Урок-исследование по теме «Жанровое своеобразие рассказа О. Генри «Дары волхвов»

Предмет: литература

Класс: 7

Подготовили:

Ковзик Татьяна Михайловна, учитель русского языка и литературы 1КК МАОУ СОШ №1 г. Ивделя;

Погудина Юлия Александровна, учитель русского языка и литературы ВКК МАОУ СОШ №1 г. Ивделя.

Цель: совершенствование навыков анализа произведений одного жанра

Задачи:

  • развить представление о святочном рассказе, его жанровых признаках;

  • продолжить развитие логического, абстрактного, наглядно-образного мышления; воображения, эмоциональной сферы ребёнка и его творческих способностей; наблюдательности, сообразительности;

  • воспитывать чувство прекрасного.

Этап

Функциональные особенности

Содержание этапа относительно темы урока

Мотивация или создание проблемной ситуации

Создание проблемной ситуации, обеспечивающей возникновение предположений, на основании которых формулируется гипотеза-обобщение, обусловливающая необходимость поиска фактов для её обоснования

    1. Психологический настрой.

    2. Сообщение темы урока.

    3. Определение темы исследования.

    4. Создание проблемной ситуации

Г.Х. Андерсен «Девочка со спичками», 1845г.

Ф.М Достоевский «Мальчик у Христа на елке», 1875г.

А.И. Куприн «Чудесный доктор», 1897г.

О. Генри «Дары волхвов», 1905г.

Гипотеза: «Дары волхвов» О. Генри — святочный рассказ.

Постановка цели исследования.

Исследование

Поиск фактов для обоснования или опровержения гипотезы-обобщения

Работа в малых группах (сопоставлении рассказа О. Генри с одним ранее изученным произведением (названы в схеме на первом этапе урока))

Инструктаж работы в группах.

Каждой группе выдан рабочий лист, содержащий инструкцию (инструктивный план), который

поможет обучающимся организовать работу в группе.

Инструкция:

  1. Сопоставьте «Дары волхвов» О. Генри с ранее изученным произведением. В процессе работы опирайтесь на высказывание Н. С. Лескова: «От святочного рассказа требуется, чтобы он был приурочен к событиям святочного вечера в канун Рождества, чтобы он был сколько-нибудь фантастичен, имел какую-нибудь мораль… и наконец, чтобы он оканчивался непременно весело».

  2. Определите близкие содержательные черты и отличия в двух произведения (обратите особое внимание на следующие вопросы: когда происходит действие рассказа, что происходит, каким образом происходит?).

  3. Определите общие жанровые черты или жанровые отличия в двух эпических произведений (обратите особое внимание на следующие вопросы: принадлежность к литературному роду, количество сюжетных линий, конфликт, наличие развернутой жизненной истории персонажей, количество персонажей).

  4. Попытайтесь определить отличия двух произведений.

  5. Подготовьтесь к выступлению, пользуясь “Схемой ответа”.

Схема ответа”

  1. Мы сопоставили два произведения: ________________________________________________.

  2. Нам удалось выяснить, что общими для двух произведений являются следующие содержательные черты _____________________________________________________________.

  3. Также произведения сближают следующие жанровые черты: ______________________________.

  4. Вместе с тем, мы установили, что эти произведения отличаются ___________________________.

  5. Мы сделали заключение, что _________________________________________________________.

Обмен информацией

Изложение результатов исследования

Выступление групп (результаты исследования)

Организация информации

 

Сортировка или классификация полученных в результате исследования фактов с целью их оценки по отношению к гипотезе-обобщению и осознания обоснованности рассматриваемой гипотезы

Заполнение таблицы на основе обобщения результатов групповой работы (осуществляется при помощи интерактивной доски или мультимедийной установки)

«Исследование: «Дары волхвов» О. Генри — святочный рассказ».

Святочный

Рассказ

Таким образом, на доске появляются все жанровые особенности рассказа О. Генри «Дары

волхвов»

Связывание информации

Формулирование заключения о доказанности гипотезы на основании оценённых и систематизированных ранее данных (определение границ обоснованности гипотезы-обобщения) 

Посмотрите на доску. Как связана заполненная нами таблица с гипотезой, выдвинутой в начале урока?(Вывод о доказанности гипотезы)

Подведение итогов, рефлексия

Оценивание малых гипотез, вытекающих из основной гипотезы-обобщения, осмысление её значения, уточнение, развитие. Рефлексия

Вернемся к схеме, с которой мы начали работу. Нам удалось обнаружить не только сходства, но и различия. Какой вывод мы теперь можем сделать?

Достигнута ли нами поставленная задача исследования? Каким образом она достигнута? Что осталось невыясненным, непонятным?

Заключение: «Дары волхвов» О. Генри – святочный рассказ. Однако этот рассказ имеет не только общие черты с проанализированными нами произведениями, но и отличия. Следовательно, жанр святочного рассказа изменяется с течением времени и под влиянием национальных традиций.

Применение (домашнее задание)

Использование обоснованной в ходе исследования гипотезы-обобщения в новых условиях для понимания новых частных случаев

Самостоятельная письменная работа на выбор:

— «Чему научил меня рассказ О. Генри «Дары волхвов»

— «Смысл названия рассказа О. Генри «Дары волхвов»

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here