Логопедическое занятие в 3 классе

Тема: «Дифференциация звуков Ч и Щ»

Цели и задачи:

1.Познакомить детей со звуками Ч и Щ и их сравнительной характеристикой.

2.Учить дифференцировать звуки Ч и Щ в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях.

3.Развивать навыки звуко-буквенного анализа и синтеза.

4.Закрепить знания норм орфографии (ча-ща, чу-щу).

5.Закрепить навыки словообразования при помощи суффиксов.

6.Закрепить навыки согласования прилагательных с существительными в словосочетаниях и предложениях.

7.Развивать зрительную память, внимание и восприятие.

Оборудование: проектор, слайды, раздаточный материал.

Ход занятия

I Оргмомент

Слайд № 1(ряды слов)

1.Посмотрите на ряды слов и выделите лишнее слово.

Объясните ,почему оно лишнее.

-бельчонок, зайчонок, щенок (домашнее животное)

-зонтик, летчик, домик (одуш. предмет)

2.Знакомство с темой занятия.

Назовите «лишние» слова и определите парные шипящие согласные.

Слайд № 2 «Дифференциация звуков Ч – Щ.»

II Основная часть.

1.Произнесите звук Ч произнесите звук Щ

2.Сравнительная характеристика звуков.

Слайд № 3

Ч- согласный, глухой, только мягкий, состоит из 2х звуков (Т+Ш)

Щ- согласный, глухой, только мягкий, простой.

3.Сейчас мы поиграем в игру «Хлопки»

Если услышите звуки Ч или Щ- хлопайте.

Ч ш щ т ть к ц щ ш ч

В слогах- ча що та ач ща

В словах- чай цифра шить щит шутить

4.Дифференциация Ч – Щ в слогах.

Знакомство с героем занятия.

Живет в пещере чудовище

Хранит в лапищах сокровище

Охраняет свое жилище

Пробираться надо тише.

Слайд № 4 (пещера)

Мы отправимся в страшную и темную пещеру.

Здесь живет заколдованное чудовище.

Оно держит у себя в пещере много слов со звуками Ч и Щ

Мы должны освободить эти слова и расколдовать чудовище.

Посмотрите перед нами препятствие- дремучий лес.

Слайд № 5 (дремучий лес)

Пробираться через лес будем двумя группами.

Первая группа назовет слоги со звуком Ч.

Вторая – со звуком Щ.

Запишите слоги в два столбика и подчеркните «наши» звуки.

5. Работа со словами-паронимами

Пробираясь по лесу мы увидели избушку.

Слайд № 6(избушка )

Эта избушка волшебная.

Все слова входящие в нее превращаются в другое с парным согласным.

Слайд № 7(см.ниже)

Прочитайте слова и поменяйте букву Ч на Щ или наоборот. Запишите слова парами.

Щетки помочь

Щадит плач

6.Развитие слогового анализа и синтеза.

Мы миновали дремучий лес, а впереди непроходимое болото.

Слайд № 8 (болото)

Дальше дороги нет, будем двигаться по кочкам-слогам.

Сначала я проверю умеете ли вы прыгать через кочки.

7 Физкультминутка

Вот кочки , а вокруг болото. Нужно перепрыгнуть с кочки на кочку.

А сейчас вы получите кочки-слоги и составите из слогов слова. В каждом слове должен быть звук Ч или Щ.

Слоги :пи ща ту ча ку ча ро ща да ча кри чу

Запишем слова на доске и в тетради.

Мы удачно перебрались через болото и теперь спешим дальше.

8 Развитие логического мышления.

Вот перед нами высокие горы.

Слайд № 9( горы)

Как же можно перебраться через них?

Чтобы через них перебраться нужно разгадать загадочные надписи похожие на математические примеры.

Света – та + ча (свеча)

Щу+ рука -ру (щука)

Роща -ро +вель (щавель)

9 Закрепление навыков словообразования при помощи суффиксов.

Вы отлично решили все примеры, и перед нами появился ковер самолет.

На ковре самолете мы подобрались к пещере. Но вход завален огромными камнями.

Слайд № 10 (пещера с камнем)

Здесь живет чудовище. Давайте откроем вход . Нужно изменить слова по образцу.

Слайд № 11

Червяк-червячок

Чердак кулак

знак черпак

Давайте запишем получившиеся слова в тетрадь и выделим суффикс ЧОК. Придумайте свой пример.

10 Закрепление знаний по теме профессия.

Вот мы и попали в пещеру чудовища. Посмотрите впереди Змей Горыныч. Вы должны отгадать профессии людей, тогда он проводит нас к чудовищу. Напишите слова на доске и укажите звуки занятия.

Слайд № 12(врач ,учитель ,танцовщица)

11 Дифференциация Ч – Щ в тексте

Вы победили Змея Горыныча. Идем в пещеру. Вот и чудовище но мне кажется, что оно не очень страшное. Скорее всего его просто кто-то разозлил. Давайте попробуем его расколдовать. Возьмите ручки и вставьте буквы Ч и Щ в текст.

Прочтите слова , в которые вы вставили буквы нашего занятия.

Напишите на доске слова в которых есть буквосочетания Ча-Ща или Чу-Щу.

Еще раз скажите правило написания этих слов.

III Итог занятия.

Посмотрите, вам удалось расколдовать чудовище. Это –царевич.

Слайд № 13(царевич )

Итак какие звуками мы сегодня работали? Какое правило орфографии мы сегодня повторили? Будем делать ошибки при написании слов со звуками Ч и Щ?

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here