Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Лицей № 6 им. И.З. Шуклина г.Горно-Алтайска»

Конспект урока по литературе
в 7 классе


«Великая сила любви в рассказе А.И.Куприна

«Куст сирени»

подготовила

учитель русского языка и литературы

Бутова Алла Геннадьевна

г. Горно-Алтайск

2014 г.

Цели урока.

Знакомство с некоторыми фактами биографии А.И.Куприна, нашедшими отражение в рассказе « Куст сирени».

Определение художественной идеи рассказа.

Выявление сатирической направленности произведения.

Формирование навыков выразительного чтения, чтения по ролям.

Используемые приемы: таблица «Знаю – хочу узнать — узнал», конструирование предполагаемого текста по ключевым словам, чтение с остановками, сравнительная таблица, эссе по впечатлениям от рассказа.

Ход урока.

1.Стадия вызова.

Цель: активизация имеющихся знаний по теме урока, пробуждение интереса к теме, определение целей изучения предстоящего учебного материала.

1.Организационный момент. Сообщение темы урока. Класс разбит на группы.

Здравствуйте, ребята! Тема сегодняшнего урока « Великая сила любви в рассказе Александра Ивановича Куприна « Куст сирени». Имя этого писателя вам хорошо известно. В тетради запишите тему урока.

2. Начертите таблицу « Знаю — хочу узнать — узнал». Посовещавшись в группах, заполните 1, 2 колонки таблицы

( после заполнения таблица может выглядеть так).

Знаю

Хочу узнать

Узнал

Куприн написал рассказы «Белый пудель», « Тапер»,

«Чудесный доктор». Это рассказы о добрых, порядочных, неравнодушных людях, готовых всегда помочь другому человеку.

1.Хочу узнать о жизни Куприна.

2. О чем этот рассказ?

3.Какова художественная идея произведения?

4. Отразились ли факты биографии Куприна в рассказе?

3.Озвучивание работ групп.

2.Стадия осмысления.

Цель: получение новой информации, корректировка учеником поставленных целей обучения.

1.Сообщение или презентация ученика, (учителя) о жизни Куприна. (Приложение №1.Учащиеся одновременно делают записи в третьей графе таблицы, отвечают на поставленные вопросы).

2.Составление кластера.

Задание группам: в теме урока выделите ключевые слова

(любовь, сирень). Первые две группы записывают свои ассоциации к слову « любовь», вторые две группы — к слову

«сирень».

(Любовь — радость, счастье, смысл жизни, самопожертвование, жизнь во имя другого человека, « Только ею, только любовью держится и движется жизнь» ( И.С.Тургенев).

Сирень — красивый куст, тонкий аромат, весна, радость, счастье, нежность, любовь ).

3.Озвучивание работ групп.

4.Прогнозирование сюжета рассказа «Куст сирени» по ключевым словам (групповая работа): офицер Алмазов, жена Вера, Академия генерального штаба, экзамены, практическая работа по инструментальной съемке местности, пятно, кусты, ломбард, садовник, сирень, любимый цветок. (Словарная работа: инструментальная съемка местности, обращение к личному опыту учащихся).

5.Озвучивание работ групп.

6.Выразительное чтение рассказа «Куст сирени» по ролям с начала и до слов «- Слушай , Коля, нам надо сию минуту ехать! Одевайся скорей!» Используемый прием «Чтение с остановками».

Первая остановка.

Словарная работа. Педант.

-Какими вы увидели героев рассказа?

(Николай Алмазов — «молодой небогатый офицер», слушатель Академии генерального штаба. Два года не мог поступить в академию, поступил только благодаря своей жене Вере, которая «не давала ему падать духом и постоянно поддерживала в нем бодрость». Учение Алмазову дается тяжело, он мечтает сдать экзамены, сделать военную карьеру при штабе, не хочет возвращаться в полк. Это нервный, амбициозный, нерешительный, без чувства юмора человек.

Вера — добрая, отзывчивая, очень любит своего мужа: «Она отказывала себе во всем необходимом, чтобы создать для мужа хотя и дешевый, но все-таки необходимый для занятого головной работой человека комфорт». Она жила ради любимого человека, помогала строить ему карьеру: «Она была, по мере необходимости, его переписчицей, чертежницей, чтицей, репетиторшей и памятной книжкой».

-Как вы думаете, как события в рассказе будут разворачиваться дальше?

Обсуждение в группах, озвучивание своих версий.

Выразительное чтение учащимися от слов «Николай Евграфович весь сморщился, точно от невыносимой физической боли» до слов «Извините. Но я ночью не могу посылать в такую даль рабочих. Если вам будет угодно завтра утром — то я к вашим услугам».

Вторая остановка.

Словарная работа. Верста.

-Как ведут себя Вера и Николай в этом эпизоде?

Заполнение сравнительной таблицы цитатами из текста, передающими психологическое состояние героев, с дальнейшим комментарием (индивидуальная работа).

Вера

Николай

(Полна решимости, в ее голове быстро созревает план действий, ради достижения цели она готова на все: ) «возразила Вера, топнув ногой», «Вера быстро выдвигала ящики столов и комодов, вытаскивала корзины и коробочки, раскрывала их и разбрасывала по полу», «сказала она решительно», «Верочка начинала выходить из себя».

