Урок литературы в 10классе
Такой урок требует большой индивидуальной работы с учащимися, изучение теории анализа стиха и изучения теоретического материала о жанрах лирики. Также необходимо повторить поэтику классицизма и романтизма, изучить реалистический период в творчестве поэта. Получив значительный теоретический и практический багаж по анализу стиха, десятиклассники могут приступить к подготовке урока – семинара.
Задачи урока:
1. Образовательные:
-проконтролировать степень усвоения материала, изученного в предыдущих классах по теме «Лирика А.С. Пушкина», а также знаний теории литературы по теме «Род и жанр литературного произведения»;
проконтролировать степень усвоения следующих умений и навыков:
— подобрать материал по изученной теме из учебника, дополнительной литературы;
-составить связный рассказ по предложенной теме;
2. Формирование общеучебных умений и навыков:
учебно-интеллектуальные:
— умение «переносить» приобретенные знания в нестандартную ситуацию;
— сравнивать изученный и новый материал для анализа;
— классифицировать материал;
— устанавливать причинно-следственные связи, аналогии;
— пользоваться исследовательскими умениями (постановка задачи, выбор метода решения, поиск примеров).
учебно-информационные:
— умение вести записи
— умение планировать свою работу;
— умение вникать в смысл учебной задачи;
— умение работать в группе;
— умение осуществлять самоанализ учебной деятельности.
3. Воспитательные:
-продолжить работу над культурным, грамотным построением речи и ее выразительностью;
-осуществлять нравственное воспитание, обращая внимание на содержание стихов А.С. Пушкина;
-включить всех в общеобразовательный процесс, сделав каждого активным участником урока;
-формировать умение преодолевать трудности
-развивать интеллектуальные способности, требующие переноса полученных знаний и умений в новую ситуацию.
Тема:
ЖАНРОВОЕ МНОГООБРАЗИЕ ЛИРИКИ А.С. ПУШКИНА
(слайды)
Эпиграф: «Разнообразны перевоплощения всепоэта Пушкина… От шалости до молитвы, от шутки до гимна — в этом протекает жизнь, и это звучит в поэзии Пушкина».
Ю.Эйхенвальд
Словарь: Жанр — это определенная тональность произведения, вызывающая в нас те или иные ожидания
Алгоритм раскрытия темы: (слайд)
Выбор жанра определяется выбором творческого метода (сентиментализм, романтизм, реализм).
Выбор жанра определяется тематикой произведения (гражданская тематика, тема любви, дружбы, философская лирика, тема поэта и поэзии).
Значение творчества А.С. Пушкина в расширении и изменении жанровой системы.
ХОД УРОКА
I.Орг.момент
II.Слово учителя(слайд)
1. Рассказ учителя об А.С. Пушкине и своеобразии его эпохи
В каждой развитой национальной литературе есть имена, являющиеся свидетельством ее вершины, дающие на века этой литературе духовно-эстетический идеал. В Италии — это Петрарка, в Англии — Шекспир, во Франции — Расин, в Германии — Гете, а у нас в России — Пушкин. Особенностью таких писателей является их «вечная современность». Они воспринимаются как «начало всех начал». «Невозможно повторить Пушкина», — утверждал Н.В. Гоголь.
-Так, в чем же секрет очарованности Пушкиным?
(После ответов учащиеся на выбор читают любимые строки из поэзии А.С. Пушкина.)
-Вспомните об эпохе Пушкина, в которой жил и творил поэт.
К концу 20-х годов популярность Пушкина стала меркнуть. Это могло быть связано с поражением восстания декабристов. Надежды и упования на возможность переустройства общественно-политической жизни целого поколения были расстреляны картечью 14 декабря 1825 года. За разгромом последовали аресты, осуждения.
Времена, последовавшие за разгромом восстания, были ужасны. «Понадобилось не менее десятка лет, чтобы человек мог опомниться в своем горестном положении порабощенного и гонимого существа, — писал А.И. Герцен в статье «Литература и общественное мнение после 14 декабря 1825 года»- Людьми овладело глубокое отчаяние и всеобщее уныние». Общество расслоилось на тех, кто сочувственно относился к декабристам и тех, кто занимал консервативную точку зрения, настаивая на эволюционном пути.
