Сценарий урока в 3 классе
по литературному чтению на тему
«М. Пришвин «Моя Родина»
.
2011 – 2012 уч.год
Предмет: литературное чтение
Класс: 3
Тема урока: М. М. Пришвин «Моя Родина»
Дидактическая цель: создать условия для знакомства с творчеством М. М. Пришвина;
Задачи: содействовать развитию творческой мыслительной и исследовательской деятельности; воспитывать любовь к своей Родине через бережное отношение к природе;
Тип урока: открытие новых знаний.
Оборудование: выставка книг М. М. Пришвина; детские рисунки; мультимедийная презентации;
Методы:
-словесный
-наглядный
-практический
-проблемный
— частично – поисковый
Формы организации познавательной деятельности
— фронтальная
-групповая
-коллективная
Средства обучения
— учебник
-раздаточный материал
-ИКС
-наглядный материал
Сценарий урока
I Самоопределение к деятельности.
-Ребята, у нас вами очередной урок литературного чтения. И я хочу его начать со слов одного французского писателя -философа Дени Дидро: . «Люди перестают мыслить, когда перестают читать»
— Согласны вы с этим выказыванием?
— Действительно, люди, которые много читают, много знают, умеют мыслить, рассуждать.
—Как вы думаете для чего нам нужны уроки литературного чтения,?
— Что вы хотели бы получить от сегодняшнего урока?( Познакомиться с новым писателем, произведением, получить хорошую отметку.
— Что от вас потребуется для выполнения поставленных задач? (внимание, сообразительность, активность желание получить новые знания.)
— На сегодняшнем уроке желаю Вам бодрости духа, творческих дерзаний, предела внимания, хороших, обдуманных ответов и только отличных оценок.
II Актуализация знаний
-Ребята, девизом к сегодняшнему уроку являются слова А.П. Чехова. Прочитайте. Объясните смысл.
«Если каждый человек на куске своей земли сделал бы все, что может, как прекрасна была бы Земля наша.»
А.П.Чехов
-О каком куске земли идёт речь?
-Как называется та земля, на которой мы живём?
-Что такое Родина?( Ответы детей)
Словарь Ожегова дает такое объяснение этому слову. Прочитайте про себя и постарайтесь запомнить.
“РОДИНА – ЭТО ОТЕЧЕСТВО, РОДНАЯ СТОРОНА, МЕСТО РОЖДЕНИЯ КОГО-ЧЕГО-НИБУДЬ. Слайд 1
-Как называется наша с вами родина ?.Россия .с Александров – Гай.
— Что значит «сделал бы всё что может?»
— А если человек делает всё что может для кого-то или для чего -то значит он ………дополните моё предложение.(ЛЮБИТ)
— Итак, давайте сделаем вывод : чтобы наша планета – Земля была прекрасна …………(каждый должен любить и беречь свою родину)
III Постановка учебной задачи
-Ребята, вы уже можете предположить, о чём мы будем вести речь на уроке?
1.-У вас было творческое домашнее задание (Рисунки)
– Посмотрите, какая красивая выставка у нас получилась. Но вот интересно, тема была одна, а рисунки разные. Почему? Но если посмотреть с другой стороны, что общего между ними?
-Как можно одним словом назвать всё то, что вы изобразили на рисунках?(Родина, природа родного края). Какой мы сделаем вывод. ( Природа и Родина очень тесно взаимосвязаны).
2.Красоту родного края , свою любовь к родине воспевали и воспевают в своих произведениях множество различных писателей и поэтов. Об этом свидетельствует наша выставка книг, которую вы коллективно представили сегодня. Дома вы самостоятельно подбирали книги о Родине , о родном крае, знакомились с писателями и поэтами читали выразительно и учили наизусть их произведения.
-Назовите авторов и произведения, с которыми вы знакомились самостоятельно.
Некоторые ребята выучили произведения наизусть, давайте их послушаем.
3.Чтение стихов.
-Сейчас вы послушали совершенно разные произведения, разных авторов. Но что есть общего у этих стихотворений, какими чувствами они проникнуты. Ведь прежде, чем написать произведение, автор должен проникнуться чувством к тому о чём он пишет. (любовь, восхищение, привязанности)
— Что мы можем сказать о людях, пишущих произведения о родине? (Они любят Родину) -Иначе они бы не смогли написать таких прекрасных произведений.
-Среди авторов, представленных на выставке, есть автор, с которым вы уже немного знакомы по предыдущим классам.
Это удивительнейший человек, страстно любящий природу. Он описывал ее так, словно пел торжественную песню в ее честь. Имя этого писателя – М. Пришвин и его произведение, очень близкое к теме нашего разговора: «Моя РОДИНА» Слайд2
IV Построение проекта т выхода из затруднения
-
Слайд 3 Константин Паустовский писал.
«Если бы природа могла чувствовать благодарность к человеку за то, что он проник в её жизнь и воспел её, то прежде всего эта благодарность выпала бы на долю Михаила Пришвина».
-Что уже можете сказать об этом человеке, прочитав эти строки. ( Любил природу)
-Мы с вами в 1 и во 2 классе читали произведения Пришвина. Давайте проведём игру
« Вспомни и назови»
А) Мы жили в деревне. Перед окном у нас был луг, весь золотой от множества цветущих одуванчиков.
( « Золотой луг»)
В) Маленькая дикая уточка чирок-свистунок решилась наконец-то перевести своих утят из леса, в обход деревни, в озеро на свободу.
