Тема урока: « …я тебе расскажу любовь. Человеческую, нашу русскую …»

( по рассказу К.Д.Воробьева « Гуси-лебеди»).

Цели урока: 1. познакомить учащихся с жизнью творчеством К.Д.

Воробьева; вызвать интерес к творчеству; определить особенности

взгляда на военную тематику;

2. развитие и закрепление умения анализировать текст художественного

произведения;

3. воспитание культуры взаимоотношений , понимание значимости любви в жизни человека;

Оборудование урока: 1. портрет писателя;

2. иллюстрации учащихся по теме произведения;

3. фрагменты фильмов о войне;

4. песни о Великой Отечественной войне;

5. выставка книг К.Д. Воробьева.

Эпиграф:

вынесу войну, сто ран приму, но выстою. Себя верну, любовь верну, и щедрую и чистую.

А. Недогонов

Ход урока:

  1. Инсценировка по стихотворению Н. Старшинова с показом фрагментов военных фильмов и песней Б.Окуджавы «Ах, война, что ж ты сделала подлая…»

  2. Вступительное слово учителя: Течет река времени. Уже стал историей тот незабываемый и страшный день, когда настежь распахнулись огромные, от Баренцева до Черного моря, двери войны. Заросли шрамы окопов, исчезли пепелища сожженных городов. Выросли новые поколения.

Но в памяти моей такая скрыта мощь,

Что возвращает образы и множит …

Шумит, не умолкая, память-дождь.

И память – снег летит и пасть не может.

Д. Самойлов « Я зарастаю памятью»

3. Рассказ о жизни К.Д.Воробьева, о его участии в войне ( на экране демонстрируются его фотографии).

Основная тема произведений писателя — Великая Отечественная Война, ведь она прочувствована, пережита каждой клеточкой.

4.Основная часть урока. Слово учителя: Итак, «это случилось ранней осенью на третьем году войны …» Так начинается рассказ К. Д. Воробьева « Гуси-лебеди», о котором мы поведем наш разговор. Откройте тетради и запишите тему и эпиграф к уроку.

А теперь обратимся непосредственно к тексту рассказа. Мы разделимся на группы, у каждой из которых будет своя задача:

1-я определяет хронотоп рассказа, то есть время и место действия;

2-я отслеживает материал для характеристики главной героини;

в центре внимания 3-й группы — образ главного героя.

Перед вами лежат вопросы, которые помогут в выполнении задания.

(Звучит музыка, учащиеся работают).

Учитель зачитывает вопросы вслух, учащиеся отвечают на них, ссылаясь на текст.

Как герои произведения относятся друг к другу? Они любят и любимы. Но обратите внимание на парадокс: молодые люди ни разу не показаны вместе, рядом мы не слышим разговоров о любви, признании. Хотя для влюбленных это так естественно . Что же позволяет нам говорить о глубоком чувстве , соединяющем Таню и Сергея?

( Ученики отвечают).

Да, поступки всегда красноречивее: готовность пожертвовать собой, пойти на верную смерть, только бы найти и вернуть любимого – разве не говорит все это само за себя и не заменяет тысячи красивых, но все же только слов!

Как вы думаете, для чего включена в рассказ история о красивых птицах?

Какое еще развитие получает образ лебедя в произведении? Что он символизирует?

Как в связи с этим воспринимается название рассказа? ( Ученики говорят о верности, о любви). Не напоминает ли оно вам детство, сказки? Конечно же, русскую народную сказку «Гуси-лебеди»! Странная ассоциация, так ведь разговор мы ведем «о человеческой, нашей русской любви…»

Найдите в тексте слова старика о любви: «А настоящая любовь … она будто все время в весне ты живешь, в саду … А сад тот цветет и цветет, и ни ему нет конца, ни твоей радости края», Эти слова предшествуют рассказу незнакомого старика о любви человеческой. Согласны ли вы с авторскими метафорами в описании настоящего чувства?

Ребята, как заканчивается рассказ, для чего, по-вашему, автор использует такой прием? (Ученики отвечают).

5. Обобщение. Слово учителя: Сегодня мы с вами коснулись в нашем диалоге необъятной , глубокой темы: война и человек на войне. В чем, по-вашему, своеобразие взгляда К.Д. Воробьева на страшные события тех лет?

К счастью, мы живем в мирное время, но менее ли ценны от этого « любовь, мечта и надежда, делающие бессмертным род человеческий»? Возможны ли в наше меркантильное время столь глубокие отношения, стоит ли жертвовать собой, а может любить лишь « себя любимого» удобнее и умнее? ( Ученики высказываются).

Запись выводов: К.Д. Воробьев пытался выразить в своих произведениях незыблемое в нашей «временной» жизни: любовь, верность, благородство, порядочность, Ни время, ни обстоятельства не являются преградой для мужественных сердец. Обычная жизнь обретает черты сказания, легенды, предания. Все пережитое – через воспоминание – очищается от « суеты сует», остается только «канон», то, что неизменно и непреложно (выводы на слайде, только зачитываются)

6. Оценки.

7. Домашнее задание. Помните, мы говорили об открытом финале произведения, я прошу вас выступить в роли писателей и продолжить рассказ по-своему.

8. Звучит песня «Над землей летели лебеди …»

Вопросы для 1-й группы

  1. Есть ли в рассказе конкретные названия городов, местностей, сел?

  2. Как вы думаете, почему?

  3. Каковы временные рамки рассказа? Называются ли точные даты?

  4. Обратите внимание на время года, показанное в рассказе?

  5. Почему к финалу осень сменяется летом?

Вопросы для 2-й группы

1.Как, по- вашему, выглядит Таня Лебедева?

2. Есть ли в рассказе ее портрет? Найдите и зачитайте его.

3. На каких деталях в портрете главной героини делает акцент автор?

Почему?

  1. Что мы можем сказать о характере девушки?

  2. Что более всего важно для автора в героине?

Вопросы для 3-й группы

  1. Каким вам рисуется Сергей Марьянов?

  2. Дана ли в рассказе его портретная характеристика?

  3. Что мы узнаем об увлечениях Сергея?

  4. Кто его любимые авторы?

  5. Как это помогает раскрыть характер героя? (Обратите внимание на разговор Сергея с бюстом Маяковского).

Биография К.Д. Воробьева

Воробьев Константин Дмитриевич (1919-1975) – известный русский писатель. Родился в с. Нижний Реутец Курского уезда Курской губернии, последние годы жизни провел в Литве. Участник Великой Отечественной войны.

В 1938г. Был призван в ряды красной Армии, попал в армейскую газету «Призыв». После окончания военной службы работал литсотрудником газеты Академии им. Фрунзе, откуда был направлен на учебу в Кремлевское пехотное училище. В1941г. Рота кремлевских курсантов сразу попала на фронт, почти вся погибла под Клином (в 1963г. напишет книгу «Убиты под Москвой», одно из лучших своих произведений, критикой обруганную, объявленную клеветнической и ложной). Будучи раненым, попадает в плен(1941-1943), дважды бежит. В 1943-44 был командиром партизанской группы в составе Литовского партизанского отряда «Кястутис».

Писатель изображал военную действительность не как сплошной подвиг и героизм, что было принято в те годы, а писал страшную правду о первых военных годах. Из-за этого его творчество стало широко известно только в 90-е годы. В 1994г. К.Д. Воробьеву была посмертно присуждена премия им. Сергия Радонежского. В 1995г. прах писателя был перевезен из Литвы и перезахоронен на Никитском кладбище г. Курска.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here