Открытый урок письма во 2б классе по теме:
«Правописание имен собственных»
Корчовская Елена Романовна,
ГКСОУ ВО Специальная (коррекционная)
школа-интернат VIII вида №1 г. Владимира,
учитель-дефектолог высшей кв. категории
Задачи:
-
Закреплять правило правописания имён собственных (имена и фамилии людей, клички животных).
-
Упражнять учащихся в написании имен, отчеств и фамилий людей, кличек животных с большой буквы.
-
Коррегировать и развивать зрительную память на основе упражнения в запоминании и воспроизведении, наглядно -образное мышление, произвольное внимание, устную и письменну речь, мелкую моторику.
-
Воспитывать положительную мотивацию к учению.
Оборудование: мяч, 1солнышко и 5 тучек из цветного картона, рисунки с изображением Снежной Королевы и печки; таблица с зашифрованной темой урока;фотоиллюстрации собак, кошек и козы; плакат «Восстанови правило»; плакат с буквами г, М, н, д; тарелочки на каждого ученика с карточками букв: г, М, н, д; таблички со словами «клички», «названия предметов», «имена», «фамилии», «названия животных»; таблички с именами людей: Оля, Коля, Петя, Роза, Лена, Ира, Лиля; рисунки с ребусами; тетради, ручки, простые карандаши.
Ход урока:
I. Организационный момент. Психологический настрой на урок.
— А ну-ка, дети, встаньте все!
Готов к работе 2 «Б»?
Вы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно.
— Итак, начинаем урок письма.
II. Сообщение темы и задачи урока.
— Ребята, давайте расшифруем тему нашего урока. Для этого в одинаковых геометрических фигурах составьте и прочитайте слово.
— Итак, тема нашего урока “Имена собственные”. Сегодня мы закрепим, что такое имена собственные и как правильно их писать.
III. Актуализация темы.
— Ребята, какое время года наступило? (Весна)
— А сейчас начало, середина или коней весны? (Начало весны)
— Я прочитаю стихотворение, а вы скажите, кто помогает весне справиться с работой?
Весной.
У весны работы много
Помогают ей лучи
Дружно гонят по дорогам
Говорливые ручьи.
— Кто же помогает весне? (Лучи)
— А какие это лучи? (Солнечные)
— Сегодня нам предстоит с вами путешествие к самой Снежной Королеве, а знаете зачем?
Она не хочет, чтобы к нам пришла весна, она спрятала наше солнышко за хмурые тучки. Поможем освободить солнышко?
— Так как же нам попасть в сказку?….. Нам нужен сказочный транспорт.
— На каком транспорте можно добраться до Снежной Королевы?
— Отправимся мы с Емелей на печке. Закройте глаза и скажите: “По щучьему велению, по моему хотению ступай печка к Снежной Королеве”.
— И вот мы в сказке.
— Чтобы освободить солнышко, мы должны выполнить задания тучек.
— Вот первое задание.
IV. Минутка чистописания.
-
Работа по таблице и с карточками букв.
М | н | д |
— Внимательно посмотрите на таблицу 20 секунд и запомните её.
— Выложите на парту буквы, которые вы запомнили.
— Какая из этих букв лишняя? (буква М) Почему?
— Правильно, буква М заглавная, а остальные – строчные.
— Сейчас мы с вами будем ее писать, но сначала сделаем пальчиковую гимнастику.
-
Пальчикавая гимнастика.
Дети по очереди разминают пальчики, начиная с большого пальца левой, а затем и правой рук.
«Этот пальчик самый сильный, самый толстый и большой.
Этот пальчик для того, чтоб показывать его,
Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине.
Этот пальчик — безымянный, он избалованный самый.
А мизинчик хоть и мал, очень ловок и удал!»
-
Индивидуальная работа в тетрадях по чистописанию.
— Давайте пропишем букву М в тетрадях по чистописанию (учитель показывает образец на доске и он дан у каждого в тетрадях)
— Придумайте имя на букву М. (например, Маша). Давайте его запишем. С какой буквы будем писать?
— Придумайте отчество на букву М. (например, Михайлович). Давайте его запишем. С какой буквы будем писать?
— Придумайте Фамилию на букву М. (например, Миронов). Давайте ее запишем. С какой буквы будем писать фамилию?
— А теперь придумайте кличку животного на букву М. (например, Мурка). Давайте ее запишем. С какой буквы будем писать кличку?
