Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №110»
Конспект урока по литературе в 11 классе
Нравственно-философские проблемы в повести В.Распутина
«Последний срок»
подготовила
учитель русского языка и литературы
Ткаченко Светлана Геннадьевна
г. Новокузнецк
201
Нравственно-философские проблемы в повести В.Распутина «Последний срок»
Цели:
-
Осмысление нравственных проблем современной действительности на основе анализа содержания повести В.Распутина «Последний срок».
-
Установление связей содержания прочитанного произведения с истоками жизни писателя, его наблюдениями, заботами и устремлениями.
-
Показать нравственное величие русской женщины.
Оборудование: иллюстрации к произведению, портрет писателя, текст .Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Методический инструментарий | Ориентиры развития | |
«Столь пристального внимания именно к нравственным истокам характера человека деревни литература еще не знала… Сегодня идет речь об изменении всего облика крестьянской России, с которой прочно связаны наши духовные, этические, эстетические ценности.. Исследуются проблемы не просто деревенские, но проблемы нашего национального развития, наших исторических судеб» (Ф.Л. Абрамов)
Художественный мир Распутина — деревня, дом, семья, человек. Нравственный императив определяется природным — и в этом смысле — народным началом. Трагедия — в разрыве с национальными корнями. -Какие эпизоды, сцены, диалоги, на ваш взгляд, наиболее полно раскрывают сущность детей старухи Анны. (Неестественные причитания Варвары, шитье Люсей черного платья, покупка братьями водки «пока не поздно», разговор братьев в бане.) — Как раскрываются герои в мелких ссорах и столкновениях? — Что мешает им понять и услышать друг друга. — Как в ссорах детей проявляется их отношение к матери? — В чем видит автор главную причину нравственного упадка? (утрата душевной связи человека со своими корнями) — Какую роль играет встреча и разговор Анны с Миронихой? — Что ценит автор в этих женщинах? — Какую роль играет природа в раскрытии образа Анны? Прокомментируйте мысли Анны о жизни в IX и X гл. — Какую мудрость смогла постичь эта неграмотная женщина?
— Что становится в повести мерилом человечности и нравственным эталоном? Сила характеров любимых героев Распутина — в мудрости, в народном понимании, народной нравственности. Такие люди задают тон духовной жизни народа.
Д.З. Подготовка к сочинению 1) Смысл названной проблемы Распутина. 2) Нравственные проблемы в произведениях современных писателей. 3) Природа и человек в произведениях современных писателей. | Слово учителя
Индивидуальная работа Сообщение «Художественный мир Распутина»
Аналитическая работа с текстом.
Фронтальная беседа.
Индивидуальная работа Сообщение « Образ Анны, ее внутренний мир»
Фронтальная беседа.
Комментарий 9 и 10 глав.
Итоговый вопрос
Заключительное слово учителя
Информация о дом. задании.. |
Развитие монологической речи
Развитие внимания
Развитие логического внимания
Развитие речи
Развитие аналогического мышления
Развитие монологической речи.
Рефлексия. |
Список используемой литературы.
1. Маранцман, В. Г. Литературное развитие школьников в кн.: Методика преподавания литературы /Под ред. Богдановой, О.Ю и Маранцмана, О.Г.. Пособие для студентов и преподавателей в 2-х частях. — М.: Просвещение, Владос. — 1995. — Ч. I — С.106-107.
2. Молдавская, Н.Д. Литературное развитие школьников в процессе обучения. — М., Просвещение, 1976.
3. Рыбникова, М.А. Очерки по методике литературного чтения. — Изд. 3-е. — М.: Просвещение, 1963.
4. Программа по литературе для общеобразовательных учреждений Министерства образования и науки РФ «Литература. 5-11 классы» под редакцией В.Я. Коровиной.- М.:
Просвещение, 2009. (профильный уровень).
5. Журавлева, В.П. Уроки литературы 11кл.; Книга для учителя.- М.: Просвещение,2004.