Урок литературы

в технологии

развития критического мышления через чтение и письмо

7 класс

Тема: В. Ф. Одоевский «Игоша»

Тип урока: классного чтения и изучения художественного произведения.

Цели:

  • познакомить учащихся с новым автором – В. Ф. Одоевским;

  • дать понятие психологизма как средства раскрытия характера героя;

  • рассмотреть фантастику как художественный прием романтического произведения.

Оборудование: тексты рассказа, портрет, иллюстрации к рассказу, определение психологизма.

Ход урока

  1. Организационный момент

  2. Стадия вызова.

Антиципация чтения.

Сегодня мы познакомимся с новым произведением. Прочитайте имя автора, посмотрите на его портрет.

Владимир Федорович Одоевский (1803-1869)

Знакомо ли вам это имя?

Почему на доске «Городок …»?

Помните, о чем эта сказка?

На доску: «Фантастика»

Краткий пересказ

Фантастическая история о мальчике, который попал внутрь музыкальной шкатулки-табакерки

В. Одоевский писал интересные книги! Его волновало все необычное. Он был не только писателем, но и ученым, изобретателем, музыкантом, журналистом – вместе с А. С. Пушкиным он издавал журнал «Современник», им написаны романсы на стихи А. С., а дома он любил надевать костюм звездочета или мага. Вот такой был интересный человек!

А о чем это произведение — «Игоша»?

Прием «Корзина идей»

Послушайте стихотворение Николая Гумилева, может что-то станет понятнее?

Вздрагивает огонек лампадки,

В полутемной детской тихо, жутко,

В кружевной и розовой кроватке

Притаилась робкая малютка.

Что там? Будто кашель домового?

Там живет он, маленький и лысый…

Горе! Из-за шкафа платяного

Медленно выходит злая крыса.

В красноватом отблеске лампадки,

Поводя колючими усами,

Смотрит, есть ли девочка в кроватке,

Девочка с огромными глазами.

Мама, мама! — Но у мамы гости,

В кухне хохот няни Василисы,

И горят от радости и злости,

Словно уголечки, глазки крысы.

Страшно ждать, но встать еще страшнее.

Где он, где он, ангел светлокрылый? —

Милый ангел, приходи скорее,

Защити от крысы и помилуй!

Так о чем же «Игоша»?

Дополняем «Корзину идей»

  1. Стадия осмысления.

Комментированное чтение.

Начнем читать и проверим все наши предположения, высказанные до этого вами, во время чтения постараемся вести диалог с автором через текст, задавая ему вопросы.

1 абзац читает учитель.

  1. Работа с текстом после чтения.

Понравилось?

Почему автор отнес это произведение к сказкам?

Но нас интересует не жанр, а прежде всего персонажи, герои.

Кого вы назовете персонажами сказки?

Кто главный герой?

Открываем (записываем) проблемный вопрос на доске

Это человек? Кто это?

Почему думаете, что он главный герой?

Он на самом деле существует?

Игоша

Нет.

Обратите внимание, насколько по-разному создается образ Игоши.

От кого мы узнаем о нем?

Перечитайте характеристики

От мужиков:

Молодец, который…

Летось у земляка…

От отца:

Да я вижу, Игоша…

От ребенка:

Маленький человечек…

Кто верит в существование Игоши?

А как относится отец к этому?

Верит ли няня?

Найдем в тексте.

Почему она не хочет говорить о нем?

Мальчик

Извозчики

Смеется – нелепая выдумка

Верит

Ну да так….

Знаете, когда я готовилась к уроку, вспомнила рассказы своей бабушки о домовых, шишиморах, шишигах, которые очень беспокойные, это духи, которые любят озорничать над человеком. Посмотрите на изображения таких маленьких человечков: василиски ухаживали за лошадьми, овинники (от слова овин – сарай) обитали в сарае и заботились о животных там, банник был хозяином в бане, а в доме – домовой. И если люди забывали оставить на ночь хлеб на столе или как-то обижали его, тот мог натворить все, что угодно.

А в книге М. Забылина «Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия» я нашла такие слова: «Игоша – безрукий, безногий невидимый дух, который признается большим озорником, некоторые суеверы клали за столом ему лишнюю ложку и кусок хлеба».

А имя домового называть было нельзя, это называется – табу (запрет), чтобы не навлечь беды.

Иллюстрации

Вернемся к рассказу.

Вы знаете разные средства изображения характера, перечислите, какими способами изображается Игоша?

Авторская оценка – чья это?

Так кто же рассказывает все это, кто повествователь?

Поступки, описание, оценка другими персонажами, речь, оценка автором

Мальчика

Мальчик

А какой характер у мальчика, каким мы его видим?

Разный:

Жалеет, сердится, не хочет расстраивать нянюшку, боится папеньки

Что в мальчике главное? Почему Игоша явился именно к нему.

Помните? — В полутемной детской тихо, жутко…

Что там? Будто кашель домового?

Там живет он, маленький и лысый…

Так, может быть, его и нет, а все происходит в воображении мальчика?

Вспомните – «Малыш и Карлсон, который живет на крыше» (Астрид Линдгрен), похоже на сказку Одоевского? Он тоже был один?

Как называется изображение того, что не существует на самом деле?

Вывод.

Так кто же главный герой сказки? (к доске)

Главный герой – повествователь, мальчик, а фантастическое существо Игоша нужно автору для того, чтобы проникнуть во внутренний мир героя, показать противоречивость чувств мальчика, вот так, с помощью фантастики, автор создает характер.

И вы дописываете в тетради еще одно средство характеристики героя – психологизм.

Психологизм – художественное изображение внутреннего мира человека, его мыслей, переживаний, желаний.

(Какие же средства характеристики повествователя используются в сказке? (открываем на доске вопрос))

Особенно ярко видны перемены в настроении мальчика в его речи.

Проследим, какие слова встречаются в речи мальчика – они характеризуют его как культурного, воспитывающегося в дворянской семье или как простого крестьянина с простой разговорной речью?

Как думаете, какое средство характеристики повествователя – самое главное в этом произведении?

Мальчика не очень понимают. И хотя он окружен заботой и вниманием, ему не с кем играть. Он один.

А когда вы были маленькими и оставались одни, не приходило ли к вам какое-нибудь существо? Придете домой, поиграйте с младшим братишкой или сестренкой, может быть, им тоже одиноко иногда, и несуществующие, придуманные кто-то посещают их.

Фантастика

Барчук

На доску определение.

Психологизм и фантастика

Речь помогает создать характер и показать сложность чувств героя.

Дворянская лексика сочетается с народными оборотами и выражениями. (няня)

Речь

5. Стадия рефлексии.

Как думаете, встречался ли герой еще с Игошей?

В качестве домашнего задания предлагаю творческую работу: сочините эпизод в рассказ — Игоша забавляется у немца, на кухне у кухарки или Игоша в кабинете отца. Не забудьте, что рассказ идет от имени ребенка.

Наверное, нет. Он вырос.

Чтобы проверить, насколько внимательны вы были на уроке, вам предлагается тест.

Тест и листочки на столах.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here