( « Ребята и утята»)
Г) –Дует северный ветер, руки стынут на воздухе. А грибы всё растут :волнушки, маслята, рыжики, изредка всё ещё попадаются белые. (Недосмотренные грибы)
Снежная пороша. В лесу очень тихо и так тепло, что только вот не тает. Деревья окружены снегом, ели повесили громадные тяжёлые лапы, берёзки склонились… (Деревья в лесу).
— О чём произведения, о которых мы вспомнили?( О природе)
—Давайте обобщим, что мы знаем о М. Пришвине (Любил и писал о природе)
2. Самостоятельная работа
—Чтобы лучше понять произведение, его сюжет нужно поближе познакомиться с автором . И сейчас я предлагаю сделать вам это, но самостоятельно. (Работа по группам.)
Текст для 1 группы:
Текст для 2 группы:
-
— Каких животных особенно любил автор, и чему завидовал Пришвин
Текст для 3 группы
-Где побывал Пришвин М.?
3. Выступления учеников. Слайды 5 — 9
Учитель
-Михаил Михайлович с детства любил охоту, но его охота была особенной.
В чём была её особенность? Подробнее об этой охоте вы узнаете из произведения
« Моя Родина»
-Произведение называется «Моя Родина». Как вы думаете, о чём оно?.
-Давайте проверим. Слушайте внимательно, следи. Если встретятся непонятные слова, запомните , мы разберём их после прочтения.
-
Чтение хорошо читающим учеником
V Первичное закрепление
-В чём же особенность охоты М.Пришвина?
-Какие слова были непонятны?
-Что такое кладовая солнца? Слайд 10
-От чьего имени ведётся повествование?
VI Самостоятельная работа
-Давайте составим обложку этого произведения (работа в группах)
-Почему вы выбрали эту фигуру и цвет. (Это рассказ о природе и родине.)
-События вымышлены? Почему вы так решили?
Очерк — это не выдуманный рассказ, не фантастика и не сказка. Очерк должен быть основан на реальных имевших место событиях, описаниях действительности, хотя имена людей, названия мест могут быть изменены.
ФИЗМИНУТКА (Слайд 11 – 12 ) Посмотрите на слайд. Какое произведение М.Пришвина он вам напоминает? (Золотой луг)
-Представьте, что вы сидите на лужайке. Теплое ласковое солнышко согревает вас. Загораем. Поднимите подбородок, дышите ровно- ровно.Солнышко настолько яркое, что даже через закрытые веки виден яркий свет. Зажмурьте сильно глаза, повторите несколько раз. Подставьте нос солнышку. Мимо летит бабочка, выбирает, на чей нос сесть. Сморщите нос, задержите дыхание. Бабочка улетела. Мышцы лица расслаблены, глубокий вдох — выдох. Смотрите, вслушивайтесь, что за звуки, почувствуйте запах, что это за запах. Цветы, какие они – цвет, форма, большие – маленькие – запах.
Идите, идите по лугу. Вы идете по дороге, что это за дорога – узкая – широкая, извилистая – прямая? Каждый представляет себе свою. Ну, а теперь открыли глаза, посмотрели друг на друга, улыбнулись и тихо сели. Какой вы представили луг?
VII Вторичное закрепление
-
Чтение произведения по цепочке с заданием (Какова основная мысль этого произведения?) Охранять природу- значит охранять Родину.
-
Работа над содержанием текста
—Охранять природу- значит охранять Родину. Что это значит?.
-Ребята, как вы понимаете слово « охранять», давайте подберём к нему синонимы.
Наблюдать, беречь, заботиться, помогать, обогащать, любить.
— Что может сделать каждый из вас для охраны природы?
Надо беречь окружающую природу: цветы, кусты, деревья, птиц, зверей, растения и животных.
— Объясните, откуда у Пришвина появилась привычка вставать до восхода солнца?
Чтобы попить с мамой вкусный чай.
— Почему Пришвин считает, что вставать нужно рано утром?
-Что Пришвин называет сокровищами?
— Что нужно делать с сокровищами?
-Найдите в тексте восклицательные предложения. Почему Пришвин использовал их в своём очерке?( Призыв)
—Как их нужно читать?
— Прочитайте обращения писателя к молодым друзьям. ( Д.З. – наизусть)
VIII Обобщение
-Да, ребята, книги М. Пришвина – пример большой любви ко всему живому на Земле.
Каждый из нас любит свою Родину. И я думаю, свою любовь к нашей Родине вы тоже смогли передать в своих собственных сочинениях. Давайте послушаем.
-
Чтение стихов и сочинений.
Ваши произведения, ребята достойны большой похвалы и заслуживают внимания .Мы их обязательно приобщим к нашему проекту и опубликуем на стенде в классе, наряду с фотографиями,
— Урок подходит к концу, но у меня есть ещё один вопрос. Как вы считаете, с чего начинается РОДИНА? (Ответы детей)
-
Прослушивание песни « С чего начинается Родина» Слайд 13
-Ответил ли исполнитель на вопрос? Может быть однозначный ответ? (У каждого Родина начинается со своего собственного места)
IX Рефлексия.
Какую пользу для себя вы получили от этого урока?
Что нового получили, что не знали раньше?
-Какое правило вы должны унести с урока и запомнить на всю свою жизнь.?
Охранять природу – значит охранять родину!
Источники.
Для разработки урока были использованы материалы:
http://festival.1september.ru/articles/609232/
http://www.proshkolu.ru/