— Итак, какие слова мы написали с большой буквы? (имена собственные)
— Молодцы, ребята, справились с этим заданием! Учитель «освобождает» солнышко от одной тучки.
V. Физминутка.
Весна пришла! Встаём, друзья!
Нас ждёт-торопит улица.
Шагаем дружно: ты и я
И не будем хмуриться.
Вот птицы с юга к нам летят.
Букашки пробудились.
Деревья листьями шумят.
Все звери оживились.
Танцует лес, танцует луг
И мы с тобою кружимся.
Как хорошо весной вокруг!
С природой мы подружимся.
VI. Работа над изучаемым материалом.
— Отдохнули, давайте дальше освобождать солнышко.
1. «Восстанови правило».
— Восстановите правило написания имён собственных. Вам помогут слова- помощники, надо выбрать нужные слова. Один ученик работает у доски.
С большой буквы
Пишутся_______
И _____ людей,
_______ животных.
(Имена, фамилии, названия животных, названия предметов, клички животных).
— Давайте хором еще раз повторим это правило (хоровое проговаривание).
— Молодцы, ребята, справились и с этим заданием! Учитель «освобождает» солнышко еще от одной тучки.
2. Игра с мячом «Образуй кличку».
На доске фоторисунки животных: 2 кошки, 2 собаки и коза.
— А сейчас поиграем в игру “Образуй собственное имя”. Мы будем учиться называть клички животных, которых вы видите на фотографиях. Я буду кидать мяч, и называть слова, а вы от этого слова образуйте кличку животного.
Боб, туз, барс, пух,март.
— Давайте запишем эти клички в тетрадь. Один ученик работает на доске, остальные – в тетрадях.
— Молодцы, ребята, справились и с этим заданием! Учитель «освобождает» солнышко еще от одной тучки.
3. Упражнение в правописании имен людей
3.1 Фронтальная беседа:
— Что есть у каждого человека, живущего на земле? ( имя)
— Какие бывают имена? (мужские и женские)
— Назовите мне женские имена.
— Назовите мужские имена.
— А еще есть имена, которые произошли от названия цветов, например, Роза, Лилия, Василек.
-
Работа с доской «Таблички с именами»
Прочитайте имена людей, написанные на табличках . Распределите их на три столбика: в первый столбик- женские имена, во второй- мужские, а в третий – образованные от названия цветов. (Оля, Коля, Петя, Роза, Лена, Ира, Лиля). Работа у доски по цепочке.
— С какой буквы пишутся имена людей? (с большой буквы)
-
Работа в тетрадях
— Самостоятельно спишите имена людей себе в тетрадь. С какой буквы вы их запишите? (ответы учащихся). Подчеркните первую букву в каждом слове.
— Молодцы, ребята, справились и с этим заданием! Учитель «освобождает» солнышко еще от одной тучки.
4. Отгадывание ребусов
— А сейчас, чтобы освободить солнышко ещё от одной тучки. Надо отгадать ребусы и записать полученные слова. Работа у доски по желанию учащихся.
— Какие слова у вас получились? (Рыбаков, Жуков, Мышкина)
— Что они обозначают? (фамилии людей).
— Молодцы, ребята, справились и с этим заданием! Учитель «освобождает» солнышко от последней тучки.
VII . Подведение итогов
— Вот и спасли мы солнышко. Оно нам улыбается. И теперь Снежной Королеве не справиться с ним, оно будет сиять, греть своими лучами нашу землю и к нам придёт настоящая весна. А нам пора возвращаться в класс. Закройте глаза, скажите волшебные слова. Вот мы и дома.
Быстро пролетел урок,
Подведем сейчас итог!
Чем сегодня занимались,
В чем с охотой упражнялись?
— Итак, какое правило мы с вами повторили? (индивидуальное и хоровое проговаривание правила учащимися)
Экспресс – опрос.
— А сейчас, давайте посмотрим, как вы запомнили правило.
— Я буду называть слова и если слово пишется с большой буквы, то ставите (+), если нет, то (-).
Слова: сиреневый, Бим, Маргарита, тюльпан, Кочеров, земля, Митрофанович, попугай.
— А теперь проверьте, такая запись у вас получилась: -, +, +, -, +, -, +, -.
VIII. Домашнее задание.
Индивидуальная работа по карточкам
IX. Оценки.