Шкапо Надежда Валерьевна
Муниципальное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная с углублённым
изучением отдельных предметов г. Пушкино»
Московской области
Конспект урока по литературному чтению.
Константин Дмитриевич Бальмонт. Русский язык.
(по программе «Начальная школа 21 века» 4 класс)
Задачи:
Обучающие:
— продолжить работу над произведениями К.Д.Бальмонта;
— учить различать стихи поэта по темам;
— закрепить понятия «строфа», «эпитет», «метафора», «олицетворение»;
— вспомнить изученные сказки, былины, легенды о героях, о героях которых
говорится в стихотворении;
отрабатывать навык выразительного чтения.
Развивающие:
— развивать речевые умения учащихся, образное и логическое мышление,
творческие способности, умения анализировать, обобщать;
— формировать читательскую самостоятельность.
Воспитывающие:
-воспитание патриотического отношения к родному языку, к Родине;
-воспитание необходимых учебных качеств: усидчивости, дисциплинированности, взаимоуважения.
Ход урока
I. Организационный момент.
-Здравствуйте, ребята. Садитесь.
-Ребята, готовы к уроку?
На вас надеюсь я друзья!
Мы хороший дружный класс,
Всё получится у нас!
-Мы с вами сейчас выполним несколько упражнений, которые помогут настроиться на
работу:
а) «кнопки мозга»;
б) «кнопки энергетического баланса»;
в) «думающая шляпа».
(эти упражнения являются кинезиологическими, они и ряд других систематически используются на уроках)
II. Повторение изученного материала (актуализация знаний)
-Посмотрите на доску и прочитайте тему урока.
-Над каким произведением будем работать? («Русский язык»)
-Кто автор? (Константин Дмитриевич Бальмонт)
-Сегодня на уроке мы вспомним темы изученных стихотворений Константина Дмитриевича Бальмонта, познакомимся с новым произведением «Русский язык», выясним значения трудных слов, поработаем над художественными средствами, которые использовал поэт в стихотворении «Русский язык».
-Вспомним, на какие темы писал Бальмонт. Возьмите карточки. Напишите тему и название произведения.
(Дети работают самостоятельно. Приложение 1.)
-Проверим, о чём писал поэт в своих стихотворениях? (фронтальная проверка, учащиеся отвечают, учитель прикрепляет карточки с соответствующим ответом на доску или можно использовать программу Microsoft Office Power Point).
-Посмотрите, на какие разнообразные темы писал автор. А можно ли по названию произведения определить тему? (да)
-Да, как правило тема выносится в заголовок.
-А теперь мы знакомимся с новым произведением Константина Дмитриевича Бальмонта «Русский язык».
-Но прежде, чем начнём читать стихотворение, объясним трудные, не всегда понятные слова. Это слова: вертеп, зарница, жалейка, доезжачий, ярит, савраска, рысак, ладан.
-Значение этих слов посмотрели в словарях некоторые ребята (4 учащихся читают значения слов – по 2 значения каждый).
-Посмотрите, здесь краткое значение этих слов. (Учитель показывает на доску, где есть на карточках значения слов. Можно опять использовать программу Microsoft Office Power Point).
III. Первичное восприятие текста.
-Откройте учебники на стр.213.
-Я прочту стихотворение Константина Дмитриевича Бальмонта «Русский язык», а вы внимательно послушайте. Можно следить.
(чтение учителем стихотворения, звучит музыка Э. Грига «Утро» из сюиты «Пер Гюнт»)
-Как вам стихотворение? (ответы детей)
IV. Работа с текстом произведения.
-Обратимся к тексту произведения, попробуем выяснить, что такое русский язык в понимании поэта.
-Попытаемся выразительно прочитать.
1 ученик 1 и 2 строфы
2 ученик 3 и 4 строфы
3 ученик 5 и 6 строфы
-Прочитайте строчку, в которой говорится о былинном герое. («…Про Соловья-разбойника былины…»)
-Назовите произведение, в котором один из главных героев Соловей-разбойник. ( Илья Муромец и Соловей-разбойник)
-Для поэта русский язык – это язык русских былин.
(На доске: «русский язык – это …). Учитель прикрепляет карточку «былин» или используется программа Microsoft Office Power Point)
-Читаем дальше.
4 ученик 7 и 8 строфы
-Вам ничего не напоминают строчки:
Баю-баю. Мой милый. Ты уснул? (колыбельная песня)
-Родной язык колыбельных песен, только он может передать всю любовь и нежность матери к своему ребёнку. Для автора нашего стихотворения русский язык становится языком колыбельных песен.
(учитель прикрепляет карточку «колыбельных песен» или используется программа Microsoft Office Power Point)
-Продолжаем.
5 ученик 9 и 10 строфы
-О каком Олеге идёт речь в этих строках?
