Коняшкина Ольга Анатольевна
МОУ ООШ с. Варваровка,
Каменский район, Пензенская область
Учитель русского языка и литературы
Тема: «Иван-крестьянский сын и чудо-юдо»: система образов сказки.
Урок по литературе в 5 классе
Цели: осмысление содержания сказки и развитие навыков художественного пересказа.
Задачи:
формирование умения анализа сюжета, системы образов и построения сказки;
знание теоретических понятий: зачин, завязка, кульминация, развязка, концовка;
воспитание чувства патриотизма, гражданской ответственности.
Оборудование: мультимедийный проектор, выставка рисунков, презентация.
Деятельность ученика | |
(Звучит музыка из передачи «В гостях у сказки»)
Сказки гуляют по свету, А принц Белоснежку полюбит, Мир озарив чудесами, А Золушку выручит фея, Сказки со мною повсюду,
-Как выдумаете, ребята, почему я начала урок с этого стихотворения?
|
Вы начали урок с этого стихотворения, потому что мы изучаем сказки и дома читали «Иван – крестьянский сын и чудо — юдо».
|
Знакомство с темой |
|
На доске эпиграф «Сказка — ложь, да в ней намёк! Добрым молодцам урок»
Как вы думаете, почему мы взяли в качестве эпиграфа к уроку эти слова?
| Каждая сказка учит нас хорошему, помогает нам идти дорогой добра, потому что зло всегда проигрывает. |
| Записывают тему урока и эпиграф |
Этап актуализации знаний учащихся: У нас не первый урок по сказкам, и кое-чему вы уже научились. Проверить ваши знания нам поможет волшебный сундучок. Каждым правильным ответом вы поможете главному герою сказки. 1. Кто создаёт фольклорные произведения? 2. Каким одним словом можно назвать произведения устного народного творчества? 3. Человек, ведущий повествование в сказке. 4. Первая часть сказки, с которой начинается развитие действия. 5. Как называется такой художественный приём в сказке, когда одно и то же событие в сказке описывается несколько раз? 6. Часть сказки, не связанная с повествованием. 7. Как называется художественное определение, например, «добрый молодец», «красна девица»? 8. Как называется приём изображения неживой природы и животных как людей? 9. Завершение сказки.
| Учащиеся отвечают на вопросы 1. народ, 2. фольклор 4. зачин 5. повторы 6. присказка 7. постоянные эпитеты 8. олицетворение 9. концовка |
— Ребята, прочитайте зачин сказки. Что вы узнали? Слайд 3
| Ученик выразительно читает зачин. Отвечают на вопрос. «Жила крестьянская семья, занималась мирным сельским трудом. Не ленились, с утра до ночи трудились, пашню пахали да хлеб засевали. В семье три сына».
|
— Почему братьям пришлось уехать? Как об этом говорится в сказке? Слайд 4
| Разнеслась вдруг в том царстве государстве дурная весть: собирается чудо-юдо поганое на их землю напасть, всех людей истребить, города-села огнем спалить. Затужили старик со старухой, загоревали. А старшие братья утешают их: — Не горюйте , батюшка и матушка, пойдем мы на чудо-юдо, будем с ним биться насмерть. А чтобы вам одним не тосковать, пусть с вами Иванушка останется: молод он, чтоб на бой идти. — Нет -, говорит Иванушка, не к лицу мне дома оставаться да вас дожидаться, пойду и я с чудом–юдом биться?
|
Как зовут братьев? Почему только Иван имеет имя? Обозначим это на схеме в виде кругов. Главный герой будет в центре. Обозначим и тех персонажей, который его окружают. Покажем связь между ними при помощи стрелок.
| Обозначат на схеме главного героя и тех, кто его окружает, показывают стрелочками связь. Только один имеет имя. Он главный герой Иван Братья Родители
|
Так как это известие изменило их привычный образ жизни, оно послужило началом для активного развития сюжета. Терминологическая работа: Завязка – начальный момент в развитии событий, изображённых в художественном произведении. Занесём в схему эпизод «Завязка. Страшная весть» в виде прямоугольника и соединим его с персонажами прямыми линиями.
|
|
— Как характеризует их принятое решение? Запишите в схему черты их характера. | Ребята называют черты характеров героев: решительные, смелые, дружные, любящие Родину и др.
