыни).

И диаметрально противоположное загадочное утверждение: «Красота спасет мир!» (Ф.М.Достоевский).

Чтение наизусть стихотворения.

Сколько частей можно выделить в стихотворении?(2)

Какое художественное средство лежит в основе первой части?

Какую основную мысль пытается донести автор? («бедная дурнушка» в сердце которой, однако, живет «чужая радость так же, как своя»…

-А вторая часть? (Авторское размышление по поводу увиденного, убежденность в силе и красоте человеческой души, в том, что с нами происходит чудо: ведь хотя мы и помним «некрасивость» девочки ( портрет) , но все-таки любуемся ею, потому что поэт дал нам разглядеть драгоценный огонь, таящийся в этом крохотном существе. «Ни тени зависти, ни умысла худого», « ей все на свете так безмерно ново, так живо все, что для других мертво!»

-Какую сокровенную мысль доносит до нас автор? («Младенческую грацию души, охваченную счастьем бытия»).

-Кто еще из классиков русской литературы утверждал, что пусть человек внешне не привлекателен, но он наделен богатым внутренним миром? ( Л .Н.Толстой «Война и мир», Наташа Ростова).

-А Элен Курагина?

-Докажите. Приведите примеры, вспомнив текст.

Вывод: истинная человеческая красота- в богатом внутреннем мире, в открытости, в душевной силе.

3 группа. Обратимся к стихотворениям «Старость» и «Завещание».

Выразительное чтение стихотворения «Старость».

Для строителя материалом является камень, для поэта — слово.

-Назовите слово-ключ этого стихотворения. (Тепло души).

Вывод учителя : и это тепло души сохранилось в самом поэте до конца жизни, он никогда не изменял самому себе. С молодых лет он очень взыскательно относился к своим произведениям, скрупулезно работал над каждым из них. Это упорство и труд спасали в трудные минуты жизни, поэт «никогда не позволял душе лениться!»

Выразительное чтение стихотворения «Завещание».

-Чем удивило стихотворение?

-В чем видит смысл жизни автор?

Какая философская мысль определяет содержание этого стихотворения?

(Лейтмотивом этого стихотворения является утверждение вечно живого, прекрасного, многоцветного, сияющего мира. Именно в нем сохраняется «живая душа», ум, мысли, сознание человека, который трудился день и ночь, прожил нелегкую жизнь и умер в возрасте 55лет, так и не застав то время, когда его поэзия стала издаваться, переводиться. Именно он имел полное право написать:

О, я недаром в этом мире жил!

И сладко мне стремиться из потемок,

Чтоб, взяв меня в ладонь, ты, дальний мой потомок,

Доделал то, что я не довершил.

III. Заключительное слово.

Вот мы и подошли к финалу разговора о творчестве Н.Заболоцкого.но мне бы хотелось, чтобы вы подумали и дали ответ на второй вопрос нашего урока:

-Какое же оно, заветное слово поэта? (ДУША).

Люди, как известно, делятся на «поэтов» и на «непоэтов». Для «поэтов» жизнь-творчество по законам красоты, чести и совести. Таким и является творчество Н.А.Заболоцкого.

IV.На протяжении всего урока мы пытались выяснить, что же есть красота в понимании Заболоцкого, и поэтому в качестве итога я хочу предложить вам творческую работу-сочинение-миниатюру-«А что есть красота…»(Как вы понимаете смысл данных слов?)

V. Домашнее задание.

1.Выучить понравившееся стихотворение Н.А.Заболоцкого.

2.Письменный ответ на вопрос : «Над чем меня заставил задуматься Н.Заболоцкий?»

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here