Естественно, что для сохранения основ государственности и укрепления центральной власти были необходимы жесткие меры, зачастую приводившие к тотальному уничтожению очагов свободомыслия и подавления смуты. Было создано III отделение канцелярии его императорского величества под управлением шефа жандармов А.Х. Бенкендорфа. Распространилась и узаконилась слежка, сыск, подслушивание.
Москва, по воспоминаниям современников поэта, наполнилась шпионами. В число агентов иногда шли и люди большого света, были среди них литераторы.
В такую атмосферу вернулся Пушкин после ссылки. Он не узнал общества — ни московского, ни петербургского. Поэт был оторван от лучших людей своего поколения. Многие из близких друзей и добрых его приятелей томились в каторжных нарах Сибири. Даже имен многих нельзя было произносить вслух…
В это время поэту надо было найти свое место и быть верным своим идеалам. Пушкин пытался наладить тесную связь с журналом «Московский телеграф», где сотрудничали молодые поэты, но вскоре, присмотревшись, поэт отошел от них. В эти годы он постепенно отдалялся, и публика стала встречать его менее восторженно. Им еще восхищались, его читали и почитали, но к концу десятилетия отток интереса стал заметен. Это происходило еще и потому, что Пушкин стал создавать реалистические произведения, а читающая публика не была готова к этому. Выйдя на широкий простор реалистического творчества, поэт не подтверждал, а разрушал созданный читательской аудиторией его образ, который не соответствовал ожиданиям публики, жаждавших повторения мелодий, некогда их покоривших.
Поэт создавал новые жанры, создавал истинно новаторские произведения, вводил новых героев, осваивал новые темы. Он охватывал своим взором бесконечные пространства родной земли, вникал в быт, нравы, психологию, мироощущения своих современников, людей разных сословий и характеров. Все было подвластно его таланту, его фантазии, художественной мысли, безгранично властвовавшей над миром былого и современной ему действительности. Ю. Лотман писал: «Пушкин ушел настолько далеко вперед от своего времени, что современникам стало казаться, что он от них отстал».
Читательские круги, как известно, многослойны, состоят из представителей разных социальных групп.
-Почему же наблюдалось охлаждение к поэту и со стороны тех,
кто в вольнолюбивой лирике его находил отзвуки своим чаяниям и надеждам, переживаниям и восторгам?
(Ученики размышляют о деталях истинного смысла взаимоотношений между поэтом и Николаем I).
III.Новый материал
Цели: (слайд)
Определить жанровое своеобразие лирики А.С. Пушкина, влияние творческого метода и тематики произведений на выбор жанра.
Определить значение творчества А.С. Пушкина в расширении и изменении жанровой системы русской поэзии.
Оценить гениальную одаренность поэта в области жанра.
Продолжить развитие умения определять жанровую тональность произведения.
IV. Ход семинара.
1. Вступительное слово преподавателя по теме урока.
Сегодня на уроке мы с вами попытаемся вспомнить и ответить на вопрос:
«Вечные темы и актуальные проблемы в лирике А.С.Пушкина»
2. Беседа с классом
-Какие основные мотивы пронизывают творчество Пушкина?
-Какие главные темы пушкинской лирики?
-Как основные мотивы лирики Пушкина реализуются в тематике его поэзии?
(Учащиеся называют, так как эти темы были изучены в 9 классе).
Основные темы и мотивы лирики Пушкина: (слайд)
1.Политическая лирика (патриотические и вольнолюбивые мотивы в лирике Пушкина)
2.Тема дружбы и любви (самая глубокая и преданная дружба- дружба, выросшая на основе общих идейных интересов; любовные стихи Пушкина- целая «поэма» о подлинной любви, пробуждающей в человеке лучшие качества)
3.Пейзажная лирика.
4.Тема поэта и поэзии, мотивы смерти и бессмертия.
