Урок литературного чтения

Тема: Е. Чарушин. Сказка «Рукавичка»

Цели: знакомство со сказкой «Рукавичка».

Задачи урока:

обучающие: формировать навыки правильного, выразительного, беглого,

сознательного чтения;

закреплять литературоведческие понятия «авторская сказка» и

«народная сказка»;

воспитывающие: – воспитывать самостоятельность;

творческую активность;

эстетическое восприятие произведений искусства;

воспитывать чувство красоты, интерес к творчеству, живописи, музыке

развивающие: развивать внимание, воображение, наблюдательность,

творческие способности.

Оборудование урока:

  • презентация к уроку.

  • книга «Рукавичка»

  • карточки (3) с пословицей, развешенной в разных частях класса (Не учись разрушать, а учись строить)

  • На доске солнышко с лучиками (надписи: «Мне хочется», « Мы постараемся»)

  • Плакат для рефлексии «Метод острова».

Ход урока:

Звенит звоночек (музыка звонка в презентации)

I. Организационный момент.

Прозвенел звонок для нас.
Все зашли спокойно в класс.
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.
Тихо сели, спинки прямо.
Вижу, класс наш хоть куда.
Мы начнём урок, друзья.
Будем отвечать активно,
Хорошо себя вести,
Чтобы гости дорогие.
Захотели вновь прийти!

Учитель: Улыбнулись и сказали: « Всем, всем — доброе утро!»

  1. На доске солнышко с тучками и лучиками

Мне

хочется

Мы

постараемся

II . Дыхательная гимнастика.

1. Завели машину

Завели машину,

(Вдох.)

Ш-ш-ш-ш,

(Выдох.)

Накачали шину,

(Вдох.)

Ш-ш-ш-ш,

(Выдох.)

Улыбнулись веселей и поехали быстрей,

(Вдох.)

Ш-ш-ш-ш-ш-ш.

(Выдох.)

  1. Скороговорка:

Учитель: Кто хочет разговаривать,
Тот должен выговаривать.
Всё правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.
Дети: Мы будем разговаривать,
И будем выговаривать.
Всё правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.

III . Актуализация знаний

  1. Постановка цели и темы урока (музыка – песня « Приходи сказка»)

Слайд №1

— Кто зовёт нас в гости?

— Кто догадался, чему будет посвящён наш урок?

— Вы любите сказки? Сегодня мы заглянем в волшебный мир сказки.

— Кто знает, какие бывают сказки?

  1. Проверка домашнего задания

— Какую сказку мы читали на прошлом уроке? (Слайд №2)

-Чтение отрывка на странице 33

— Вспомните, как себя называли звери в данной сказке? (мышка-норушка, лягушка-квакушка, заяц-на горе увёртыш, лисичка-сестричка)

— Кто написал эту сказку?

( Слайд № 3)

4. Сказки можно разделить на две группы

Сказки

народные авторские

— Почему они называются народными?

— Приведите примеры таких сказок. («Колобок», «Гуси лебеди», «Репка»…)

— Почему называются авторскими?

— Какие авторские сказки вы читали? ( «Три медведя» Л.Толстой, Гаршин «Лягушка путешественница», Андерсен, Пушкин)

IV. Знакомство с новой темой

* Сказки живут в каждом народе и передаются из поколения в поколение.

* Сегодня мы познакомимся с ещё одной авторской сказкой, а вот какого автора вы должны угадать.

* Название этой сказки вы прочтете по первым буквам изображённых предметов. (Слайд №4.)

-Кто назовёт тему урока? (Слайд № 5)

-Что мы будем делать на уроке? (читать, пересказывать, отвечать на вопросы)

На солнышке прикрепляется надпись на лучик

1

Знакомство с русской народной

сказкой

.

Ф И З К У Л Ь Т М И Н У Т К А

V. Работа по теме урока

  • А сейчас я прочитаю вам русскую народную сказку «Рукавичка». Эта сказка очень похожа на сказку «Теремок»

-Чем?

а) Чтение сказки учителем. (Слайды № 6-13)

б )Работа с текстом

-Чем похожи сказки?

-Кого из героев нет в сказке «Теремок»? (кабана — клыкана)

— Давайте сравним, как называли себя звери в этих сказках. (Слайд № 14)

Мышка-норушка мышка-поскребушка

Лягушка-квакушка лягушка-попрыгушка

Заяц-на горе увёртыш зайчик-побегайчик

Лисичка-сестричка Лисичка-сестричка

Волчок-серый бочок Волчок-серый бочок

Медведь-люблю реветь Медведюшка-батюшка

* Можно ли сказать, что народ очень наблюдательный и внимательный, так как подметил особенности поведения зверей. Про мышку можно сказать и то, что она «норушка», и то, что она «поскребушка». Почему? (Живет в норке и скребется)

— Про лягушку можно сказать «квакушка» и «поскакушка» («попрыгушка») Почему? (Она квакает и скачет)

-Хорошо ли , что все звери собрались вместе? Как они жили? Почему?

-Плохо ли деду без рукавички?

в) Лексическая работа. (Слайд № 15)

Прочтите слова, записанные на экране, сначала по слогам, а потом целыми словами.

                            об-ро-нил – обронил
                             по-пры-гуш-ка – попрыгушка
                             по-скре-буш-ка – поскребушка
                             спра-ши-ва-ет – спрашивает
                             по-бе-гай-ка – побегайка
                             сест-рич-ка – сестричка
                             бре-дет – бредет
                             не по-вер-нуть-ся [ца] – не повернуться
                             под-хо-дит – подходит
                             ра-зо-рве-тся [ца] – разорвется
                             по-ше-ве-ли-ва-ет-ся [ца] – пошевеливается

Объясните значение слов:

Бредет – идет медленно, с трудом.
Врассыпную – в разные стороны.
Обронил – уронил.

г) Чтение по цепочке.

д) Игра «Покажи героя сказки» (Слайд № 16)

На солнышке появляется лучик с надписью

— Я буду называть героя сказки, а вы должны будете изобразить с помощью движений. Надеюсь, музыка вам поможет.

е) Моделирование. Работа в парах. (Слайд № 17)

(Кто сделает, встает)

Вспомним правила работы в парах : один диктует, другой рисует; один пишет, другой проверяет; если не понял информацию-переспроси.

— Изобразим героев сказки с помощью овалов, а потом расскажем сказку по модели. Рукавичку изобразим квадратом. Животных — овалами разной величины

На солнышке появляется лучик с надписью

— Кто из животных самый маленький?(мышка) Она будет самым маленьким овалом.

— Кто побольше? (лягушка) Её обозначим овалом побольше и запомним, что это лягушка.

Аналогично работа проводится с остальными героями сказки.

ж) Пересказ модели сказки

з) Составление пословицы.

  • Не учись разрушать, а учись строить)

и) (дополнительно) Игры Деда Буквоеда.

Узнайте буквы. Читайте слоги.
– Читайте только слова. Сколько слов вы прочли?
– Составляйте слова из слогов. Какие слова вы составили?

V. Итог

– С каким произведением мы сегодня познакомились?
– Кто его автор?
– Чему учит нас сказка «Рукавичка»?

VI. Рефлексия

Метод острова


ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here