Урок-исследование по теме «Жанровое своеобразие рассказа О. Генри «Дары волхвов»
Предмет: литература
Класс: 7
Подготовили:
Ковзик Татьяна Михайловна, учитель русского языка и литературы 1КК МАОУ СОШ №1 г. Ивделя;
Погудина Юлия Александровна, учитель русского языка и литературы ВКК МАОУ СОШ №1 г. Ивделя.
Цель: совершенствование навыков анализа произведений одного жанра
Задачи:
-
развить представление о святочном рассказе, его жанровых признаках;
-
продолжить развитие логического, абстрактного, наглядно-образного мышления; воображения, эмоциональной сферы ребёнка и его творческих способностей; наблюдательности, сообразительности;
-
воспитывать чувство прекрасного.
Функциональные особенности | Содержание этапа относительно темы урока | ||||||||
Мотивация или создание проблемной ситуации | Создание проблемной ситуации, обеспечивающей возникновение предположений, на основании которых формулируется гипотеза-обобщение, обусловливающая необходимость поиска фактов для её обоснования |
Гипотеза: «Дары волхвов» О. Генри — святочный рассказ. Постановка цели исследования. | |||||||
Исследование | Поиск фактов для обоснования или опровержения гипотезы-обобщения | Работа в малых группах (сопоставлении рассказа О. Генри с одним ранее изученным произведением (названы в схеме на первом этапе урока)) Инструктаж работы в группах. Каждой группе выдан рабочий лист, содержащий инструкцию (инструктивный план), который поможет обучающимся организовать работу в группе. Инструкция:
“Схема ответа”
| |||||||
Обмен информацией | Изложение результатов исследования | Выступление групп (результаты исследования) | |||||||
Организация информации
| Сортировка или классификация полученных в результате исследования фактов с целью их оценки по отношению к гипотезе-обобщению и осознания обоснованности рассматриваемой гипотезы | Заполнение таблицы на основе обобщения результатов групповой работы (осуществляется при помощи интерактивной доски или мультимедийной установки) «Исследование: «Дары волхвов» О. Генри — святочный рассказ».
Таким образом, на доске появляются все жанровые особенности рассказа О. Генри «Дары волхвов»
| |||||||
Связывание информации | Формулирование заключения о доказанности гипотезы на основании оценённых и систематизированных ранее данных (определение границ обоснованности гипотезы-обобщения) | — Посмотрите на доску. Как связана заполненная нами таблица с гипотезой, выдвинутой в начале урока?(Вывод о доказанности гипотезы)
| |||||||
Подведение итогов, рефлексия | Оценивание малых гипотез, вытекающих из основной гипотезы-обобщения, осмысление её значения, уточнение, развитие. Рефлексия | Вернемся к схеме, с которой мы начали работу. Нам удалось обнаружить не только сходства, но и различия. Какой вывод мы теперь можем сделать? Достигнута ли нами поставленная задача исследования? Каким образом она достигнута? Что осталось невыясненным, непонятным? Заключение: «Дары волхвов» О. Генри – святочный рассказ. Однако этот рассказ имеет не только общие черты с проанализированными нами произведениями, но и отличия. Следовательно, жанр святочного рассказа изменяется с течением времени и под влиянием национальных традиций. | |||||||
Применение (домашнее задание) | Использование обоснованной в ходе исследования гипотезы-обобщения в новых условиях для понимания новых частных случаев | Самостоятельная письменная работа на выбор: — «Чему научил меня рассказ О. Генри «Дары волхвов» — «Смысл названия рассказа О. Генри «Дары волхвов» |