Урок-размышление по рассказу А.Платонова «Юшка», 7-й класс. Тема урока «Жить по законам человечности…»
Цели и задачи урока: создать условия для
-
воспитания духовно-нравственной личности, умеющей сострадать;
-
обучения умению анализировать литературный текст;
-
выделять основные проблемы, поднятые автором в произведении.
Оборудование: презентация: слайды по каждому этапу урока (Приложение 1)
Эпиграфы:
Не воздавайте злом за зло.
(Из Библии)
Добро из добра приходит.
(Пословица)
Жизнь дана на добрые дела.
(Пословица)
ХОД УРОКА
1. Орг.момент
Сообщаю, что урок не совсем обычный: придется составлять кластеры, синквейны, составлять сравнительные таблицы.
2. Информация об авторе
На доске портрет Андрея Платонова и таблица
ХОЧУ УЗНАТЬ | УЗНАЛ | |
|
|
|
|
|
|
(слайд 4)
– Ребята, что вы знаете об этом писателе? (Ответы вписываются в первую колонку таблицы.)
–.Что вы хотите о нем узнать? (Ответы вписываются во вторую колонку таблицы.)
Учитель предлагает информацию об авторе (слайд 5). Познакомившись сданным материалом, ученики заполняют третью колонку таблицы. Идет обсуждение.
3. Стадия вызова
Учитель. Никто не рождается нищим, так же как жестоким и бессердечным. К подобному своему состоянию человек приходит постепенно, по мере получения им жизненного опыта и под влиянием обстоятельств. И как важно в любой жизненной ситуации не ожесточиться, не потерять любви к этому миру со всеми его недостатками, которые мы сами большей частью порождаем. Нормальный полноценный человек никогда не сможет отгородиться от бед и проблем других. Наоборот, помогая другим, он прежде всего помогает себе, оберегает себя от жестокосердия, уныния и безразличия. Пропустив через себя боль другого человека, вы излечитесь от собственной боли. Не бойтесь делать добро – вам станет от этого радостно и мирно, не бойтесь отдавать частичку своего сердца, милосердия.
Скажите, что значит жить по законам человечности? Составьте кластер (слайды 6, 7).
4. Словарная работа
– Найдите в толковом словаре лексическое значение слов: милосердие, сострадание, праведник (слайд 8). Запишите в тетрадь.
Учитель. Жить праведной жизнью, жить по законам человечности – значит жить по правде ,по совести, по-доброму .Праведники ,как и малые дети, лишенные злопамятства, мстительности и злобы, они не отвечают на зло злом ,не утрачивают веры в людей ,подобно библейскому закону не ожесточаются, а продолжают любить людей. Таковым и является главный герой рассказа Платонова” Юшка”. Обратимся к тексту рассказа.
5. Стадия осмысления
А) Работа с текстом: чтение рассказа выборочно.
Б) По ходу чтения составить сравнительную таблицу, которая поможет понять:”По каким законам живет Юшка и его односельчане?” (слайд 10).
Чем Юшка отличается от односельчан? | |
|
|
В) Беседа по вопросам (слайд 11):
1. Какие чувства вызвал у вас герой рассказа А.Платонова “Юшка”? (Герой рассказа честный и добрый, живет по законам Божьим).
2. Что завещал нам всем Юшка? (Не утомляясь, утолять страдания души и тела, младших братьев наших, каждого листочка, цветка на планете Земля.)
3. Прав ли был Юшка, говоря, что народ его любит? (Нет, люди жестоки по отношению к Юшки…)
4. Как узнали люди о добром деле Юшки, которое он делал всю жизнь?
5. Умирает Юшка – непонятый черствыми людьми, обиженный их жестокостью, равнодушием. Хуже или лучше стало людям изменились ли они? (Люди впервые попросили у Юшки, уже мертвого прощение, без него людям стало хуже жить, потому что теперь вся злоба оставалась среди людей… )
Вывод: (слайд 12)
Учитель: В Библии сказано: «Побеждай зло ДОБРОМ». Главный герой рассказа А.Платонова «Юшка» жил по законам человеческим и своим ДОБРОМ победил людское зло. Счастлив человек, несущий людям тепло, добро, счастлив человек не только получающий, но и дающий. Послушайте молитву одного итальянского проповедника, который свою жизнь посвятил служению Богу и людям.
Молитва.
Помоги мне, господи!
Сделай руки мои проявлением твоего мира.
И туда где ненависть, дай мне принести ЛЮБОВЬ;
И туда, где обида, дай мне принести ПРОЩЕНИЕ;
И туда, где рознь дай мне принести ЕДИНСТВО;
И туда, где заблуждение, дай мне принести ИСТИНУ;
И туда, где сомнения, дай мне принести ВЕРУ;
И туда, где отчаяние, дай мне принести НАДЕЖДУ;
И туда, где мрак, дай мне принести СВЕТ;
И туда, где горе, дай мне принести РАДОСТЬ!
Помоги не столько искать утешение, сколько утешать;
Не столько искать понимания, сколько понимать;
Не столько искать, сколько любить!
Ибо, кто отдает – тот получает,
Кто забывает себя – вновь себя обретает,
Кто прощает – тому прощается!
6. Рефлексия (слайд 14)
Учитель. Мы сегодня говорили о добре и милосердии. Какие мысли возникли у вас после нашего разговора? Напишите четверостишие, мини-сочинение, синквейн…
7. Презентация творческих работ
8. Домашнее задание: написать отзыв о рассказе.