5.Философская лирика (размышление поэта о смысле жизни, о назначении человека, о бессмертии души, о вечности бытия).
2. Доклады (слайд)
1.Влияние поэтики классицизма на жанровое своеобразие творчества Пушкина.
Влияние сентиментализма.
2.Романтический период.
Реалистический период.
3. Выступления групп (слайд)
1 группа.
Гражданская тематика (гимн, гражданское послание, ода, памфлет, эпиграмма).
2 группа.
Тема любви (элегия, послание, мадригал).
3 группа.
Тема дружбы (дружеское послание, дружеская эпиграмма).
4 группа.
Философская лирика (стансы, легенда, элегия).
5 группа.
Тема поэта и поэзии (послание, легенда, ода, эпиграмма, диалог).
V.Обобщение (слайд)
Гениальность А.С. Пушкина отразилась не только в темах его творчества, не только в гуманистическом звучании лирики поэта, но и в многообразии и расширении жанровой системы русской поэзии; не было до и не будет после поэта, который так легко и свободно использовал всю жанровую систему, созданную до него. Поэт легко стер жанровые границы, введя совершенно новое понятие лирического стихотворения. На этом не заканчивается новаторство Пушкина в области жанров. Он первым в русской литературе создал новый лиро-эпический жанр — роман в стихах — энциклопедию русской жизни.
VI. Мини-контроль по теме урока (слайд)
Задание: Определите жанр стихотворения.
1.Вчера был день разлуки шумной,
Вчера был Вакха буйный пир,
При кликах юности безумной, при громе чаш, при звуке лир.
Так! Музы вас благословили.
Венками свыше осеняя, когда вы, други, отличили
Почетной чашею меня.
(Послание, «Друзьям»(1822))
2.Духовной жаждою томим,
В пустыне мрачной я влачился,
И шестикрылый серафим
На перепутье мне явился;
Перстами легкими как сон
Моих зениц коснулся он:
Отверзлись вещие зеницы,
Как у испуганной орлицы.
(Легенда,»Пророк» (1826))
3.Прощай, свободная стихия!
В последний раз передо мной
Ты катишь волны голубые
И блещешь гордою красой.
Как друга ропот заунывный,
Как зов его в прощальный час,
Твой грустный шум, твой шум призывный
Услышал я в последний раз.
(Элегия,»К морю» (1824))
4.Свет-Наташа! Где ты ныне?
Что никто тебя не зрит?
Иль не хочешь час единый
С другом сердца разделить?
Ни над озером волнистым,
Ни под кровом лип душистым
Ранней-позднею порой
Не встречаюсь я с тобой.
(Мадригал, «К Наташе»(1815))
5.Подруга дней моих суровых,
Голубка дряхлая моя!
Одна в глуши лесов сосновых
Давно, давно ты ждешь меня.
Ты под окном своей светлицы
Горюешь, будто на часах,
И медлят поминутно спицы
В твоих наморщенных руках
(Послание,»Няне» (1826))
6.В сиянье, в радостном покое,
У трона вечного творца,
С улыбкой он глядит в изгнание земное,
Благословляет мать и молит за отца.
(Эпитафия, «Эпитафия младенцу»(1828))
7.Я видел смерть; она в молчанье села
У мирного порога моего;
Я видел гроб; открылась дверь его;
Душа, померкнув, охладела…
Покину скоро я друзей,
И жизни горестной моей
Никто следов уж не приметит;
Последний взор моих очей
Луча бессмертия не встретит,
И погасающий светильник юных дней
Ничтожества спокойный мрак осветит.
(Элегия,»Элегия» (1816))
8.Беги, сокройся от очей,
Цитеры слабая царица!
Где ты, где ты, гроза царей,
Свободы гордая певица?
Приди, сорви с меня венок,
Разбей изнеженную лиру…
Хочу воспеть Свободу миру,
На тронах поразить порок.
(Ода ,«Вольность»(1817))
(Взаимопроверка работы (слайд).