-Какое произведение вспоминаем? ( А.С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге»)
-Вспоминая «Песнь о вещем Олеге», мы вспоминаем её автора, великого национального поэта Александра Сергеевича Пушкина, так русский язык, в понимании Бальмонта,- это язык поэзии Пушкина.
-Дальше.
-Прочитайте строчку, которая отправит нас в сказочный мир. («…Не звал ли в полночь нас полёт Жар-птицы?)
-О каком произведении может идти речь? ( П.П. Ершов «Конёк-горбунок»)
-Узнавая сказку «Конёк-горбунок», мы вспоминаем и русские народные сказки и замечательный русский язык, которым они написаны. Так русский язык становится языком сказок.
(учитель прикрепляет карточку «сказок» или используется программа Microsoft Office Power Point)
-А строчка «И ты пойдёшь дорогой Ермака…» помогает вспомнить какое произведение? («Легенда о Ермаке»)
— Так в стихотворении утверждается мысль о том, что русский язык – это и язык русских легенд.
(учитель прикрепляет карточку «легенд» или используется программа Microsoft Office Power Point)
-Дальше.
6 ученик 11 и 12 строфы
7 ученик 13 и 14 строфы
8 ученик 15 и 16 строфы
-Чьё имя вы услышали в этих строках? (имя Петра I)
-Какое историческое событие, очень важное в развитии нашего государства, описывается здесь? ( Семён Дежнев открыл пролив, отделяющий Азию от Америки и соединяющий Северный Ледовитый и Тихий океаны. Более того, если Берингу не удалось пройти всего пролива, а пришлось ограничиться плаванием только в его южной части, Семен Дежнев прошел его весь, с севера на юг, по всей его длине. Семен Дежнев известен также открытием Камчатки, которую присоединит к российскому государству его земляк Владимир Атласов. Ерофей Хабаров совершил ряд походов в Приамурье, составил «Чертёж реке Амуру» и положил начало заселению русскими людьми этой территории.)
-И Пётр I, и Семён Дежнёв, и Ерофей Хабаров, и многие другие замечательные люди посвятили свою жизнь служению России, её величию, её процветанию, её независимости. И поэтому Бальмонт не мог не сказать в своём стихотворении об этом. И русский язык, в понимании поэта, — это язык великих исторических событий и выдающихся исторических деятелей.
(учитель прикрепляет карточку «исторических событий» или используется программа Microsoft Office Power Point)
-Но понятие «русский язык» — ещё шире, глубже, многообразнее.
-Я вам прочитаю строки, попробуйте догадаться, о чём идёт речь?
В нём воркованье голубя весной,
Взлёт жаворонка к солнцу – выше, выше.
Берёзовая роща. Свет сквозной.
Небесный дождь, просыпанный по крыше.
Журчание подземного ключа.
Весенний луч, играющий по дверце.
(поэт говорит о природе, о небе, о земле и т.д.)
-Совершенно верно. Поэт описывает здесь природу России, неповторимую её красоту. Русский язык стал для него языком родной природы.
(учитель прикрепляет карточку «родной природы» или используется программа Microsoft Office Power Point)
-И ещё мне хочется обратить ваше внимание на следующие строки:
Пастуший рог. Жалейка до зари.
Родимый дом. Тоска острее стали.
-Как вы думаете, с чем ещё связано понятие «русский язык» для поэта? (с родным домом)
-Русский язык для него – язык Родины, родного дома. России.
(учитель прикрепляет карточку «Родины» или используется программа Microsoft Office Power Point)
-Теперь немного отдохнём. Встали и выполним упражнения:
а) «перекрёстные движения»;
б) «сова».
-Давайте посмотрим, как такое удивительно тонко восприятие языка удалось передать поэту. Какие художественные средства использовал автор?
-Вспомните и назовите известные вам художественные приёмы. (метафора, олицетворение, сравнение, эпитет)
-А теперь найдём их в тексте и назовём.
-Что такое логическое ударение?
-Пауза?
-Почему это так важно?
-Дома, готовя это стихотворение для выразительного чтения, обращайте внимание на логические ударения, паузы, темп и ритм чтения.
IV. Обобщение
-Так что же такое русский язык в понимании Константина Дмитриевича Бальмонта?
-Русский язык – это язык…Вместе (хором прочитывают получившуюся схему)
V. Итог урока.
-Как вы думаете, почему такое необычное стихотворение могло появиться в творчестве поэта. Может быть, вам поможет его биография? (поэт много путешествовал, вынужден был жить за границей, тосковал по Родине)
-Я с вами согласна. Действительно, Бальмонт много путешествовал и побывал во многих странах. И где бы он не был, всегда тосковал по России. Поэт знал более 30 языков, и когда он сравнивал их, понимал, что такого многообразия художественных средств нет ни в одном языке.
-Несмотря на то, что Константин Дмитриевич эмигрировал из России, он продолжал любить свою Родину. И все эти чувства он выразил в стихотворении «Русский язык».
