Раздел «Русские писатели »

Л.Н.Толстой « Старый дед и внучек»

Цель: Познакомить детей с творчеством Л.Н.Толстого. Показать нравственную проблему в произведениях Толстого.

Задачи: — развивать навык правильного, сознательного, беглого и выразительного чтения

— на примере рассказа воспитывать чувство сострадания к пожилым людям,

уважение к родителям.

— воспитывать вдумчивого читателя, любящего книгу и умеющего работать с

книгой.

— развивать умение анализировать поступки героев, развивать умение

прогнозировать текст.

Оборудование: портрет, репродукции, индивидуальные карточки (для читающих детей). карточки с пословицами для работы по содержанию текста.

Ход урока.

I. Организационный момент.

Прозвенел звонок для нас,

Все зашли спокойно в класс

Встали все у парт красиво, поздоровались учтиво.

Тихо сели, спинки прямо.

Мы начнём урок с начала.

1. Разминка артикуляционного аппарата.

— Ребята, а сейчас мы подготовим зубки и язычки для дальнейшей работы.

  • Чистоговорки

Ок-ок-ок — вот и начался урок.

Ба-бо-бы – на дворе стоят столбы.

Бу-бы-ба – из окна торчит труба.

  • Скороговорки

Король – орел.

У Бори винт. У Вити бинт.

Купила бабуся бусы Марусе.

Белые бараны били в барабаны.

-Молодцы. После такой разминки, мы должны с вами говорить четко и внятно, чтобы было всем понятно.

2. Актуализация знаний. Проверка дом. задания.

II. Подготовительная работа предшествующая восприятию нового произведения.

1. Целевая установка

Сегодня, ребята, мы с вами будем читать очень интересный рассказ. А кто главный герой, вы узнаете отгадав загадку.

Он трудится не от скуки,

У него в мозолях руки,

А теперь он стар и сед

Мой родной, любимый… (дед)

Ребята, а кем вы приходитесь деду? ( Ответы детей: внук, внучка)

2. Молодцы, так вот наш рассказ называется « Старый дед и внучек».А написал его Лев Николаевич Толстой.

3. Беседа об авторе

Ребята, вы любите мечтать? Вот и писатель Лев Николаевич Толстой очень любил мечтать и в детстве мечтал о зеленой палочке, которая исполняла бы любое желание Эта палочка волшебная, она сделала бы всех людей счастливыми. Необычная мечта, да?

А знаете, почему он мне нравится? Потому что он был очень мудрым. А как вы понимаете слово «мудрый»? (Ответы детей: это очень умный, хорошо знающий жизнь человек). Вот посмотрите на его портрет (портрет на доске). Говорят что по лицу человека можно многое узнать и о его характере. И мне кажется, что глаза его так и светятся мудростью и добротой.

Ребята, место где родился Лев Николаевич, называется Ясная Поляна (показ репродукции). Детские годы , проведенные в Ясной Поляне, — это самая счастливая пора в жизни писателя.

Л.Н.Толстой был графом. А вы знаете, кто такой граф? ( Отвечают дети: граф — богатый и знатный человек, у которого много слуг.) Л.Толстой был необычным графом. Он не хотел , чтобы люди на него работали, и сам шил себе сапоги, рубашки, учил крестьянских детей в школе. Лев Николаевич пишет о разном: о добре, о любви к близким, о верности, о дружбе, о заботе, об отношениях между людьми. Когда я читаю его книги , то кажется, что я тоже становлюсь умнее. Я думаю, и вы, читая произведения Льва Николаевича, станете чуточку похожими на него : умными, нетерпимыми к несправедливости. Тогда давайте попробуем поучиться этому, прочитав рассказ Льва Николаевича «Старый дед и внучек».

4. Словарно-лексическая работа.