Ученики заносят в схему черты характера героев с помощью прямых линий, исходящих из круга, например: Иван
|
— Чем чудо-юдо было опасно для земли русской? Слайд 5
| Собирается чудо-юдо поганое на их землю напасть, всех людей истребить, города-села огнем спалить. |
Что укрепляет их решение биться?
| Увиденное в деревне: кругом ни одной живой души, всё выжжено, поломано. Слова старухи: злодей всех разорил, разграбил, лютой смерти предал. |
Прочитайте о первом подвиге героя. — Как себя ведет Иван и чудо-юдо? Это начало развития сюжета. Слайд 6
| «Я его на одну руку посажу, другой прихлопну!» – «Не хвались, чудо-юдо поганое! Не подстрелив ясного сокола, рано перья щипать! Не узнав доброго молодца, нечего бранить его! Давай-ка лучше силы пробовать: кто одолеет, тот и похвалится». «…так жестоко ударились, что кругом земля простонала»
|
Отметьте на схеме эпизод «1 бой», соедините с ним персонаж «чудо-юдо» и назовите его особенности.
| С помощью стрелки соединяют данный эпизод с персонажем и обозначают его особенности: шестиголовый, страшный, сильный, хвастливый.
|
Прочитайте выразительно описание 2 боя. Сопоставьте поведение Ивана и чуда-юда.
Слайд 7
| «…я его одним пальцем убью» – «Погоди, чудо-юдо, не хвались, прежде за дело примись! Ещё неведомо, чья возьмёт!» «…снёс у чудо-юдо шесть голов. А чудо-юдо ударил – по колена Ивана в сырую землю вогнал…» Ученики фиксируют в схеме эпизод «2 бой» по центру схемы и с помощью стрелки соединяют с эпизодом «Завязка. Страшная весть», затем с помощью стрелки соединяют данный эпизод с персонажем и обозначают его особенности: девятиголовый, ещё сильнее, ещё страшнее, хвастливый.
|
Физкультминутка Давайте, ребята, поможем Ивану сразиться с чудо-юдом. Представьте, что у вас в руках меч… | (Звучит музыка) Учащиеся показывают, как они помогают герою. |
Прочитайте выразительно описание 3 боя. Чем он отличается от первых двух? Сопоставьте поведение Ивана и чуда-юда.
| Выборочно читают: «…только дуну – его и праха не останется» – «Погоди хвалиться, как бы не осрамиться… Пришёл я насмерть воевать, от тебя, злодея, добрых людей избавить!» «…сыра земля закачалась, воды в реке взволновались, буйные ветры завыли, на дубах орлы закричали… Плохо пришлось Ивану: чудо-юдо свистом его оглушает, огнём жжёт-палит, искрами осыпает…»
Ученики фиксируют в схеме эпизод «3 бой» по центру схемы и с помощью стрелки соединяют с эпизодом «Завязка. Страшная весть», затем с помощью стрелки соединяют данный эпизод с персонажем и обозначают его особенности: двенадцатиголовый, самый сильный, самый страшный, хвастливый. (См. предыдущую схему). |
— Какой бой оказался самым трудным? Почему?
