Коняшкина Ольга Анатольевна

МОУ ООШ с. Варваровка,

Каменский район, Пензенская область

Учитель русского языка и литературы

Тема: «Иван-крестьянский сын и чудо-юдо»: система образов сказки.

Урок по литературе в 5 классе

Цели: осмысление содержания сказки и развитие навыков художественного пересказа.

Задачи:

формирование умения анализа сюжета, системы образов и построения сказки;

знание теоретических понятий: зачин, завязка, кульминация, развязка, концовка;

воспитание чувства патриотизма, гражданской ответственности.

Оборудование: мультимедийный проектор, выставка рисунков, презентация.

Деятельность учителя

Деятельность ученика

  1. Вступительное слово

(Звучит музыка из передачи «В гостях у сказки»)

Сказки гуляют по свету,
Ночь запрягая в карету.
Сказки живут на полянах,
Бродят по зорьке в туманах.

А принц Белоснежку полюбит,
А жадность Кащея погубит…
Пусть Зло на проделки хитро,
Но всё ж побеждает Добро!

Мир озарив чудесами,
Сказки летят над лесами,
На подоконник садятся,
В окна, как в речки, глядятся.

А Золушку выручит фея,
Не станет Горыныча-змея…
Пусть Зло на проделки хитро,
Но всё ж побеждает Добро!

Сказки со мною повсюду,
Их никогда не забуду.
Стоит сомкнуть мне ресницы —
Вмиг Сивка-Бурка приснится.

-Как выдумаете, ребята, почему я начала урок с этого стихотворения?

Вы начали урок с этого стихотворения, потому что мы изучаем сказки и дома читали «Иван – крестьянский сын и чудо — юдо».

Знакомство с темой

На доске эпиграф «Сказка — ложь, да в ней намёк!

Добрым молодцам урок»

Как вы думаете, почему мы взяли в качестве эпиграфа к уроку эти слова?

Каждая сказка учит нас хорошему, помогает нам идти дорогой добра, потому что зло всегда проигрывает.

Записывают тему урока и эпиграф

Этап актуализации знаний учащихся:

У нас не первый урок по сказкам, и кое-чему вы уже научились. Проверить ваши знания нам поможет волшебный сундучок.

Каждым правильным ответом вы поможете главному герою сказки.

1. Кто создаёт фольклорные произведе­ния?

2. Каким одним словом можно назвать произведения устного на­родного творчества?

3. Человек, ведущий пове­ствование в сказке.

4. Первая часть сказки, с которой начинается развитие действия.

5. Как называется такой художественный приём в сказке, когда одно и то же событие в сказке описывается несколько раз?

6. Часть сказки, не связанная с повество­ванием.

7. Как назы­вается художественное определение, например, «добрый молодец», «красна девица»?

8. Как называется приём изо­бражения неживой природы и животных как людей?

9. Завершение сказки.

Учащиеся отвечают на вопросы

1. народ,

2. фольклор

4. зачин

5. повторы

6. присказка

7. постоянные эпитеты

8. олицетворение

9. концовка

— Ребята, прочитайте зачин сказки.

Что вы узнали?

Слайд 3

Ученик выразительно читает зачин.

Отвечают на вопрос.

«Жила крестьянская семья, занималась мирным сельским трудом. Не ленились, с утра до ночи трудились, пашню пахали да хлеб засевали. В семье три сына».

— Почему братьям пришлось уехать? Как об этом говорится в сказке?

Слайд 4

Разнеслась вдруг в том царстве государстве дурная весть: собирается чудо-юдо поганое на их землю напасть, всех людей истребить, города-села огнем спалить. Затужили старик со старухой, загоревали. А старшие братья утешают их:

— Не горюйте , батюшка и матушка, пойдем мы на чудо-юдо, будем с ним биться насмерть. А чтобы вам одним не тосковать, пусть с вами Иванушка останется: молод он, чтоб на бой идти.

— Нет -, говорит Иванушка, не к лицу мне дома оставаться да вас дожидаться, пойду и я с чудом–юдом биться?

Как зовут братьев? Почему только Иван имеет имя?

Обозначим это на схеме в виде кругов. Главный герой бу­дет в центре. Обозначим и тех персонажей, который его окру­жают. Покажем связь между ними при помощи стрелок.

Обозначат на схеме главного героя и тех, кто его окружает, показывают стрелочками связь.

