Коняшкина Ольга Анатольевна

МОУ ООШ с. Варваровка,

Каменский район, Пензенская область

Учитель русского языка и литературы

«В гостях у сказки»

Игра-путешествие для учащихся 5 класса

Цель: способствовать повышению познавательного интереса в изучении сказок.

Задачи: 

1) вызвать интерес к изучению сказок;

2) развивать фантазию, воображение;

4) формировать систему читательских умений;

5) воспитывать бережное отношение к художественному слову;

6) прививать желание проявлять свои способности творчески.

Оборудование:

  • иллюстрации учащихся к сказкам;

  • «Цветик-Семицветик», изготовленный из цветной бумаги;

  • презентация с иллюстрациями (см. Приложение);

  • выставка книг;

  • магнитная доска и бумажные цветы;

  • мультимедийный проектор.

Ход занятия

1. Вступительное слово.

— Как вы думаете, бывают ли на свете волшебники?

(Да, в сказках)

Велик и разнообразен сказочный мир. В этом мире живут добрые и злые герои: феи, гномы, тролли, колдуны, водяные, Баба-яга и Кощей Бессмертный, Василиса Премудрая и Иван-Царевич.

Наше сердце замирает при чарующих словах «В некотором царстве, в некотором государстве жили-были…»

Кто из нас не взмывал во сне во сне на Коньке-Горбунке, кто не мечтал покататься на волшебной печке, кто не пытался дотянуться до волшебного пера Жар-Птицы.

Продолжить этот волшебный сон нам поможет путешествие, в которое мы отправимся на волшебном корабле. (Слайд 2)

Попасть на корабль непросто, надо ответить на вопросы.

Что такое сказка?

Какие виды народных сказок вы знаете? Приведите примеры.

Какие приёмы построения сказки помогают быстрее и легче пересказывать её содержание?

Что такое зачин? Приведите примеры.

Что такое присказка? Приведите примеры.

Что такое концовка? Приведите примеры.

– Какие виды сказок существуют?

Кроме русских народных сказок в нашей литературе есть и литературные сказки. Назовите известных авторов таких сказок. (А.Пушкин, К.Чуковский, А.Толстой, А. Волков, В.Одоевский, Н.Носов и др.

Чем они отличаются друг от друга?

Молодцы! Таким ребятам можно отправляться в путешествие.

Мы побываем в городе Сказок и привезём оттуда новые знания.

(Звучит музыка «В гостях у сказки»)

Солнечного пути, друзья!

На волшебном корабле

В сказку нам попасть легко.

Зажмурь глаза и сделай шаг.

Теперь в ладоши хлопни так.

И вот уж виден город наш.

И приземлился экипаж.

Мы попали на главную улицу – Цветочную. (Слайд 3)

По этой волшебной улице нас поведет девочка Женя.

Женя:

— Ребята, вы, наверное, помните волшебное заклинание:

Лети, лети, лепесток,

Через запад на восток,

Через север, через юг.

Возвращайся, сделав круг.

Лишь коснешься ты земли,

Быть по-моему вели.

— Из какой сказки эти слова? Кто автор этой сказки? (В.Катаев. «Цветик-Семицветик»)

— В каких еще сказках встречаются цветы и какие?

Ответить на этот вопрос нам поможет «Цветик-Семицветик» (Слайд 4)

(Цветок изготовлен из бумаги, на обратной стороне написаны отрывки из сказок)

Я буду отрывать по одному лепестку и зачитывать отрывки из сказок, а вы угадайте название сказки, если есть автор, назовите его.

1 ЛЕПЕСТОК:

«На пригорочке зеленом цветок цвету алого, красоты невиданной и неслыханной, что ни в сказке сказать, ни пером описать. Запах от цветка по всему саду, ровно струится, бежит» (Аксаков «Аленький Цветочек») (Слайд 5)

2 ЛЕПЕСТОК:

«Да ведь их там видимо-невидимо. И на кочках, и под кочками, и в чащах, и на лужайках, и под деревьями. Никогда я столько подснежников не видела. Да какие все крупные, стебельки пушистые, словно бархатные, лепестки словно хрустальные». (С.Маршак. «12 месяцев») (Слайд 6)

3 ЛЕПЕСТОК:

Дни шли за днями. Порой ветер колыхал розовые кусты, распустившиеся возле дома, и спрашивал у роз:

— Есть ли кто-нибудь красивее вас?

И розы, качая головками, отвечали:

— Элиза красивее нас. (Г.Х. Андерсен. «Дикие лебеди») (Слайд 7)

4 ЛЕПЕСТОК:

«Когда все были спрятаны, старушка повела девочку в свой цветник. У девочки разбежались глаза. Тут были цветы всех стран и всех времен года. Она играла среди цветов, пока не село солнце. Потом ее уложили в чудесную постель с красными шелковыми перинками, набитыми голубыми фиалками» (Г.Х. Андерсен «Снежная королева»). (Слайд 8)

5 ЛЕПЕСТОК:

«Чтобы передохнуть, мальчик вылез на большой лист водяной лилии. Сел на нем, плотно обхватил руками колени и сказал, стуча зубами:

— Все мальчики и девочки напились молока, спят в теплых кроватках, один я сижу на мокром листе. Дайте поесть что-нибудь, лягушки!» (А.Н. Толстой «Золотой ключик») (Слайд 9)