Поработаем над словами, которые при чтении могут вызвать у вас трудности.(Записаны на доске)

  • Не-вест-ка — невестка — жена сына

  • Бра-нить – бранить – ругать, укорять

  • Ло-хан-ка – лоханка – деревянная круглая или продолговатая посуда для стирки белья и для помоев

  • Сла-жи-ва-ет – слаживает – мастерит

5. Физминутка (музыкальная)

III. Первичное восприятие текста

1. Целевая установка

Сядьте поудобнее. Я прочту рассказ, а вы внимательно слушайте и постарайтесь понять о чем рассказ, чему он нас учит? Читает учитель.

2. Первичный синтез

-Ребята, понравился вам рассказ? Я повторю свой вопрос. Чему же учит он нас? (Ответы детей: это поучительный рассказ, он учит бережному отношению к старшим, чувству сострадания). Верно. А как мы называем поучительный рассказ? (Ответы детей: басня всегда чему-то учит. Близкие люди не должны ссориться.)

— А сейчас, ребята, вы будете читать рассказ (по цепочке)

3. Вторичный синтез

— Сейчас, ребята, мы вернемся к тексту и ответим на вопросы.

  • Назовите главных героев (Ответы детей: дед, Миша, невестка и ее муж)

  • А как вы себе представляете невестку?(Ответы детей: она грубая, злая, у неё отсутствует чувство сострадания, она не почитает старших)

  • Найдите в тексте слова, из которых мы можем увидеть отношение невестки и сына к деду.

  • Ребята, а почему невестка решила деду в лоханке еду подавать?(найдите в тексте)Ответы детей: она пожалела просто чашку вторую.

  • А что же можно сказать о сыне деда? Какай он?

  • Почему он не заступился за своего родного отца? (Ответы детей: он бездушный ,слепо подчиняется своей жене. Он не защитил своего родного отца)

  • Найдите, пожалуйста, в тексте описание деда. Это внешнее описание.

  • Что можно сказать о его характере? (Он смиренный , покорный , все выполняет и со всем соглашается)

  • Ребятки, а кто найдет слова, которые доказывают эту смиренность, покорность?

  • Так что же заставило измениться невестку и сына по отношению к деду?

  • Что сказал Миша на слова отца? Что испытали родители , почему они заплакали?(Ответы детей: им стыдно стало)

  • Ребята , найдите в тексте слова, которые говорят о том, что они больше не будут так относится к деду. Сынишка преподнёс им урок!

4. Чтение по ролям.

— А сейчас я проверю, как вы умеете ориентироваться в тексте. Найдите и прочитайте разговор отца и сына. (Чтение диалога)

5. Работа с пословицами.

Обратите внимание на доску. Я выписала 2 пословицы. Как вы думаете, какая подходит к нашему рассказу, т.е. отражает главную мысль рассказа?

1) Кто родителей почитает, тот вовек не погибает.

2 ) И новая песня – стареется.

6. Связь с жизнью.

А как вы думаете, ребята, почему прошло столько лет, а мы (новое поколение) перечитываем этот рассказ снова и снова. Значит есть что-то дорогое в нем. (Ответы детей: это любовь. Любовь к близким, к родным, которая никогда не умирает. Есть ли в вашей семье старые люди? Как вы относитесь к ним? Выслушиваем ответы детей.

IV. Подведение итога.

— Вот мы и закончили читать рассказ, который называется «Старый дед и внучек» и как нельзя лучше подходят к этому рассказу слова известной нам пословицы «Все хорошо, что хорошо кончается».

  • С творчеством какого великого русского писателя мы с вами познакомились сегодня?

  • Так чему же научил нас рассказ? Конечно же бережному отношению к семье, к родным. Мы должны беречь и любить их. А у кого живы бабушки и дедушки, проявляйте заботу и внимание к ним.

V. Дом. задание.

Прочитать рассказ и ответить на вопросы.

Нарисовать рисунок к этому рассказу (по желанию)

— Аплодисменты для всех.

— Спасибо за отличную работу на уроке.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here