Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №110»

Конспект урока по литературе в 11 классе

Нравственно-философские проблемы в повести В.Распутина

«Последний срок»

подготовила

учитель русского языка и литературы

Ткаченко Светлана Геннадьевна

г. Новокузнецк

201

Нравственно-философские проблемы в повести В.Распутина «Последний срок»

Цели:

  1. Осмысление нравственных проблем современной действительности на основе анализа содержания повести В.Распутина «Последний срок».

  2. Установление связей содержания прочитанного произведения с истоками жизни писателя, его наблюдениями, заботами и устремлениями.

  3. Показать нравственное величие русской женщины.

Оборудование: иллюстрации к произведению, портрет писателя, текст .Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Содержание урока

Методический инструментарий

Ориентиры развития

«Столь пристального внимания именно к нравственным истокам характера человека деревни литература еще не знала… Сегодня идет речь об изменении всего облика крестьянской России, с которой прочно связаны наши духовные, этические, эстетические ценности..

Исследуются проблемы не просто деревенские, но проблемы нашего национального развития, наших исторических судеб»

(Ф.Л. Абрамов)

Художественный мир Распутина — деревня, дом, семья, человек. Нравственный императив определяется природным — и в этом смысле — народным началом. Трагедия — в разрыве с национальными корнями.

-Какие эпизоды, сцены, диалоги, на ваш взгляд, наиболее полно раскрывают сущность детей старухи Анны. (Неестественные причитания Варвары, шитье Люсей черного платья, покупка братьями водки «пока не поздно», разговор братьев в

бане.)

— Как раскрываются герои в мелких ссорах и столкновениях?

— Что мешает им понять и услышать друг друга.

— Как в ссорах детей проявляется их отношение к матери?

— В чем видит автор главную причину нравственного упадка? (утрата душевной связи человека со своими корнями)

— Какую роль играет встреча и разговор Анны с Миронихой?

— Что ценит автор в этих женщинах?

— Какую роль играет природа в раскрытии образа Анны? Прокомментируйте мысли Анны о жизни в IX и X гл.

— Какую мудрость смогла постичь эта неграмотная женщина?

— Что становится в повести мерилом человечности и нравственным эталоном?

Сила характеров любимых героев Распутина — в мудрости, в народном понимании, народной нравственности. Такие люди задают тон духовной жизни народа.

Д.З. Подготовка к сочинению

1) Смысл названной проблемы Распутина.

2) Нравственные проблемы в произведениях современных писателей.

3) Природа и человек в произведениях современных писателей.

Слово учителя

Индивидуальная работа

Сообщение

«Художественный мир Распутина»

Аналитическая работа с текстом.

Фронтальная беседа.

Индивидуальная работа

Сообщение « Образ Анны, ее внутренний мир»

Фронтальная беседа.

Комментарий 9 и 10 глав.

Итоговый вопрос

Заключительное слово учителя

Информация о дом. задании..

Развитие монологической речи

Развитие внимания

Развитие логического внимания

Развитие речи

Развитие аналогического мышления

Развитие монологической речи.

Рефлексия.

Список используемой литературы.

1. Маранцман, В. Г. Литературное развитие школьников в кн.: Методика преподавания литературы /Под ред. Богдановой, О.Ю и Маранцмана, О.Г.. Пособие для сту­дентов и преподавателей в 2-х частях. — М.: Просве­щение, Владос. — 1995. — Ч. I — С.106-107.

2. Молдавская, Н.Д. Литературное развитие школьников в процессе обучения. — М., Просве­щение, 1976.

3. Рыбникова, М.А. Очерки по методике литературного чтения. — Изд. 3-е. — М.: Просве­щение, 1963.

4. Программа по литературе для общеобразовательных учреждений Министерства образования и науки РФ «Литература. 5-11 классы» под редакцией В.Я. Коровиной.- М.:

Просвещение, 2009. (профильный уровень).

5. Журавлева, В.П. Уроки литературы 11кл.; Книга для учителя.- М.: Просве­щение,2004.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here