Только один имеет имя. Он главный герой

Иван

Братья

Родители

Так как это известие изменило их привычный образ жизни, оно послужило началом для ак­тивного развития сюжета.

Терминологическая работа:

Завязка – начальный момент в развитии событий, изобра­жённых в художественном произведении.

Занесём в схему эпизод «За­вязка. Страшная весть» в виде прямоугольника и соединим его с персонажами прямыми линиями.

— Как характеризует их принятое решение? Запишите в схему черты их характера.

Ребята называют черты характеров героев: решительные, смелые, дружные, любя­щие Родину и др.

Ученики заносят в схему черты характера героев с помощью прямых линий, исходящих из круга, например:

Иван

— Чем чудо-юдо было опасно для земли русской?

Слайд 5

Собирается чудо-юдо поганое на их землю напасть, всех людей истребить, города-села огнем спалить.

Что укрепляет их решение биться?

Увиденное в деревне: кругом ни одной живой души, всё выжжено, поломано. Слова старухи: злодей всех разорил, разграбил, лютой смерти предал.

Прочитайте о первом подвиге героя.

— Как себя ведет Иван и чудо-юдо?

Это начало развития сюжета.

Слайд 6

«Я его на одну руку посажу, другой при­хлопну!» – «Не хвались, чудо-юдо поганое! Не подстрелив ясного сокола, рано перья щипать! Не узнав доброго молодца, нечего бранить его! Давай-ка лучше силы пробовать: кто одолеет, тот и похвалится».

«…так жестоко ударились, что кругом земля простонала»

Отметьте на схеме эпизод «1 бой», соедините с ним персо­наж «чудо-юдо» и назовите его особенности.

С помощью стрелки соединяют данный эпизод с персонажем и обозначают его особенности: шес­тиголовый, страшный, сильный, хвастливый.

Прочитайте выразительно описание 2 боя. Сопоставьте поведение Ивана и чуда-юда.

Слайд 7

«…я его одним пальцем убью» – «Погоди, чудо-юдо, не хвались, прежде за дело примись! Ещё неведомо, чья возьмёт!»

«…снёс у чудо-юдо шесть голов. А чудо-юдо ударил – по колена Ивана в сырую землю во­гнал…»

Ученики фиксируют в схеме эпизод «2 бой» по центру схемы и с помощью стрелки соединяют с эпизодом «Завязка. Страшная весть», затем с помощью стрелки соединяют данный эпизод с персонажем и обозначают его особенности: де­вятиголовый, ещё сильнее, ещё страшнее, хваст­ливый.

Физкультминутка

Давайте, ребята, поможем Ивану сразиться с чудо-юдом. Представьте, что у вас в руках меч…

(Звучит музыка) Учащиеся показывают, как они помогают герою.

Прочитайте выразительно описание 3 боя. Чем он отлича­ется от первых двух? Сопос­тавьте поведение Ивана и чуда-юда.

Выборочно читают:

«…только дуну – его и праха не останется» – «Погоди хвалиться, как бы не осрамиться… Пришёл я насмерть воевать, от тебя, злодея, до­брых людей избавить!»

«…сыра земля закачалась, воды в реке взволно­вались, буйные ветры завыли, на дубах орлы за­кричали… Плохо пришлось Ивану: чудо-юдо свистом его оглушает, огнём жжёт-палит, ис­крами осыпает…»

Ученики фиксируют в схеме эпизод «3 бой» по центру схемы и с помощью стрелки соединяют с эпизодом «Завязка. Страшная весть», затем с помощью стрелки соединяют данный эпизод с персонажем и обозначают его особенности: две­надцатиголовый, самый сильный, самый страш­ный, хвастливый. (См. предыдущую схему).

— Какой бой оказался самым трудным? Почему?

В эпизоде «3 бой» действие дос­тигает наивысшего напряже­ния, и вводит понятие «куль­минация».

Терминологическая работа:

Кульминация – высшее напря­жение действия в художест­венном произведении.

Слайд 8

Ученики высказывают мнение.

Самым трудным оказался 3 бой. Чудо-юдо ока­зался самым сильным и страшным. Силы Ивана истощились после двух боёв. Иван мог погиб­нуть. А братья так и не помогали. Опасность нарастает, возрастает сила духа и физическая сила, находчивость, смелость, стойкость глав­ного героя, который побеждает.

Ученики дополняют эпизод «3 бой», внося в схему термин «кульминация».

В чем отличие Ивана-кре­стьянского сына от его врагов? Назовите эти отличительные черты и занесите их в схему.