(Николай не хочет признавать своих ошибок, он растерян и подавлен, не видит выхода из создавшейся ситуации, он буквально парализован страхом, смелое решение Веры вызывает у него шоковое состояние:) «весь сморщился, точно от физической боли», «вытаращил глаза», «пробовавший было возражать», «пробовал протестовать».

— Обратимся к иллюстрациям в учебнике. Какими предстают персонажи Куприна в рисунках Г.А.В.Траугота?

-Сумеет ли переубедить Вера садовника в столь поздний час?

Озвучивание версий.

Выразительное чтение по ролям от слов «Тогда оставалось только одно средство: рассказать садовнику подробно всю историю с злополучным пятном» до слов «что дерн около кустов совершенно нельзя отличить от травы, покрывавшей всю седловинку».

Третья остановка.

-Оправдались ли ваши ожидания в этом эпизоде?

-Дело сделано, кусты посажены. Профессор утром приедет на это место, которое он «знает лучше, чем свою спальню». Какова будет его реакция. Чем закончится эта история?

Озвучивание версий.

Выразительное чтение по ролям до конца.

-Какие чувства возникли после прочтения рассказа? (Ситуация анекдотическая).

-В чем заключается анекдотичность ситуации?

Чтение словарной статьи в учебнике « Анекдот».

-Какова художественная идея рассказа? (Вера во имя любви способна преодолеть любые преграды, способна на жертву ради спокойствия и счастья любимого мужа).

-Как автор относится к своим героям? (Автор снисходителен к своим героям , которые рады, как дети, что так ловко обманули профессора; Куприн с улыбкой поведал эту историю читателю. Но у читателя в конце рассказа возникают неоднозначные чувства, потому что герои не вполне разборчивы в средствах на пути к цели.)

В ходе этого этапа ученики дополняют (корректируют) вторую и третью графы таблицы «Знаю-хочу знать — узнал».

3. Рефлексия.

Цель: выразить новые идеи, информацию своими словами, обменяться идеями.

1.Вернуться к кластерам, дополнить их (групповая работа).

2.Сравнить первоначальные версии рассказов по ключевым словам с рассказом А.И.Куприна.

3.Написать эссе по впечатлениям от рассказа А.И.Куприна (индивидуальная работа).

4.Озвучивание работ.

5.Домашнее задание на выбор.

Написать небольшой рассказ с остроумной и неожиданной концовкой.

Подготовить пересказ эпизода в ломбарде от лица оценщика.

Нарисовать иллюстрации к рассказу.

Приложение №1.

Сообщение о жизни А.И.Куприна.

А.И.Куприн родился 7 сентября 1870 г. в городе Наровчат Пензенской губернии. В годовалом возрасте потерял отца, умершего от холеры. Мать в 1874 г. приехала в Москву и из-за тяжёлого материального положения была вынуждена отдать сына в сиротское училище.

В 1880 г. Куприн поступил во 2-ю Московскую военную гимназию (с 1882 г. кадетский корпус), а в 1888 г. — в Московское Александровское военное училище. Первые литературные опыты он предпринял во время учёбы в кадетском корпусе, а в 1889 г. увидел свет его рассказ «Последний дебют», за который автор получил в училище дисциплинарное взыскание.

Окончив военное училище, Куприн с 1890 по 1894 гг. в чине подпоручика проходил службу в Подольской губернии. Гадкой, отвратительной, тоскливой была жизнь солдат и офицеров пехотного полка в такой глуши. Подчиненные офицеров стали объектом постоянных издевательств и насмешек. Куприн очень тяготился службой в полку, поэтому поступление в Академию Генерального штаба помогло бы вырваться из этого захолустья. Подтолкнула к этому и чисто романтическая история : он влюбился в девушку и хотел было на ней жениться , но опекун , капитан пехотного полка, давал согласие на брак при условии, что подпоручик сначала поступит в Академию Генерального штаба. Невеста Куприна послужила прообразом главной героини в рассказе « Куст сирени» и в повести «Поединок».

В 1893 году Куприн отправляется в Петербург держать экзамены в академию. Накануне его последнего экзамена неожиданно поступает распоряжение командующего о немедленном отзыве Куприна из Петербурга в полк. Таким образом, не осуществились его мечты о женитьбе, об академии. Он ищет удобного случая, чтобы выйти в отставку.

За Куприным навсегда упрочилась слава лучшего бытописателя армейской жизни и обличителя царской военщины, он был великолепным знатоком казарменного солдатского быта, нравов российского офицерства. В 1905 году выходит его вершинное произведение в жанре военно-художественной прозы «Поединок».

Рассказ «Куст сирени» написан в 1894 году, он послужил своеобразным прологом к «Поединку».

Использованная литература

1.Заир-Бек С.И. Технология РКМЧП: базовые принципы. ( Технология развития критического мышления в вузе: перспективы для школьного образования 21 века).- Новгород, 2001.

2.Соловьева Ф.Е. Уроки литературы к учебнику «Литература. 7 класс» (автор-составитель Г.С.Меркин) Методическое пособие под редакцией Г.С.Меркина. — Москва «Русское слово»2011.

Использованные материалы и Интернет-ресурсы

1. http://thl.narod.ru/3/ttt.htm

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here