-И закончить наш урок я хочу отрывком из стихотворения в прозе Ивана Сергеевича Тургенева «Русский язык».
-Я выбрала его не случайно. Мне показалось. Что слова писателя очень созвучны с замыслом Константина Дмитриевича Бальмонта.
«Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей Родины, – ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык».
VI. Ваше домашнее задание будет подготовиться к выразительному чтению (запись домашнего задания).
-Спасибо за урок.
Приложение 1.
Язык, великолепный наш язык.
Речное и степное в нем раздолье,
В нем клекоты орла и волчий рык,
Напев и звон и ладан богомолья.
В нем воркованье голубя весной,
Взлет жаворонка к солнцу — выше, выше.
Березовая роща. Свет сквозной.
Небесный дождь, просыпанный по крыше.
Журчание подземного ключа.
Весенний луч, играющий по дверце.
В нем Та, что приняла не взмах меча,
А семь мечей — в провидящее сердце.
И снова ровный гул широких вод.
Кукушка. У колодца молодицы.
Зеленый луг. Веселый хоровод.
Канун на небе. В черном — бег зарницы.
Костер бродяг за лесом, на горе,
Про Соловья-разбойника былины.
«Ау?» в лесу. Светляк в ночной поре.
В саду осеннем красный грозд рябины.
Соха и серп с звенящею косой.
Сто зим в зиме. Проворные салазки.
Бежит савраска смирною рысцой.
Летит рысак конем крылатой сказки.
Пастуший рог. Жалейка до зари.
Родимый дом. Тоска острее стали.
Здесь хорошо. А там — смотри, смотри.
Бежим. Летим. Уйдем. Туда. За дали.
Чу, рог другой. В нем бешеный разгул.
Ярит борзых и гончих доезжачий.
Баю-баю. Мой милый! Ты уснул?
Молюсь. Молись. Не вечно неудачи.
Я снаряжу тебя в далекий путь.
Из тесноты идут вразброд дороги.
Как хорошо в чужих краях вздохнуть
О нем — там, в синем — о родном пороге.
Подснежник наш всегда прорвет свой снег.
В размах грозы сцепляются зарницы.
К Царьграду не ходил ли наш Олег?
Не звал ли в полночь нас полет Жар-птицы?
И ты пойдешь дорогой Ермака,
Пред недругом вскричишь: «Теснее, други!»
Тебя потопит льдяная река,
Но ты в века в ней выплывешь в кольчуге.
Поняв, что речь речного серебра
Не удержать в окованном вертепе,
Пойдешь ты в путь дорогою Петра,
Чтоб брызг морских добросить в лес и в степи.
Гремучим сновиденьем наяву
Ты мысль и мощь сольешь в едином хоре,
Венчая полноводную Неву
С Янтарным морем в вечном договоре.
Ты клад найдешь, которого искал,
Зальешь и запоешь умы и страны.
Не твой ли он, колдующий Байкал,
Где в озере под дном не спят вулканы?
Добросил ты свой гулкий табор-стан,
Свой говор златозвонкий, среброкрылый —
До той черты, где Тихий океан
Заворожил подсолнечные силы.
Ты вскликнул: «Пушкин!» Вот он, светлый бог,
Как радуга над нашим водоемом.
Ты в черный час вместишься в малый вздох.
Но Завтра — встанет! С молнией и громом!
Приложение 2.
Оформление доски
Константин Дмитриевич Бальмонт (1867-1942) «Русский язык» |
Вертеп — кукольный театр для уличных представлений | |
О природе: «Снежинка», «К зиме», «Камыши» | Портрет писателя | Жалейка – музыкальный инструмент |
О Родине: «Россия» | Русский язык – это язык… | Ярит – приводит в ярость |
Ладан – ароматическая смола | ||
Сказочные: «У чудищ» | былин | Савраска – лошадь красно-рыжего цвета |
колыбельных песен | ||
О рождении стихов «Как я пишу стихи» | сказок | Рысак – породистая лошадь, которая бежит рысью |
легенд | ||
| исторических событий | Доезжий – надсмотрщик над охотничьими собаками |
родной природы | ||
родного дома | Зарница – отблеск дальних границ | |
|
Список использованных источников
1. Ефросинина Л.А. Учебная хрестоматия. Литературное чтение. Ч.II.-М.:Вента-Граф,2009.
2. Ожегов С.И. Толковый словарь.-М.:Оникс, 2010.
3. Тургенев.И.С. Избранное. Классическая библиотека «Современника».-М.: Современник,1979.
4.http://poiskm.ru/?q=%D0%93%D1%80%D0%B8%D0%B3+%D1%83%D1%82%D1%80%D0%BE&c=search&xbds=1
5.http://images.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%B1%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BC%D0%BE%D0%BD%D1%82&rpt=simage&img_url=img-fotki.yandex.ru%2Fget%2F5807%2Fcazartsev2010.b%2F0_614af_cd5b715a_XL&noreask=1&lr=10748&p=7