В отличие от чуда-юда Иван – крестьянский сын ведёт справедливый бой, защищая родную землю, он не бахвалится, врага упрекает за по­хвальбу, речь его пестрит пословицами и пого­ворками, что сближает его с народом, защищая который он пришёл биться.

Во всех боях противопоставляются скромность и хвастливость, доброта и жестокость, честность и коварство, Главный герой не хвастлив, не болт­лив, речь спокойна, полна человеческого досто­инства.

— Почему Иван – крестьянский сын после победы над врагами не возвратился домой?

Он узнал о том, что жены решили отомстить за убитых мужей. И погубить братьев.

Каким предстаёт Иван – крестьянский сын в последних эпизодах сказки? Дополните характеристику Ивана.

Учитель объясняет уча­щимся, что данный эпизод яв­ляется последним в развитии сюжета сказки, и вводит поня­тие развязки.

Терминологическая работа:

Развязка – заключительный момент в развитии действия художественного произведе­ния.

Занесите в схему эпизод «Раз­вязка. Столкновение с чудо-юдовым племенем».

Слайды 9-10

Ответ: Иван не только смелый и мужественный, но и наход­чивый, смекалистый, он перехитрил чудо-юдо­вых жён.

Учащиеся дополняют характеристику героя.

Чем закончилась сказка?

Занести в схему эпизод «Концовка. Мирный сельский труд»

Слайд 11

Герои возвращаются домой к мирному сель­скому труду.

Мини-исследования (по группам)

А сейчас поработаем со сказочным словом

Найдите в сказке слова и выражения, в которых дается оценка Ивану его братьям, чуду-юду и его матери и женам.

Многие слова героя звучат как пословицы. Найдите в тексте такие примеры

Ученики читают глаголы и делают вывод:

в названии действий чувствуется пренебрежи­тельное отношение к противникам Ивана и ува­жительное отношение к нему.

  • погоди хвалиться: как бы не осрамиться.

  • Бей, руби, себя не береги

  • Не хвались, чудо-юдо поганое! Не подстрелив ясного сокола, рано перья щипать.

Сравните в чем разница финалов сказки «Царевна-лягушка» и «Иван–крестьянский сын и чудо-юдо?

Какова основная мысль или идея сказки «Иван-крестьян­ский сын и чудо-юдо»? Чему учит сказка?

Ученики делают вывод:

— Герои победили, но подвиг Ивана — это освобо­ждение родной земли, всего народа. Это добро не только для себя. Победило добро для всех.

Вы должны были дома подобрать пословицы, которые соответствует основной мысли сказки, и записать их. Прочи­тайте эти пословицы и занесите 2 из них в схему.

За край родной иди бесстрашно в бой.

За Русь иди вперёд, не трусь.

Мало победу желать, надо победу взять.

Смело иди в бой – Родина за тобой.

Враг хотел пировать, а пришлось горевать.

Жизни не пощадим, а врага разгромим.

Кому Родина дорога, тот бьёт без промаха врага.

Придёшь незваным, уйдёшь драным.

Д/з: Составить рассказ об Иване – крестьянском сыне по схеме.

Можно использовать план:

  • Место Ивана в крестьянской семье.

  • Его отношение с родителями и братьями.

  • Поведение Ивана в поединках с чудо-юдом.

  • Главные черты его характера.

  • Способы создания характера главного героя сказки.

  • Отражение в образе Ивана народных представлений о добре и зле.

Индивидуальное задание: с помощью родителей создать компьютерную презентацию на тему «Мой любимый художник – иллюстратор сказок», подготовить рассказ о художнике с показом его картин.

Рефлексия

1.На уроке я работал
2.Своей работой на уроке я
3.Урок для меня показался
4.За урок я
5.Мое настроение
6.Материал урока мне был
7.Домашнее задание мне кажется

активно / пассивно
доволен / не доволен
коротким / длинным
не устал / устал
стало лучше / стало хуже
понятен / не понятен
полезен / бесполезен
интересен / скучен
легким / трудным
интересно / не интересно

Литература:

1. Уроки литературы в 5 классе. Н.В.Беляева. Москва «Просвещение».

2. Литература 5 класс В.Я.Коровина. Москва. «Просвещение».

3. Литература. Нестандартные уроки. О.М.Реут. Волгоград. Издательство «Учитель».

4. Литературные викторины для детей. В.Петрович. Москва «РИПОЛ КЛАССИК».

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here