6 ЛЕПЕСТОК:

Потолок здесь был похож на вершину огромной пальмы, только листья были не настоящие, а из драгоценного хрусталя. Сверху спускался золотой стебелек, а на стебле висели две огромные лилии – постели принца и принцессы. Одна лилия была красная, а другая – белая. В белой спала принцесса, а в красной – принц». (Г.Х. Андерсен «Снежная королева») (Слайд10)

7 ЛЕПЕСТОК:

«Женщина пришла домой, посадила ячменное зерно в цветочный горшочек. Только она его посадила, зернышко сразу же дало росток, а из ростка вышел огромный чудесный цветок, совсем как тюльпан, но лепестки цветка были плотно сжаты, точно из нераспустившегося бутона» (Г.Х. Андерсен «Дюймовочка») (Слайд 11)

Женя:

-Молодцы! Вы хорошо знаете сказки и их авторов, быстро справились с заданиями!

Учитель:

— Нас ждет площадь Новостроек.

Какие необычные постройки: великолепные хоромы, волшебные замки, царские дворцы, а недалеко стоит избушка на курьих ножках, старенькая совсем, через дорогу землянка чья-то.

Какие герои живут здесь?

«Тем временем король, проезжая мимо, заметил прекрасный замок и пожелал войти в него. Король воскликнул «Как, господин Маркиз, — этот замок тоже ваш? Нельзя себе представить ничего красивее, чем этот двор и постройки вокруг. Да это прямо дворец!

(«Ш. Перро «Кот в сапогах»). (Слайд12)

«И видит Степан огромную комнату, а в ней постели, столы, табуреточки – все из корольковой меди. Стены малахитовые с алмазом, а потолок черно-красный под чернетью, а на ем цветки медные» (П.П. Бажов «Хозяйка Медной горы») (Слайд 13)

«Наф-Наф несколько дней был занят постройкой. Он натаскал камней, намесил глины и теперь не спеша строил себе надежный, прочный дом, в котором можно было укрыться от ветра, дождя и мороза. Он сделал в доме тяжелую дубовую дверь с засовом, сложил из камней печь с трубой» (С. Михалков «Три поросенка») (Слайд14)

«Открыв глаза, он увидел, что лежит в чужой комнате. По углам стояли маленькие креслица. На стенах висели коврики и картины с изображением разных цветов. У окна стоял круглый стол на одной ножке. Рядом стоял книжный шкаф. У самой дальней стены, возле дверей, было большое зеркало. Перед зеркалом стояли две малышки и разговаривали». (Н. Носов «Приключения Незнайки и его друзей»). (Слайд15)

«Девочка пришла к домику. Дверь была отворена. В этом домике было две комнаты: одна — столовая, другая – спальня. В столовой стояли три стула, на столе три чашки с похлебкой, подле каждой чашки лежала ложка» (Л.Н. Толстой «Три медведя»). (Слайд16)

— Наше путешествие продолжается. Мы на проспекте Художников.

Ребята, помогите узнать, к какой сказке художники нарисовали иллюстрации? Кто авторы? (Слайды 17-20)(«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях», «Гадкий утёнок», «Царевна-лягушка», «Иван-крестьянский сын и чудо-юдо»).

Назовите художников, которые иллюстрировали сказки (В. Васнецов, Т. Маврина, И. Кузнецов, И. Билибин).

— Мы с вами в парке Загадок.

В сундучке лежат сказочные волшебные предметы. Ребята, прослушайте загадку и догадайтесь, какой волшебный предмет в сундучке.

Ах, стряпуха! Ах, хозяйка!

Ты, дружок, ее узнай-ка:

Стоит только расстелить

Всех сумеет накормить.

Много всяких будет блюд.

Как стряпуху ту зовут? (Скатерть-самобранка.)

 

Много верст впереди.

Как бы их быстрей пройти?

Ты попробуй их обуть —

Одолеешь мигом путь. (Сапоги-скороходы.)

Отправляется в полет

Не ракета — самолет.

Не простой — расписной,

Не стальной, а льняной,

Не с крылом, а с бахромой. (Ковер-самолет.)

 

Если ты ее наденешь,

Можешь хоть куда идти,

И при этом неприятель

Не сможет в ней тебя найти. (Шапка-невидимка.)

Загадки А. Кочергиной

Театральный бульвар.

«Инсценирование сказки» (Домашнее задание).

Я рада, что вы знаете много сказок. Подражая положительным героям, вы станете в жизни порядочными людьми, научитесь побеждать зло и творить добро Нам пришлось отвечать на сложные вопросы. Кто выдержал эти испытания, заслуживает награды.

(Награждение победителей и вручение подарков.)

Рефлексия.

— Закончить наше путешествие хотелось бы на цветочной полянке, если вы считаете путешествие полезным, увлекательным, то посадите яркий цветок, если нет, то — темный.

Литература:

  1. П.Ю. Ганжина, Н.Ф. Назарова. Литературная гостиная. Москва. «Лицей»

  2. Н.В. Беляева Уроки литературы в 5 классе. Москва. «Просвещение»

  3. Читаем, учимся, играем. Москва. «Либерия»

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here