Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение поселка городского типа Афипского МО Северского района Краснодарского края

Урок литературы в 5 классе

Проектная деятельность

«Знакомство с мифами о Геракле. Миф «Золотые яблоки Гесперид»

Саенко К.А.

Учитель русского языка и литературы

МАОУ лицей пгт Афипского

МО Северский район

2013 г.

Тема урока: «Знакомство с мифами о Геракле. Миф «Золотые яблоки Гесперид»

Тезисы к уроку

Проектная деятельность. Одна из самых интересных форм урока, требует огромной подготовки, как со стороны учителя, так и со стороны детей. Детям дается задание, начинается огромный процесс в создании проекта: ставятся цели и задачи, ищется материал, картинки, фотографии и т. д.

Результатзащита проектов на уроке. Идет совместное обсуждение, выставляются оценки. Данная форма работы развивает огромный интерес к предмету и к творчеству ребенка.

Цель урока: Создание проекта с использованием программ PowerPoint.

Задачи урока:

  • Познакомить учеников с понятиями «миф», «мифология».

  • Раскрыть многозначность понятия «герой» в древнегреческих мифах.

  • Показать, как складывается образ положительного героя в мифах о Геракле.

  • Вызвать интерес учеников к древнегреческим мифам.

  • Создание проекта.

  • Защита проекта.

Ожидаемые результаты:

После этого урока ученики смогут:

  • Получить навыки работы с презентацией.

  • Разрабатывать дизайн презентации.

  • Получить навыки работы с текстом.

  • Проявлять творческие способности при работе с проектом.

Тип урока

Формирование навыков и умений.

Вид урока

Создание и защита проекта

План урока

  1. Проверка домашнего задания.

  2. Вступительное слово учителя.

  3. Работа со словарем.

  4. Представление детских работ (презентации о Геракле)

  5. Чтение и обсуждение мифа «Золотые яблоки Гесперид»

  6. Мультимедийная викторина, подготовленная учащимися.

  7. Подведение итогов, оценивание.

Оборудование

  • Проектор, презентация «Знакомство с мифами о Геракле. Миф «Золотые яблоки Гесперид».

  • Выставка книг (Н. А. Кун «Легенды и мифы Древней Греции»; В. В. Смирнова «Герои Эллады»; В. В. И Л. В. Успенские «Мифы Древней Греции: «Золотое Руно», «12 подвигов Геракла»).

Ход урока:

Повторение: (слайд 1)

(слайд 2)

(слайд 3)

    1. Кто старше всех греческих богов?

    2. Кто был отцом бога Зевса?

    3. Что означает имя титана Кроноса?

    4. Как поделили мир боги – сыновья Кроноса?

    5. Почему греческих богов называют олимпийцами?

    6. Кто такие герои в греческой мифологии?

Здравствуйте ребята, на прошлых уроках мы говорили о мифах сотворения мира. Вам было дано задание, прочитать миф «Золотые яблоки Гесперид», подготовить проект о подвигах Геракла, подготовить мультимедийную викторину по мифам Древней Греции.

Вступительное слово учителя: (слайд 4)

Древнегреческая мифология – сокровищница мировой культуры. До наших времен в огромном количестве дошли источники древнегреческой литературы, откуда мы черпаем сведения о греческой мифологии. Главные источники – поэмы «Илиада» и «Одиссея», автором которых считается Гомер, собиратель легенд и преданий. На протяжении веков греческие мифы изучались и творчески перерабатывались, мифологические образы обрели вторую жизнь в произведениях литературы, живописи, скульптуры, театра, прикладного искусства. Греческая мифология оказала огромное влияние на развитие культуры и цивилизации в целом.

Один из самых известных мифологических персонажей – Геракл. В мифах других народов есть «двойники», подобные Гераклу боги-герои. У римлян – Геркулес, у вавилонян – Гигальмеш, у финикийцев – Мелькарт (бог). Эти герои, подобно Гераклу, ходили на край света, совершали великие подвиги, страдали, побеждали. (Слайд 5)

Работа со словарем: (слайд 6)

Найдите пожалуйста в толковом словаре С. И. Ожегова значение слова «герой».

  1. Человек, совершающий подвиги, необычный по своей храбрости, доблести, самоотверженности…

  2. Главное действующее лицо литературного произведения…

  3. Человек, воплощающий в себе черты эпохи, среды…

  4. Тот, кто привлек к себе внимание (чаще о том, кто вызывает восхищение, подражание, удивление…)

Презентация творческих проектов учащихся.

Чтение и обсуждение мифа «Золотые яблоки Гесперид»: (слайд 7-8)

  1. Кто такой Атлант?

  1. С какой целью Эвристей дал Гераклу задание добыть золотые яблоки?

  1. Какими способами показана в мифе тяжесть небесного свода, и который держал Атлант?

  1. Какова роль богини Афины в истории с золотыми яблоками?

  1. Почему добыча яблок Гесперид названа самым трудным подвигом Геракла?

  1. Как ваши представления о Геракле совпадают с изображением его на иллюстрации?

  1. В каких сказках вы встречали образы этого мифа?

Мультимедийная викторина, подготовленная учащимися.

Просмотр викторины и участие в ней.

Подведение итогов, оценивание.

Давайте подведем итоги. Сегодня мы с вами прослушали и просмотрели проекты о Геракле, поучаствовали в викторине по мифам Древней Греции. У всех получились очень интересные и разные работы (идет демонстрация проектов). Всем большое спасибо за работу, до свидания!

Домашнее задание: (слайд 9)

  1. Написать небольшое сочинение-рассуждение: «Почему Геракл – любимый герой древнегреческих мифов?»

  2. Нарисовать иллюстрации к одному из подвигов Геракла.

Слайд 10

При подготовке к уроку были использованы следующие ресурсы:

  1. Егорова Н. В. Универсальные поурочные разработки по литературе 5 класс. – М.: ВАКО, 2009. – 416 с.

  2. Толковые словари

  3. Материалы сети Internet

  4. Собственные разработки презентаций.

  5. Работы учащихся.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here