В эпизоде «3 бой» действие достигает наивысшего напряжения, и вводит понятие «кульминация». Терминологическая работа: Кульминация – высшее напряжение действия в художественном произведении. Слайд 8
|
Ученики высказывают мнение. Самым трудным оказался 3 бой. Чудо-юдо оказался самым сильным и страшным. Силы Ивана истощились после двух боёв. Иван мог погибнуть. А братья так и не помогали. Опасность нарастает, возрастает сила духа и физическая сила, находчивость, смелость, стойкость главного героя, который побеждает. Ученики дополняют эпизод «3 бой», внося в схему термин «кульминация».
|
В чем отличие Ивана-крестьянского сына от его врагов? Назовите эти отличительные черты и занесите их в схему.
| В отличие от чуда-юда Иван – крестьянский сын ведёт справедливый бой, защищая родную землю, он не бахвалится, врага упрекает за похвальбу, речь его пестрит пословицами и поговорками, что сближает его с народом, защищая который он пришёл биться. Во всех боях противопоставляются скромность и хвастливость, доброта и жестокость, честность и коварство, Главный герой не хвастлив, не болтлив, речь спокойна, полна человеческого достоинства.
|
— Почему Иван – крестьянский сын после победы над врагами не возвратился домой?
| Он узнал о том, что жены решили отомстить за убитых мужей. И погубить братьев. |
Каким предстаёт Иван – крестьянский сын в последних эпизодах сказки? Дополните характеристику Ивана. Учитель объясняет учащимся, что данный эпизод является последним в развитии сюжета сказки, и вводит понятие развязки. Терминологическая работа: Развязка – заключительный момент в развитии действия художественного произведения. Занесите в схему эпизод «Развязка. Столкновение с чудо-юдовым племенем». Слайды 9-10
| Ответ: Иван не только смелый и мужественный, но и находчивый, смекалистый, он перехитрил чудо-юдовых жён. Учащиеся дополняют характеристику героя.
|
Чем закончилась сказка?
Занести в схему эпизод «Концовка. Мирный сельский труд» Слайд 11
| Герои возвращаются домой к мирному сельскому труду.
|
Мини-исследования (по группам) А сейчас поработаем со сказочным словом Найдите в сказке слова и выражения, в которых дается оценка Ивану его братьям, чуду-юду и его матери и женам.
Многие слова героя звучат как пословицы. Найдите в тексте такие примеры | Ученики читают глаголы и делают вывод: в названии действий чувствуется пренебрежительное отношение к противникам Ивана и уважительное отношение к нему.
|
Сравните в чем разница финалов сказки «Царевна-лягушка» и «Иван–крестьянский сын и чудо-юдо? Какова основная мысль или идея сказки «Иван-крестьянский сын и чудо-юдо»? Чему учит сказка?
| Ученики делают вывод: — Герои победили, но подвиг Ивана — это освобождение родной земли, всего народа. Это добро не только для себя. Победило добро для всех.
|
Вы должны были дома подобрать пословицы, которые соответствует основной мысли сказки, и записать их. Прочитайте эти пословицы и занесите 2 из них в схему.
| За край родной иди бесстрашно в бой. За Русь иди вперёд, не трусь. Мало победу желать, надо победу взять. Смело иди в бой – Родина за тобой. Враг хотел пировать, а пришлось горевать. Жизни не пощадим, а врага разгромим. Кому Родина дорога, тот бьёт без промаха врага. Придёшь незваным, уйдёшь драным.
|
Д/з: Составить рассказ об Иване – крестьянском сыне по схеме. Можно использовать план:
Индивидуальное задание: с помощью родителей создать компьютерную презентацию на тему «Мой любимый художник – иллюстратор сказок», подготовить рассказ о художнике с показом его картин. |
|
Рефлексия 1.На уроке я работал | активно / пассивно |
Литература:
1. Уроки литературы в 5 классе. Н.В.Беляева. Москва «Просвещение».
2. Литература 5 класс В.Я.Коровина. Москва. «Просвещение».
3. Литература. Нестандартные уроки. О.М.Реут. Волгоград. Издательство «Учитель».
4. Литературные викторины для детей. В.Петрович. Москва «РИПОЛ КЛАССИК».