VII.Итог (слайд)
Обобщая все вышесказанное, можно сказать, что жанровое многообразие поэзии Пушкина безмерно. Еще ничего не было сказано о фольклорном жанре песен, а у Пушкина их несколько, в том числе знаменитые «Песни о Стеньке Разине» и «Песнь о вещем Олеге».
А.С. Пушкин не только использовал известные с Античности классические жанры, но расширил и изменил жанровую систему. Он объединил некоторые жанры, допуская жанровые смешения, например, «Деревня» — 1-я часть — пастораль, 2-я — поэтический памфлет, или «К Чаадаеву» — соединение гражданского и дружеского в послании. Более того, во многих стихах поэта вообще происходит стирание границ между жанрами лирических произведений и появляется новая форма — лирическое стихотворение.
Вывод (слайд): — Гений Пушкина проявился не только в содержании, но и в форме, в великом многообразии использования жанров и их смешений.
Игнатьева Елена Константиновна, учитель русского языка и литературы
МОУ Зональной СОШ Зонального района
Проект урока с использованием ИКТ по предмету «Литература»
Литература, 9класс | |||
Тема урока, № урока по теме | Урок№26 «Жанровое многообразие лирики А.С.Пушкина»
| ||
Актуальность использования средств ИКТ | — обогащение учебного материала визуальным представлением через демонстрацию, компьютерные тесты | ||
Цели урока: Создать условия для… | обучающие | развивающие | воспитательные |
-проконтролировать степень усвоения материала, изученного в предыдущих классах по теме «Лирика А.С. Пушкина», а также знаний теории литературы по теме «Род и жанр литературного произведения»; проконтролировать степень усвоения следующих умений и навыков:
| учебно-интеллектуальные: учебно-информационные: — умение планировать свою работу;
| -продолжить работу над культурным, грамотным построением речи и ее выразительностью; -осуществлять нравственное воспитание, обращая внимание на содержание стихов А.С. Пушкина; -включить всех в общеобразовательный процесс, сделав каждого активным участником урока; -формировать умение преодолевать трудности -развивать интеллектуальные способности, требующие переноса полученных знаний и умений в новую ситуацию.
| |
Основные понятия, термины | Словарь: Жанр — это определенная тональность произведения, вызывающая в нас те или иные ожидания
| ||
Используемые ресурсы ИКТ |
| ||
Тип урока | Новых знаний на основе ИКТ | ||
Организационная структура | |||
I этап | Знакомство с новым материалом | ||
Цель | Выбор жанра определяется выбором творческого метода (сентиментализм, романтизм, реализм). Выбор жанра определяется тематикой произведения (гражданская тематика, тема любви, дружбы, философская лирика, тема поэта и поэзии). Значение творчества А.С. Пушкина в расширении и изменении жанровой системы.
| ||
Длительность этапа |
| ||
Основной вид деятельности с ресурсами ИКТ | Демонстрация (мультимедийная коллекция): 1. Презентация 2. Задания | ||
Форма организации деятельности учащихся | — погружение в проблему — постановка проблемного задания — просмотр демонстрируемой коллекции; — анализ просмотра по вопросам проблемного задания | ||
Функции преподавателя | — организующая, инструктивная | ||
Основные виды деятельности преподавателя | — определение темы урока; — совместно с детьми обсуждение темы, постановка целей и задач урока, определение средств их разрешения; — постановка проблемного задания; — демонстрация; — анализ просмотра по вопросам проблемного задания | ||
II этап (на интерактивной доске) | Промежуточный контроль | ||
Учебные упражнения: -Какие основные мотивы пронизывают творчество Пушкина? -Какие главные темы пушкинской лирики? -Как основные мотивы лирики Пушкина реализуются в тематике его поэзии?
| |||
III этап — работа на интерактивной доске
— работа в тетрадях, задания на интерактивной доске | Итоговый контроль | ||
VI. Мини-контроль по теме урока Задание: Определите жанр стихотворения.
| |||
IV этап | Домашнее задание | ||
Учебник | |||
V этап | Подведение итогов | ||
|